Принцип разделения властей в Конституции США. Билль о правах 1791 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:25, контрольная работа

Описание

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика Конституции США………………………..4
2. Основные моменты принципа разделения властей………………..7
2.1 Законодательная власть…………………………………………9
2.2 Исполнительная власть………………………………………...11
2.3 Судебная власть………………………………………………...12
3. Билль о правах 1791г. ………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………….17
Текстовые задания……………………

Работа состоит из  1 файл

конституция.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агенство морского и речного транспорта

ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

 

Отделение заочного обучения

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Тема работы: «Принцип разделения властей в Конституции США. Билль о правах 1791 г.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка  группы Ю-07-1047

Разумова А. В.

Работу проверил преподаватель

Жиляев В. Н.

 

 

 

Нижний Новгород 2009 год

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика Конституции США………………………..4

2. Основные моменты принципа разделения властей………………..7

2.1 Законодательная власть…………………………………………9

2.2 Исполнительная власть………………………………………...11

2.3 Судебная власть………………………………………………...12

3. Билль о правах 1791г. ………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………….17

Текстовые задания……………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.

Изучение Конституции США и Билля о правах позволяет на конкретном примере проследить особенности формирования политико-правовой системы, рассмотреть конкретные исторические условия как источник права в широком смысле этого понятия.

Цель конторльной работы - рассмотреть принцип разделения властей в  Конституции и значение создания поправок.

Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к

древнегреческому мыслителю Аристотелю. Основную разработку они получили в 18 веке у французского философа Ш. Монтескье. Согласно его взглядам, свобода, то есть право делать все, что не запрещено законами, может быть обеспечена только в таком государстве, где власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В условиях демократического режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими органами. Это одна из важнейших гарантий против произвола.

В «социалистических» странах принцип разделения властей отвергался в пользу принципа «единства власти», выражающегося в «полновластии» представительных органов (в нашей стране такая власть получила название советской власти, власти представительных органов – советов) на которые переходило осуществление народного суверенитета. И исполнительная, и судебная власти подотчетны советам, и они могут даже брать на себя функции этих властей. В действительности такая модель служит прикрытием всевластия аппарата компартии, который реально руководит и законодательной, и исполнительной, и судебной властью, а не редко осуществляет государственно-властную деятельность.

Пример достаточно жесткого разделения властей дала конституция США. Согласно ее ст. 1 полномочия законодательной власти принадлежат парламенту – Конгрессу США, согласно ст. 2 полномочия исполнительной власти принадлежат Президенту США, а согласно ст. 3 полномочия судебной власти принадлежат Верховному Суду США и нижестоящим судам, учреждаемым Конгрессом. Впоследствии принцип разделения властей стал именоваться системой «сдержек и противовесов». Впоследствии эта модель разделения властей была воспринята рядом других государств, особенно латиноамериканских.


1.      Общая характеристика Конституции США

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства. В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию. Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А.Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Делегаты конвента совершенно четко осознавали важность поставленных перед ним задач — остановить дальнейшее развитие революции, создать “более совершенный союз” и гарантировать права собственников.

Конституция состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) - исполнительной, статья III (3 раздела) - судебной, статья IV (4 раздела) - основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.[1]

Характерными чертами Конституции США отличающими её от других современных конституций, являются:

1. это конституция федеративного государства, т. е. она предопределяет такую организацию правительственной власти и правовой системы в стране, при которой центральное правительство распределяет власть между составными частями страны, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах;

2. конституция государства-республики;

3. закрепляет принцип разделения властей, гарантируя его воплощение продуманной системой сдержек и противовесов, что являлось бесспорным изобретением создателей Конституции;

4. с введением судебного конституционного надзора Конституция стала состоять из самого её текста, разъяснений и толкований её содержания, содержащихся в решениях Верховного суда;

5. "жесткость" документа;

6. регулирует напряженную атмосферу для действий правительственной власти, сложившуюся в результате конституционной поддержки личных прав и свобод;

7. общие цели создания Конституции создали уникальный по своей эффективности взаимодополняющий и взаимно - поддерживающий набор политических ориентаций федерального государства.

Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США. Конституция США – одна из самых старых и стабильных. В США реальная политическая власть разделена на три ветви власти. В других же парламентских демократиях она сосредоточена в руках единого верховного законодательного органа. В США, кроме того, полномочия политической власти разделены между национальным правительством и правительством штатов, тогда как в большинстве европейских стран власть концентрируется в центре – в руках национального правительства. Десятки стран писали свои конституции, но некоторые из них оказывались либо декларативными, либо неэффективными, либо ущербными для прав граждан. В США конституционное правление является могущественной силой, с которой необходимо считаться. Американская Конституция является живым законом, поскольку она реально проведена в жизнь.[2] Когда люди говорят о конституции как о живом законе, они обычно имеют ввиду те концепции и трактовки, которые были изобретены, развиты и распространены судами.

Конституция безусловно имеет верховенство над всеми источниками права. Она обладает высшим авторитетом. Ни один человек, ни одна ветвь власти – ни президент, ни Конгресс, ни полицейский на перекрестке – не имеют права игнорировать Конституцию; ее формулировки и правила являются законом для всех, а суды выступают в качестве проводников Конституции; они обладают правом подвергать проверке конституционные действия с целью объявить их недействительными и не имеющими силы. Из почтительного отношения к Конституции складывается и законопослушание и доверие к власти, которая основывает свои действия прежде всего на конституционных законах; именно их совокупность и эффективное действие придает политической системе и правительству устойчивость и легитимность. Конституция США, одна из самых старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из самых наиболее «жестких»: за 200 лет в нее было внесено всего26 поправок, 10 из них были внесены в 1791 году, так называемый Билль о правах. В противоположность юридической конституции существует, по мнению американских теоретиков, «живая конституция». Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президентов.

Устойчивость и стабильность американской Конституции объясняется:

1. Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ, в котором положения или декларации идеологического характера сведены до минимума. Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов;

2. В Конституции был закреплен, по предложению Дж. Мэдисона, американский вариант принципа разделения властей, базирующийся на идеях Дж. Локка и Ш. Монтескьё, но в большей мере на собственном американском опыте;

3. Конституция США относится к числу "жестких" конституций. Однако жесткость американской Конституции сочетается с возможностью федеральной власти гибко и динамично реагировать на меняющуюся ситуацию, в том числе и создавать новые правительственные структуры, перераспределять полномочия федерального центра и штатов, регулировать права личности и решать другие вопросы, касающиеся, по существу, конституционных проблем, не путем внесения поправок в Конституцию, а при помощи текущего законодательства.[3]

В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787г., не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс был вынужден в 1789г. принять проект Билля о правах - первые 10 поправок к конституции, провозглашавших ряд политических, личных и процессуальных прав граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные моменты принципа разделения властей

В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между

тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.     

Конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые конгрессом, и в праве налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия президента реализуются лишь при одобрении сената (заключение между народных договоров, например). Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно президентом и сенатом: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд в праве окончательно признавать недействительным (как не соответствующие конституции) законы конгресса и акты исполнительной власти.[4]

Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд — формируется совместно президентом и сенатом

Все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. Такой порядок, по мысли “отцов-основателей”, должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

Информация о работе Принцип разделения властей в Конституции США. Билль о правах 1791 г