Принцип разделения властей в Конституции США. Билль о правах 1791 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:25, контрольная работа

Описание

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика Конституции США………………………..4
2. Основные моменты принципа разделения властей………………..7
2.1 Законодательная власть…………………………………………9
2.2 Исполнительная власть………………………………………...11
2.3 Судебная власть………………………………………………...12
3. Билль о правах 1791г. ………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………….17
Текстовые задания……………………

Работа состоит из  1 файл

конституция.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Взаимодействие и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Законодательная власть

Конгресс США состоит из 2-х палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируется 2 кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из 2-х лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые 2 года (в самом первом составе сената треть сенаторов избиралась на 2 года, ещё треть – на 4 года, так, чтобы затем каждый сенатор оставался в этой должности 6 лет). Для избрания сенатором необходимы 30 – летний возраст, состояние в гражданстве США не менее 9-ти лет, проживание в штате, от которого он избирается. Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они могут быть арестованы и в этот период. Депутаты пользуются оплачиваемыми командировками, бесплатным медицинским обслуживанием, им оплачиваются почтовые, телефонные, канцелярские расходы, пользование иными средствами коммуникаций.

Конгрессмены получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в конгрессе. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть выбран временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он в праве применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет. Обсуждения в сенате проходят на основе саморегулирования, в связи, с чем нередко применяется прием “флибустьерства” - путем бесконечных выступлений “заговаривают” законопроект другой партии до окончания сессии, а после ее окончания вся процедура прохождения законопроекта должна начинаться сначала (лишь решением 2/3 сенаторов выступление можно ограничить одним часом). Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.); постоянные специализированные комитеты каждой из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов (чаще по сообщениям прессы). У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры. Полномочия конгресса в конституции изложены “в значительной мере прагматично, а иногда казуистично”. К числу общих полномочий конгресса относятся: финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканки монеты, то есть регулирование денежного обращения, определения стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монет); в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами); в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими) и т.д.

В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приеме в гражданство, создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции (выдавать каперские свидетельства частным судам для захвата неприятельских судов, свидетельства на право аналогичных репрессалий, устанавливать правила для захватов на суше и на море), в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Конституция устанавливает для конгресса и ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обратной силой; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портом одного штата перед портами другого штата. Главной формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить только законопроект только о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями президента конгрессу, а члены парламента не редко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти.

 

 

 

2.2 Исполнительная власть

Согласно конституции исполнительную власть в федерации осуществляет президент. Кабинет президента состоит из советников президента и является совещательным органом. Под руководством президента работают различные ведомства (например, Совет национальной безопасности). Вице-президент (его кандидатура кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента. Президент и вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избранно президентом более двух раз. Правда, Ф. Рузвельт был избран президентом трижды, но такая поправка к конституции, введенная специально для него, затем была отменена. [5]

Конституция устанавливает, что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры; он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. Президент обращается к конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию и др. Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате). Президент несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями. Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но однажды она имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 году, не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Судебная власть

В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год бывает 25 миллионов судебных процессов. Здесь существует две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 года Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон, признанный не конституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права), остается в сборниках законов, но не применяется судами, то есть лишается юридической зашиты.

Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам; в прибрежных штатах – морские суды и т.д. Суды формируются по-разному: судьи избираются населением, назначаются мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласований различных объединений и судебных инстанций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Билль о правах 1791 г.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного

раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало

недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне

1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Кон-

ституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г.

поправки были ратифицированы и вступили в силу. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Из области социально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения.

Приведём краткое содержание поправок к Конституции США.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Информация о работе Принцип разделения властей в Конституции США. Билль о правах 1791 г