Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:30, реферат
Британцы выиграли войну, действуя с редкостным единодушием. В условиях военного времени при наличии общей опасности и общих утрат традиционные классовые противоречия смягчились. Но, в целом, классовая структура сохранилась и стала препятствием на пути послевоенного развития Великобритании. Прежде всего, она сохранилась в системе образования, которая лишала равных возможностей талантливых детей из низших классов. В социальной мобильности наметились некоторые подвижки, но они были слишком медленными.
Введение 3
Основная часть 4
Особенности послевоенного экономического развития 4
Хозяйственные отношения 6
Последствия изменений в общественном разделении труда 7
Английская практика экономического программирования 9
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Последствия изменений в общественном разделении труда.
Послевоенная аграрная политика английского государства носила противоречивый классовый характер. С одной стороны, благодаря государственной поддержке сельское хозяйство в 50-60-е годы превратилось в одно из самых высокопроизводительных и механизированных в капиталистическом мире. С другой стороны, происходит большая утечка бюджетных ассигнований по каналам государственного регулирования вы сейфы крупных капиталистических аграриев и монополистической буржуазии, связанной с агробизнесом, предоставление субсидий мелким и средним фермерам ограничено. В результате сельское хозяйство все еще отстает по своей рентабельности от других отраслей экономики, а доля фермеров в национальном доходе сокращается. [3, c.133]
В
связи с ростом всех противоречий
капитализма государственное
Таблица 2
1938 г. | 1948 г. | 1958 г. | 1968 г. | 1970 г. | |
ВВП | 5175 | 10517 | 20408 | 36686 | 42819 |
Государственный
спрос:
-официальная оценка1 в млн. ф. ст. |
970 | 2425 | 5233 | 11519 | 13059 |
-в % к валовому национальному продукту | 19,3 | 23,0 | 25,7 | 31,4 | 30,6 |
Индекс роста (1938 г. = 100) | 100 | 251 | 561 | 1190 | 1340 |
Военное потребление в млн. ф. ст. | 343 | 759 | 1543 | 2444 | 2456 |
Источники:
[12, tables 4, 5. 32-34, 37, 38, 41,51], [13, Tables 1, 33-35, 49],
[14 tables 1, 35, 38]
Послевоенные сдвиги в структуре государственного потребления в Англии отличаются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, за период 1938-1970 гг. реальный удельный вес национализированных предприятий в совокупном государственном спросе увеличился почти в 6 раз (до 30,5%), в том числе их доля в общих валовых вложениях государства в основной капитал – в 8 раз (до 40,2 %). В результате значительно вырос общественно полезный спрос на товары и услуги для нужд государственных предприятий коммерческого типа, стимулирующий экономическое развитие. С другой стороны, Англия характеризуется высоким объемом непроизводственного военного потребления. В этом отношении она в течение 60-х голов уступала только США и соперничала с Францией и ФРГ. [3, c.136] Если промышленное производство Англии с 1964 по 1968 г. выросло лишь на 8-9%, то ее военные расходы за это пятилетие под аккомпанемент пропагандистских заявлений о мнимой «угрозе советского флота» и «захватнических планах Советского Союза» увеличились, по официальным данным, примерно на 23 % [3, c.139]
Английская практика экономического программирования.
В течение всех трех десятилетий (50-70-е годы) обе ведущие партии – лейбористы и консерваторы – могли твердо рассчитывать только на свой традиционный электорат. Судьбу выборов решали колеблющихся избирателей. Колебания в выборе между главными партиями были вполне понятны, поскольку и та, и другая придерживались очень сходных позиций по вопросам внешней политики, обороны и «государства всеобщего благоденствия». Предпочтения отдавались той партии, которая могла выставить самого компетентного премьер-министра и обещала провести те улучшения в экономике, которых не могла добиться правящая партия. Зачастую колеблющиеся избиратели отдавали свои голоса не по идеологическим соображениям, а из-за одного только желания перемен или из духа оппозиционности. Находясь у власти, лейбористы хотели не строить социализм, а работать в рамках смешанной экономики. Консерваторы же были готовы согласится с социальным законодательством своих лейбористских предшественников.
Таблица 3
Парламентские выборы 1945-1970 годов (проценты голосов)
Год выборов | Лейбористы | Консерваторы | Либералы |
1945 | 47,8 | 39,8 | 9,0 |
1950 | 46,1 | 43,5 | 9,1 |
1951 | 48,8 | 48,0 | 2,5 |
1955 | 46,4 | 49,7 | 2,7 |
1959 | 43,8 | 49,4 | 5,9 |
1964 | 43,4 | 44,1 | 11,2 |
1966 | 48,0 | 41,9 | 8,5 |
1970 | 43,0 | 46,4 | 7,5 |
Как видно из этой таблицы во время выборов 50-70годов происходили лишь незначительные изменения в процентах поданных голосов, а саамы большие колебания симпатий избирателей испытывала на себе лейбористская партия, но и то не превышали 5%. Только консерваторы и лейбористы могли уверенно рассчитывать на места в парламенте, а либеральной партии, несмотря на все старания, так и не удалось взломать двухпартийную систему. Традиционная избирательная база лейбористов, которую составлял рабочий класс, сократилась, а британская политика 70-х годов начала решительно меняться. [1, c.541]
50-е
годы были десятилетием
60-е
годы вошли в историю
Английская система «индикативного планирования» 60-х годов складывалась в борьбе между двумя ее вариантами: консервативным (1962-1964 гг.) и лейбористским (1965-1969 гг.), имевшими как общие черты, так и свои специфические особенности. При этом монополистическая буржуазия с самого начала стремилась обеспечить себе полную «свободу» рук для хозяйничанья «в общих рамках политики, в которой механизм цен играет господствующую роль».[18 p.277]. Поэтому созданные консерваторами органы имели автономный юридический статут, не позволявший считать их документы государственными. [3, c.143]
Лейбористы победили на выборах 1950 года со столь небольшим преимуществом (в три с небольшим процента), что уже на следующий год Эттли назначил новые выборы. Но на этот раз разрыв составил менее одного процента, после чего лейбористы подали в отставку и перешли в оппозицию. В этот период уровень жизни британцев все еще превышал уровень жизни их- континентальных соседей.
Вторая администрация Макмиллана (1959-1963) так и не выполнила обещаний первой. Экономический рост замедлился, и Великобритания оказалась перед лицом нового кризиса, причем каждый новый кризис протекал тяжелее предыдущего. Дальнейшее обеспечение полной занятости оказалось невозможным, и зимой 1962 года безработица достигла численности в 800 000 человек. Средства оздоровления экономики, предположенные последним из канцлеров казначейства в кабинете Макмиллана, показали свою полную неэффективность. В результате этого на надвигавшихся в 1964 году на выборах шансы консерваторов на победу были очень невелики. Макмиллан по-прежнему пытался играть роль государственного деятеля, который отстаивает британское влияние на мировые дела на основании ее богатого опыта. Но на самом деле его роль в американо-советской разрядке, наступающего после кубинского кризиса 1962 года, была незначительной. Впрочем, договор 1963 года о запрете ядерных испытаний, который пытался ограничить распространение ядерного оружия, был заключен во многом благодаря умелой дипломатии Макмиллана. Но у этого договора имелись и отрицательны стороны – например, он усилил иллюзию, что Великобритания по-прежнему остается мировой державой, поскольку наравне со сверхдержавами входит в члены «ядерного клуба».[1, c.544]
При правительстве Макмиллана роль центрального программирующего органа выполнял созданный в феврале 1962 г. под председательством министра финансов Национальный совет экономического развития. Его задача – содействовать изучению экономики страны и лучшему использованию ее ресурсов для повышения конкурентоспособности английской промышленности. Разработка программ-прогнозов и мер по их реализации с учетом предложений в Национальном совете экономического развития представителей правительства, предпринимателей и профсоюзов была возложена на рабочий орган совета – Национальное бюро экономического развития. [3, c.143]
Свою первую и единственную программу Национальный совет экономического развития опубликовал в феврале 1963 г. в виде доклада «Рост английской экономики в 1961-1966 гг.».[11]. Эта программа не была в полном смысле общенациональной: желательные темпы роста были в ней намечены лишь для 17 отраслей экономики. У правительства не было к тому же достаточно рычагов, чтобы заставить капиталистов придерживаться согласованных рекомендаций. Со своей стороны оно ограничивалось туманным заверениями «установить высокий приоритет этой задаче во всей политике правительства, в частности в таких областях, как образование, занятость, региональное планирование, внешняя торговля и налоговая система».[10 p.52]. Поэтому за первые два года действия разрекламированной системы (1962-1963) средний ежегодный прирост промышленного производства сопоставил 2,1 % вместо намеченных 4%. Очередной кризис платежеспособного баланса в 1964 г. окончательно похоронил эту программу. [3, c.144]
Чем
очевиднее становилась
Деятельность второй администрации Супермака разочаровала избирателей в немалой степени еще и потому что сразу после выборов 1959 года были введены определенные экономические ограничения. В 1961 году новый канцлер казначейства Селвин Ллойд попытался ввести «платежную паузу», но этому помешало отсутствие договоренности с профсоюзами. Попытки же ограничить рост зарплаты государственных служащих привели к забастовкам железнодорожников, почтальонов и медсестер. В 1962 году Макмиллан заменил Ллойда на Реджинальда Моудлинга, который поначалу излучал уверенность и оптимизм – очень необходимые качества перед угрозой дальнейшего роста безработицы, особенно на севере страны. Моудлинг отважился на проведение затратной политики, решив разорвать замкнутый цикл «стой-иди» из дефляции и роста цен, и достичь заметного экономического роста за счет четко установленного дефицита бюджета. Проблемы, вызванные этими решениями, в 1964 годы были унаследованы лейбористским правительством Гарольда Вильсона.[1, c.545]
Лейбористское правительство создало свой вариант «индикативного планирования» на 1964-1969 гг. его отличительная черта – формирование специального рабочего аппарата, составлявшего часть исполнительной власти государства и опиравшегося на его материальные ресурсы и полномочия. С 1965 г. функции «составления экономического плана и контроля за его реализацией» перешли к вновь созданному лейбористами министерству экономики. Последнему были переданы большая часть штатов и обязанностей Национального совета и бюро экономического развития, а так же министерства финансов – в части, касающейся координации политики экономического роста, доходов, цен и прогнозирования. Ему же было поручено разработать экономическую политику правительства (включая трудовые отношения, отраслевое и региональное развитие), которая была обязательной лишь для государственного сектора. После ряда реорганизаций министерство экономики в конце 1969 г. состояло из трех программирующих отделов (экономического, промышленного и регионального), отдела информации и группы промышленных советников. Оно руководило и межведомственным управлением по планированию инфраструктуры.
Информация о работе Проблема экономического кризиса Великобритании в 1950-1960 годах