Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:30, реферат
Британцы выиграли войну, действуя с редкостным единодушием. В условиях военного времени при наличии общей опасности и общих утрат традиционные классовые противоречия смягчились. Но, в целом, классовая структура сохранилась и стала препятствием на пути послевоенного развития Великобритании. Прежде всего, она сохранилась в системе образования, которая лишала равных возможностей талантливых детей из низших классов. В социальной мобильности наметились некоторые подвижки, но они были слишком медленными.
Введение 3
Основная часть 4
Особенности послевоенного экономического развития 4
Хозяйственные отношения 6
Последствия изменений в общественном разделении труда 7
Английская практика экономического программирования 9
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Функции Национального совета экономического развития в 1965-1969 гг. были ограничены рамками консультаций и разработанных министерством экономики программ и мер по их реализации. На него было возложено так же руководство работой отраслевых советов экономического развития, занимающихся программированием и модернизацией экономики в отраслевом разрезе. По составу отраслевые советы аналогичны Национальному совету. Они включают представителей, как предпринимательских объединений, так и крупнейших монополий, государственных корпораций, профсоюзов, чиновников и независимых экспертов – всего 15-25 человек. К октябрю 1964 г. в отраслях частного сектора было создано 9 таких советов, через 5 лет их стало 24 и к началу 70-х годов они охватывали отрасли, удельный вес который в частном секторе по численности занятых составил около 70 %.[3, c.145]
Правительством Г. Вильсона под руководством министерства экономики была создана также общенациональная система регионального программирования. Вся страна была разделена на 11 крупных экономических районов (из них 8 в Англии, по одному в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии). В каждом районе аппарат министерства экономики был представлен региональным Бюро экономического развития, которые в отличие от региональных советов (совещательных органов) являются периферийными звеньями государственного аппарата, координирующими деятельность правительственных ведомств и муниципальных чиновников по развитию данного района.
В основе этой системы программирования лежала традиционная для Англии реформистская идея о «сотрудничестве между трудом и капиталом», воплощенная в плеяде полугосударственных советов экономического развития (национального, отраслевых и региональных). [3, c.146]
Первый в истории Англии «шестилетний план» экономического развития страны на 1965-1970 гг., составленный министерством экономики, известен под названием «национальный план». Прибегая к социальной демагогии, лейбористы обещали в нем повышение жизненного уровня трудящихся и «равномерное распределение доходов». Фактический же смысл их программ свелся к попытке решить проблемы дефицита платежеспособного баланса в конечном итоге путем усиления эксплуатации рабочего класса. Основная задача – довести к 1970 г. активное сальдо платежного баланса до 250 млн. ф. ст. – предусматривала увеличение ВВП на 25% или на 3,8 % ежегодно против 4% в предыдущей программе. Исходя из этого были намечены и другие важнейшие показатели развития экономики на 1970 г. Программирование осуществлялось с частичным использованием долгосрочной модели экономического роста Англии, построенной Кембриджской исследовательской группой Р. Стоуна.
Новизна
лейбористского варианта заключалась
в сочетании системы заданных,
увязанных между собой
Таблица 4
Государственно-
программы развития английской экономики
в 1964-1971 гг.
Меры прямого государственного воздействия | Меры косвенного государственного воздействия |
|
Налоговая
политика
Импортные ограничения
Кредитная политика
Бюджетные субсидии
Деятельность государственных учреждений
|
Источники: [19, p.
17-27], [2], [8].
Коренная
причина нереалистичности программирования
кроется не только и не столько, а
его техническом несовершенстве, как указывают,
например английские экономисты. Главное
в том, что любое государственно-
Программирование, находившееся в 60-е годы в центе экономической политики правительства, превратилось в объект ожесточенной классовой борьбы. Основная причина этого – провозглашение «политики доходов» главным средством обеспечения, как первой, так и второй национальных программ. Все беды и пороки английской экономики: ее замедленное развитие, инфляция, падение конкурентоспособности английских товаров, а отсюда и дефицит платежного баланса, по мнению теоретиков и практиков «политики доходов», вытекают якобы из того, что в Англии увеличение номинальной заработной платы опережает рост производительности труда. Апологеты этой политики утверждают, что нация не может осуществлять необходимого накопления капитала, поскольку рабочий класс будто бы «живет не по средствам».[20]. Забывая, что показателем уровнем жизни рабочего класса является не номинальная, а реальная заработная плата, «политики доходов» ставит ее увеличение для любой отрасли в прямую зависимость от единого прироста ВВП на одного занятого, не учитывая при этом инфляцию и опережающего роста производительности труда. [3, c.150]
Для британского империализма 60-х годов было характерным возведение «политики доходов» в ранг государственной необходимости и создание для ее реализации специальных органов. В отличие от консерваторов правительство Г. Вильсона поддержало требование профсоюзов о включении прибылей в регулируемые доходы и об установлении контроля над ценами. Для этого в 1965 г. было создано Национальное управление цен и доходов, в состав которых вошли эксперты-экономисты и юристы, представители предпринимателей и один профсоюзный деятель. Председателем управления был назначен бывший министр консервативного правительства Обри Джонс. Однако государственное ограничительное регулирование цен, прибылей и дивидендов в рамках этой политики так и осталось на бумаге.
Принудительное регулирование заработной платы, оказалось, пожалуй, единственным инструментом государственного программирования экономики, юридически и фактически носившим в Англии директивный характер. При практически беспрепятственном увеличении тарифов и цен на продукцию частного сектора и росте его прибылей индекс стоимости жизни в Англии с 1963 по 1970 гг. вырос на 33,5%, а распределяемые доходы компаний – на 84%.[11, table 132], [14, table 27]. На этом фоне стремление монополий, используя мощь государства, навязать рабочему классу в 1963-1969 гг. предел ежегодного роста номинальной заработной платы в 3,5 % несло в себе серьезную угрозу подрыва жизненного уровня трудящихся. Не удивительно, что лейбористская «политика доходов» была сорвана в конце 60-х годов мощным подъемом забастовочного движения. Механизм ее осуществления был демонтирован консерваторами в 1970 г. вслед за упразднением специализированных органов экономического программирования. [3, c.151]
Судьба всей системы программирования, сложившейся в 1964-1969 гг., свидетельствует о провале попытки стимулировать развитие капиталистического способа производства в Англии чуждыми ему методами единого централизованного подхода к руководству экономикой. Процесс свертывания этой системы обозначен следующими вехами:
июль 1966г. – отказ от «национального плана» в связи с затянувшимся кризисом платежного баланса;
ноябрь 1967 г. – девальвация фунтов стерлингов ввиду провала предшествовавших ей дефляционных мер;
апрель 1968 г. – урезка полномочий министерства экономики (передача ответственности за экономическую политику страны – казначейству за политику цен и доходов – министерству занятости);
октябрь 1969 г. – окончательная ликвидация министерства экономики с передачей его функций по руководству прогнозированием и индикативным планированием министерству финансов; ноябрь 1969 г. – снятие формальных ограничений роста цен и прибылей частных корпораций, включая выплату дивидендов.
Таким образом, руководство лейбористской партии лично распорядилась похоронами своего детища составлявшего «гвоздь» ее экономической программы. Это была полная капитуляция правового лейборизма перед «большим бизнесом» [3, c.152]
Заключение.
История не подтвердила предположений относительно того, что, лишившись колониального тыла, британский империализм автоматически рухнет. Неосновательным оказался и тезис, согласно которому развал колониальной империи будто бы лишь способствовал повышению эффективности английской экономики. В действительности его влияние на структуру и темпы хозяйства весьма противоречиво. С одной стороны. После второй мировой войны экспорт английского капитала расширялся медленней чем экономика в целом. В результате все большая часть денежных накоплений материализовалась внутри страны. Это обстоятельство способствовало повышению нормы накопления капитала. С другой стороны, отличительной особенностью Англии было активное участи денежных накоплений колониальных монополий в финансирование капиталовложений внутри метрополии. Распад колониальной империи, вынудивший Англию искать пути снижения материалоемкости производства с целью уменьшить зависимость от внешних поставок сырья и топлива, лишил монополии значительной части доходов из-за границы. Увеличение иностранных, главным образом американских, капиталовложений вызвало обратный отток средств (доходов от этих инвестиций) из самой Англии. В результате существенно упало значение чистых доходов из-за границы для английской экономики: в начале 70-х годов они не достигают 1,5 % валового национального продукта. Британский империализм вынужден все больше полагаться на собственные силы и ресурсы.
Список литературы
Информация о работе Проблема экономического кризиса Великобритании в 1950-1960 годах