Процессы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Поэтому перед тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.
Подготовка социол

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.03 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа  какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как  научный анализ проблем, требует  соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в  результате исследования данных. Поэтому  перед тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты  социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.

Подготовка социологического исследования — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности.

Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования.

Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого  коллектива ученых.

В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора  и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Выделение этапов программы  — это не только проблема исследовательской  практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Сложность обоснованного  выделения научно-исследовательских  этапов заключается прежде всего в том, что значительная часть научной деятельности социолога плохо поддается учету, регистрации, находится как бы в уме исследователя, т.е. в непроявленной форме. Естественное стремление ученого — завершить теоретико-методическую работу созданием системы документов, обеспечивающих высокое качество полученной информации, — приводит нередко к совмещению в разделах программы частных и общих познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие программы социологического исследования

 

Программа содержит теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приёмов изучения определённого явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа  социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором  выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять  попытку осуществить научный  анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое  изложение следующих разделов: методологическая часть-формулировка и обоснование  проблемы, указание цели, определение  объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методологическая часть-определение  обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической  информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки.

Столь ёмкая структура  программы исследования не плод научной  фантазии социологов. Она выверена  многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его  результатов.

Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с  необходимостью получить полное представление  о реально существующих противоречиях  с расчётом найти оптимальные  пути и средства их разрешения.

Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и  организаторов социологического исследования существует ещё научная проблема, которая сравнима с состоянием знания о незнании определённых количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности это может быть незнание действительных причин миграции или снижения творческого потенциала работников и т.п.

В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся  к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение  и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При  этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно  решённых.

Следует опасаться и другой крайности-выдвижения проблем слишком  широкого плана. Если трудно сразу придать  формулировке ясность и чёткость, то, возможно, это удастся сделать  в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных  частей программы.

Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в  тех случаях, когда сама исследовательская  программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению данных, потери их актуальности, а порой и смысла исследования в целом.

Определение цели исследования обычно предусматривает решение  или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надёжных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Как уже было отмечено, научная  проблема не существует сама по себе и  всегда предполагает ту общность людей  и их деятельность, с которыми она  неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком  смысле выступает носитель той или  иной общественной проблемы.

Вместе с тем причины  возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведёт к расширению его  масштабов, чтобы можно было подойти  к её истокам.

Чёткое выделение объекта  способствует правильному определению  предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологического исследования предстаёт как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.

Логический анализ предусматривает  осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нём гипотез.

Суть этих процедур заключается  в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее положение в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств  конкретного явления, последовательное изучение которых даёт возможность  составить ясное представление  о нём.

При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия "социальная активность" предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.

Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем сложнее его вид, тем  более ёмкой и разветвлённой  оказывается структура логического  анализа основных понятий.

В свою очередь характер анализа основных понятий оказывает  непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической  информации. Кроме того, как семантическая  форма вычленения составных элементов  исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.

Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определённой последовательности шагов, приёмов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза-это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое  надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное  выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования.

Как правило, любое социологическое  исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой  проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта  исследования и методов сбора  социологической информации.

Важно, чтобы выдвигаемые  гипотезы не сковывали мысль, не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют  однозначно, избегая по возможности  расплывчатых понятий.

По значимости и характеру  гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и  так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения ещё каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

Описательные и аналитические  социологические исследования, как  правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых  предполагает реализацию определённого  числа связанных с ними дополнительных задач.

При характеристике обязательных требований к программе социологического исследования следует обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию основных понятий.

Как бы ни осуществлялась трактовка  основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный характер, т.е. они всегда получают какую-то интерпретацию.

Основные понятия как  бы задают ход исследованию, диктуют  логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации. Однако дать её не всегда легко. Одна из причин недостаточно строгой научной  интерпретации того или иного  понятия - широко распространённое и  прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социолог изберёт это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то он столкнётся с немалыми трудностями.

Все выявленные на стадии интерпретации  конкретные понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в  форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе  логического анализа интерпретация  уступает место другой процедуре  уточнения предмета исследования.

Эта процедура, кратко именуемая  операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении основного понятия на элементы (семантически на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом ещё более простые понятия принято называть операциональными.

Таким образом, весь процесс  логического анализа основного  понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление  главных сторон предмета исследования путём интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности операциональных понятий, на которые "раскладывается" основное понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура программы исследования

 

Содержание и структура  программы социологического исследования зависят от его общей направленности,  т.е.  от главной цели исследовательской деятельности.  С этой точки зрения можно выделит два типа исследований.

1.  Теоретико-прикладные  исследования,  цель которых -  содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. 

2.  Прикладные социологические исследования,  направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки.

Это исследования,  иногда называемые социально-инженерными,  выполняются по прямому заказу органов общественного управления,  ответственных за организацию деятельности в данной области.

Информация о работе Процессы социологического исследования