Процессы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:45, контрольная работа

Описание

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Поэтому перед тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.
Подготовка социол

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.03 Кб (Скачать документ)

Теоретические подходы,  уже разработанные в социологии,  реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций,  а непосредственным их результатом должны быть разработка социального проекта,  системы мероприятий для внедрения в практику.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей.

Но,  какова бы ни была конкретная цель исследования,  его общая направленность должна отвечать в конечном счете именно практическим задачам общественного развития.

Тщательно разработанная  программа -  гарантия успеха всего  исследования.  В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы,  определение объекта и предмета

исследования.

2. Определение цели и  постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация  основных понятий.

4. Предварительный системный  анализ объекта исследования.

5. Развертывание рабочих  гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

7. Обоснование системы  выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур  сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим  планом ,  в котором упорядочиваются этапы работы,  сроки осуществления исследования,  оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

 

 

 

 

 

    1. Основные требования  программы

 

Составление программы —  необходимое условие успешности всей работы. Программа выполняет две важнейшие функции:  научно- познавательную и научно-организационную.  Первая состоит в обеспечении теоретико-методической целостности исследования,  вторая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.  Значение этой второй функции нельзя недооценивать,  так как именно научная программа,  будь то исследование социальных или иных проблем,  связывает коллектив в единую работоспособную и продуктивную исследовательскую организацию.

Вместе с тем программа  выполняет и внешние функции: она фиксирует место данного исследования в общем процессе развития научного и научно- практического знания,  является необходимым условием оптимального планирования научных исследований данного научного учреждения,  научного сообщества в целом, в системе координации научных исследований в нашей стране.       

Каковы общие требования, предъявляемые к идеальной программе?

Первое требование —  необходимость программы.  Беспрограммное  исследование напоминает поиск методом проб и ошибок:  расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект.  В ходе исследования обнаруживается,  что понятия не  "покрываются"  эмпирическими данными,  при отсутствии гипотез неясно,  как обрабатывать материал.  Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к

 разочарованиям:  материал был собран не полностью,  выборка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.

В конце работы исследователи  приходят к выводу,  что теперь они проделали бы все это совершенно иначе.

Подобный вывод нередко  возникает и при работе по тщательно сформулированной программе.  Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер,  возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой программе.

Такая неудовлетворенность  достигнутым результатом —  плод творческого поиска,  тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей.

          Второе требование -  эксплицитность программы.  Все ее положения должны быть четкими,  все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива,  коль скоро социальные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов.  При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

Третье требование —  логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования.  Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом  (хотя бы на уровне общих гипотез).  Нельзя начинать отработку методов сбора данных,  не имея принципиального плана исследования в целом и до того,  как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

Все звенья программы связаны в логически стройную цепочку.  Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

Четвертое требование -  гибкость программы.  Кажется,  что оно противоречит предыдущему.  Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.

Например,  в ходе пилотажа  (пробы методик)  обнаруживается,  что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна.  Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и,  конечно же,  предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением понятия).  Обычно на стадии предварительного целостного анализа объекта продолжается работа над уточнением понятий,  а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета.

Нередко разработка программы  проходит два этапа.  Вначале набрасывается макет программы с указанием цели,  задач исследования, приблизительной формулировки гипотез;  за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану и,  наконец,  составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений.

Наконец,  не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме,  что была здесь предложена.  Особенности типа исследования — теоретико-прикладного или практически-прикладного - накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения.

Тщательно разработанная программа представляет собой важный результат научной работы.

Программа может быть опубликована как самостоятельный научный труд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи в других районах страны будут собирать и анализировать эмпирический материал,  тем самым добиваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности.  Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы существуют и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 
1. Воронов Ю.П. Информация в социологических исследованиях. - М., 2004. 
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование.-М.:Политиздат,2006. 
3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований.-М.,2006. 
4. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 2005. 
5. Платонов К.К. Обработка психологических данных. - М.: Юнити, 2006. 
6. В. Харчева. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство «Логос»; «Высшая школа,1999.–302с.  
7. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. – М., 1987.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., Юнити, 2004.

 


Информация о работе Процессы социологического исследования