Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:02, лекция
В перечне вопросов, составляющих предмет учебной дисциплины «история отечественного государства и права», важное место занимает проблема становления и развития российского конституционализма. Актуальность данной проблемы существенно возросла в последние два десятилетия, что связано с крахом авторитарных режимов и поисками им демократической альтернативы социального и политического развития. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. породили обращение научной и политической общественности к предшествующему опыту конституционной истории страны, в том числе к опыту негативному, который, как правило, более информативен. В 1990-е годы на юридических факультетах российских вузов историками государства и права стал преподаваться спецкурс «история российского конституционализма».
Тема 11. Конституционные проекты теоретиков российского либерализма в начале XX в.
Заявление «От русских конституционалистов» 1902 г. и обобщение в нем основ политической программы русского либерализма: идей представительства населения в постоянно действующем высшем законодательном учреждении, обеспечения элементарных политических и личных прав населения и др.
Проект Конституции «Союза освобождения» (П.Б. Струве – технический редактор) 1905 г. Проблема двухпалатной структуры представительного органа власти как фактора стабилизации политической системы. Идея всеобщего избирательного права. Земское начало как основание конституционной системы России. Децентрализация политической системы путем расширения компетенции органов местного самоуправления и предоставления губернским земствам прав «самоуправляющихся единиц». Представление о конституционной монархии как об идеальной форме правления для России. Обоснование ее важнейших политических институтов: народного представительства (двухпалатной Государственной Думы), монархической власти и ответственного министерства, Верховного суда – высшего органа наблюдения за конституционностью законов.
Проект Основного закона Российской империи С.А. Муромцева – Ф.Ф. Кокошкина (1905 г.). Влияние на них западного конституционализма. Государственная Дума как важнейший инструмент политических реформ. Двухпалатная структура и принципы формирования. Всеобщее избирательное право. Прерогативы Государственной Думы.
Правовое определение понятия закона. Права граждан и их равенство перед законом.
Влияние
судебной реформы 1864 г. и Судебных уставов,
основанных на независимости суда и содержавших
умеренные гарантии личной неприкосновенности.
Литература
Тема 12. Формирование многопартийной политической системы.
Условия и особенности формирования российской многопартийности.
Классификация ведущих политических партий. Основные модели общественного переустройства России: консервативная, либеральная, народническая, анархистская, социал-демократическая. Анализ программных положений политических партий по вопросам формы государства, прав граждан и их гарантий, вариантов решения национального вопроса, механизмов реализации политических и социальных положений.
Общая характеристика либеральной модели общественного переустройства, представлений о гражданском обществе и правовом государстве, устройстве органов власти и управления, способах разрешения национального вопроса, обеспечении прав и свобод граждан.
Конституционный
вопрос в программе Партии народной
свободы (1905 г.). Конституционная реформа
как фундамент программы
Изменения,
внесенные в программу
Литература
Тема 13. Осуществление конституционной реформы в дореволюционной России. Государственная Дума и Государственный Совет в политической системе российского монархического конституционализма начала XX в.
Этапы и вектор осуществления конституционной реформы начала XX в.
Законодательство о Булыгинской думе. Правовые акты от 6 августа 1905 г. – Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы, «Положение о выборах в Государственную Думу». Завершение первого этапа конституционной реформы и его оценка.
Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», его правовое и политическое значение. Начальная стадия второго этапа конституционной реформы.
Изменение избирательного законодательства. Указ 11 декабря 1905 г. «Об изменения Положения о выборах в Государственную думу»: история разработки и принятия. Активное и пассивное избирательное право.
Пересмотр Учреждений о Государственной Думе и Государственном Совете. Акты 20 февраля 1906 г.: манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», «Учреждение Государственной Думы», указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета».
Правовой статус представительных органов власти в Основных государственных законах 23 апреля 1906 г.
Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Государственного совета.
Политические
условия функционирования представительных
органов власти. Деятельность Государственной
думы первого – четвертого созывов
и Государственного совета. Итоги и результаты.
Литература
Тема 14. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. как высшая форма монархического конституционализма
Европейские источники «русской конституции» – конституции Бельгии, Австрии, Пруссии и Японии. Российские источники – конституционный проект «Союза освобождения» и проект С.А. Муромцева – Ф.Ф. Кокошкина.
Манифест 17 октября 1905 г. как пролог конституционной реформы.
История создания Основных законов.
Юридическая характеристика и политическое значение Основных законов. Корректировка прерогатив императорской власти. Конституционное понятие закона. Устройство представительных органов власти. Политические права граждан и их гарантии. Чрезвычайно-указное право и его влияние на характер конституционной реформы.
Характеристика
политической системы, созданной Манифестом
17 октября и Основными законами 23 апреля.
Оценка содержания Основных законов современниками,
историками и юристами.
Литература
Тема 15. Разработка законодательства о политических правах и свободах граждан в дореволюционной России.
Разрешительный (концессионный) режим образования общественных организаций и организации собраний. Закрепление его в «Уставе благочиния (полицейском)» 8 апреля 1782 г. и «Своде законов Российской империи».
Манифест 17 октября 1905 г.: декларация о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы». Обсуждение юридического содержания прав граждан на объединение в союзы и собрания правовой и политической общественностью рубежа XIX-XX вв.
Подготовка правительством законопроектов о союзах и собраниях в октябре 1905 г. – феврале 1906 г. Полемика между Министерством юстиции и Министерством внутренних дел по вопросам юридических процедур образования общественных организаций и собраний, прекращения их деятельности, юрисдикции судебной и административной властей. Позиция Совета министров под председательством С.Ю. Витте и Государственного совета. Принятие 4 марта 1906 г. императором указа Правительствующему Сенату «О временных правилах об обществах и союзах» и «Временных правилах о собраниях». Характеристика правового содержания закрепленных в данных актах свобод союзов и собраний.
Подготовка законопроектов о свободе союзов и собраний в Государственной думе. Полемика между либералами и социал-демократами о правовом содержании политических свобод. Законопроект о союзах, внесенный фракцией Партии народной свободы в Государственную думу I и IV созыва. Запросы Думы III созыва по фактам нарушения административной властью прав общественных организаций.
Правовое
положение общественных организаций
и собраний при Временном правительстве.
Постановление Временного правительства
о собраниях и союзах 12 апреля 1917 г. и закрепленное
в нем право образовывать общественные
организации, открывать собрания явочным
порядком. Постановление 21 июня о порядке
регистрации общественных организаций
в окружных судах.
Литература
Информация о работе Программа по дисциплине «История российского конституционализма»