Происхождение древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 04:25, реферат

Описание

Мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в. императора Константина Багрянородного X в. и Льва Диакона X в., сказания скандинавских саг и ряда арабских писателей тех же веков: Ибн-Хордадбе, Ибн - Фадлана, Ибн - Дасты, Масудии др. Основным же источником для изучения первого периода нашей истории является Начальная летопись1.

Работа состоит из  1 файл

KP.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)
  1. Термин "славяне"
 

   Сам термин  "славяне" до сих пор  удовлетворительно  не   объяснен. Возможно, он связан  со "словом", и так  наши предки могли именовать  себя в отличии от иных народов, речь которых они не понимали (немцы). С таким явлением мы встречаемся не  только в славянском  мире.  Известно, что арабы в VII-VIII вв. называли все прочие народы, не понимавшие  их  языка, аджамами,  т.е. неарабами,  буквально немыми,  бессловесными (немцами). Позже такой термин стал   применяться исключительно к иранцам.   Любопытно, что  согласно Прокопию   Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю,  славяне назывались прежде спорами,  а у Иордана фигурирует   какой-то народ сполы,  с которым воевали готы.  Расшифровать  эти понятия невозможно при нашем состоянии   знаний,  но,  очевидно,  термин "славяне" возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее  название было  все-таки венеды:  именно так именовали славян  их

древнейшие  соседи с запада - германцы и ,  кажется, восточные балты.  Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные  наименования.    И только позже (V-VI вв.) утвердилось общее название "славяне" (словене). 
 

  1. Праславяне
 

  а)  различие между славянами 

Знакомясь   с  древнейшими  описаниями нашей  страны,  мы  вплоть  до первых  столетий  нашей эры не найдем в них даже упоминания  имени  славян. Прежде всего восточные   славяне возникли в результате слияния так называемых   праславян,   носители славянской  речи, с различными другими этносами   Восточной   Европы.  Этим объясняется   тот факт, что при всей схожести языка и элементов   культуры,   с   ним   связанных, в остальном между славянскими народами    имеются серьезные различия,  даже по антропологическому типу - такого рода различия  есть  внутри отдельных групп тех или иных   восточнославянских  народов.  Не менее существенное  различие обнаруживается в сфере   материальной культуры,  поскольку славянизированные этносы, ставшие составной частью тех   или   иных  славянских народов, имели   неодинаковую     материальную культуру,  черты которой сохранились и у их потомков.  Именно в сфере материальной  культуры,  а также такого элемента культуры,  как музыка,  имеются    значительные    различия даже между   такими     близкородственными

народами, как русские и украинцы. 
 

  1. Ареал расселения славян
 

   Есть  все   основания   полагать, что ареал расселения праславян, которые,  как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э.(во времена  Геродота), был  весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах  до первых веков н.э. в письменных источниках нет,  а  эти источники,  как  правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала   расселения праславян  приходится исключить большую   часть территории современной Украины,  кроме ее северо-запада. 

а)  первые известия о венедах  

Первые  упоминания о венедах, - а  именно  так называли ранние источники  праславян,-  появились   только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии  и Норика (нынешних Венгрии и Австрии).  Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний  Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но  и эти известия  были крайне смутными,  так как римские и греческие писатели  не   могли   даже

точно определить, относить ли им  венедов  к германцам  или  к  сарматам, склоняясь, правда, к большей  близости венедов по им  нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными народами  -  германскими и сарматскими (иранскими ), Богемия (нынешняя  Чехия) получила название от кельтского племени бойев,

однако  во  времена  Тацита и   позже  здесь  поселились  германцы, а  где-то за ними (на северо-востоке (?)) обитали  венеды. Тацит, рассказывая  о   венедах, упоминает  рядом  с  ними эстов и фенов, под которыми скрываются   предки балтских народов (но не финнов и современных эстов). Следовательно,  венеды  в  ту  пору  занимали приблизительно      территорию       нынешней Юго-Восточной Польши ,   Юго-Западной Белоруссии и Северо-западной   Украины (Волыни  и Полесья). А данные Птолемея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян,  включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря,  известного в ту пору, как Венецкий  залив.  Очевидно, уже на протяжении второго века  славяне оттеснили   или   ассимилировали  какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно   предположить,   что    данные Птолемея  фиксируют уход  готов с побережья Балтийского моря  и продвижение на их место славян. 

б) Певтингенова карта  

      Вероятно ,  какое-то  расширение этнической территории  славян  наблюдалось и в III-IV вв., но, к сожалению источников  для этого времени почти нет. Так   называемая Певтингерова Карта,  окончательная редакция  которой относится к первой половине пятого века, включает, однако и значительные  элементы  более ранней информации,  восходящей еще к первому веку до  н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно.  Венеды  на  этой Карте   показаны на  северо-запад от  Карпат,   вместе с какой-то частью сарматов. Совместная   фиксация  венедов и сарматов  в Прикарпатье, очевидно  отражает  с элементами пятого столетия реалии II-IV вв. до нашествия гуннов. 
 
 
 

в) славяне  и археологические культуры  

      Археологи   пытаются   увидеть славян в  носителях различных археологических  культур, начиная от так называемой культуры   подклошных   погребений  (IV-II вв. до н.э., Верхняя Висла и бассейн Варты) до различных археологических культур первой половины  I  тысячелетия н.э.. Однако в этих заключениях много спорного.  Еще недавно довольно  распространенная  интерпретация   принадлежности   черняховской культуры  славянам  имеет не так уж  много приверженцев, и большинство ученых полагают ,  что данная культура  была создана разными этносами с преобладанием иранцев. 

г) перемещение  населения в результате гуннского  нашествия

        

      Гуннское  нашествие привело  к значительным   перемещениям   населения,  в  том числе и из степной и  частично    лесостепной  полосы   нашего юга. Более всего это  касается степных районов, где  после кратковременной  гегемонии угров уже в VI веке  возобладали прототурки. Иное дело - лесостепь нынешней  Украины и Северного Кавказа     (Подонья).  Здесь старое  иранское  население   оказалось более устойчивым,  но и оно стало постепенно подвергаться воздействию неуклонно двигавшихся на восток славян. Очевидно,  уже в V веке последние  вышли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев.  Вероятно, именно  последние основали городки на киевских горах, поскольку название Киева может быть  объяснено из иранских наречий как княжеский (городок ). Затем славяне продвинулись за Днепр в бассейн реки Десны,  получившей  славянское название (Правая).  Любопытно однако,   что основная часть крупных рек   на   юге сохранила дославянские (иранские) названия. Так, Дон – просто река,   Днепр - глубокая  река, Рось - светлая река, Прут - река и т.д. А вот название  рек на северо-западе Украины и на  большей части Белоруссии - славянские (Березина, Тетерев, Горынь, и т.д.) и это,  несомненно, свидетельство   весьма древнего  обитания  там славян18,3. 
 
 
 

V. РАННИЕ  СВЕДЕНИЯ О ВОСТОЧНЫХ  СЛАВЯНАХ. 

  1. Византийские  историки IV века
 

   При  этом  славяне первоначально как  жители лесов  (а именно таковыми их нам рисуют византийские   историки VI  века) продвигались и расселялись  преимущественно  вдоль  больших  рек (транспортные артерии). Местное  население довольно легко  ассимилировалось с славянами , как правило мирным путем. Подавляющая часть нашей   информации о ранних  славянах черпается из  византийских  источников. Даже сведения, сохраненные с VI-VII вв. сирийскими и арабскими писателями,  в целом восходить к Византии. Византийская   историография VI в.  фиксировала внимание почти исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные  отношения.  Византийцы   писали много лишь  о тех районах, которые находились в сфере непосредственных интересов империи.  Начиная со времени правления Юстина I  (518-527)  информация  о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком,  хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии  небезызвестны. 

а) славяне  на Балканах  

      Особое,  обостренное  внимание к славянам именно с конца второго десятилетия VI  в.  объясняется  прежде всего тем, что с этого времени они начинают активно   внедряться  на  Балканский полуостров и уже через несколько десятилетий овладевают большей его частью. В политической  жизни Балкан  все больше играют именно славяне, которые надвигались на  Византию с двух сторон - с севера Балканского полуострова и с низовьев  Дуная.  Византийцы   упоминают   о   славянских вождях - они вовсе не цари или князья, а скорее предводители  военных дружин    стадии  военной    демократии. Дружины всегда  шли впереди своего народа , нередко углубляясь  в своих походах во вражескую   территорию, как бы готовя  ее  к славянской колонизации. 

б)западные и  восточные славяне 

      Византийские   писатели  VI века  делят славян на  две группы. Западная  (северо-западная) часть славян так  и  обозначались  как славяне   (склавины, склавии).  Кажется, к ним относили и балканских славян. Но кроме того, византийские    писатели   VI-VII веков упоминают антов,  которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними и сталкивались греки,  на восток то ли до Днепра, то ли до Дона. 

в)  ранние политические  объединения восточных  славян. 

      Заметим,  что  древляне, северяне  и  т.д.  в ПВЛ  племенами не именуются,  хотя в  современных    переводах  термин  "племя"  нередко   фигурирует.  Ряд   ученых   уже   давно

сделали вывод,   что в  древнерусской  летописи речь идет  не о  племенах, но  о  союзах   племен.  Такое  мнение подкреплялось и  большой    территорией   таких   "племен", как северяне, кривичи и др.  Нет  термина   "племя" или  подобного ему и  в списках  славян  Константин а   Багрянородного, который   ведет  речь  о  славянах  - древлянах ,  северянах и т.д. Вместе с  тем перед нами  еще,   несомненно, объединение  догосударственного или предгосударственного   порядка, скорее всего именно   союзы   близкородственных племен. В этих   союзах, уже занимавших     определенную, четко фиксируемую   территорию, на лицо  переходные  черты   к политическому объединению типа раннеклассового общества.   В этом  плане древляне,  поляне и т.д.   по-видимому ,  идентичны    таким   германским племенам",  как франки,  саксы, бавары и т.д.,  которые на деле  представляли союзы племен,  хотя  и сохранили наименование  одного    (господствующего) племени. 

г) Антский союз 

      Хронологические    рамки   существования  Антского  союза   приходятся приблизительно на 3О-е годы  VI века -  первые  годы  VII  века, когда союз  был сокрушен  аварами, с этого времени имя антов исчезает со страниц истории столь же неожиданно,  как и появляется  там. Это свидетельство того,  что термин "анты" вряд ли употреблялся среди самих славян и, строго говоря, не имело этнического смысла. По-видимому он имел  чисто   территориально-политический  смысл и исчез после    аварского разгрома. Народная память  сохранила предания  об аварах как о людях богатырского сложения, покоривших  славян и всячески притеснявших их.  В частности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он запрягал в телегу  дулебских  женщин   вместо скота.  Летописец завершает сказание тем,  что, по его словам, Бог разгневался на обров за их гордыню и истребил их, так что ни одного обра не  осталось.  Здесь возникает ряд интересных вопросов. Летопись говорит о славянах-дулебах, (т.е. волыняная  часть восточных славян) хотя   дулебы   как племя известны  и в Чехии, так что, возможно,  перед нами  очень древнее общеславянское сказание. Что касается гибели гордецов  обров, то  на  самом деле   их  первоначально побил византийский  император Ираклий,  после того как авары "сделали свое дело", т.е. по  его приказу   сокрушили Антский  союз. Сделали они это, скорее всего, не в одиночку, но вместе со своими союзниками - булгарами, обитавшими у Азовского моря. Однако Аварский   каганат   как политическое объединение существовал до конца VIII века, когда

Информация о работе Происхождение древних славян