Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:58, контрольная работа
Спор норманистов и антинорманистов длится уже более двухсот лет, постоянно выходя за рамки чисто научной дискуссии. Многим нестерпима сама мысль о том. что скандинавы сыграли определенную роль в становлении Российской государственности. В истории русского Средневековья варяжский, или норманнский, вопрос занимает особое место. Он неразрывно связан с вопросом «Как было основано Древнерусское государство?», волнующим тех, кто интересуется прошлым своего Отечества.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Как искали родину Варягов……………………..……………………………………………..4
Глава II. Государственный антинорманизм…….……………………………………………………..5
Глава III. Круг замкнулся……………………………………...….6
Глава VI. Варяжский вклад……………………………………....7
Заключение………………………………………………………….11
Библиография……………………………………………………….
Минский филиал государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Московский государственный |
Минский филиал МЭСИ | ||||||||||||
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа по дисциплине «История» | |||||||||||||
Вариант № 1 | |||||||||||||
Студент |
Абдуразаков А.О. |
||||||||||||
Ф.И.О., № зачетки |
подпись |
дата | |||||||||||
Руководитель |
|||||||||||||
Ф.И.О. |
подпись |
дата | |||||||||||
Зарегистрировано на кафедре |
|||||||||||||
Ф.И.О. |
подпись |
дата | |||||||||||
Минск 2011 г. |
Содержание.
1. Происхождение государства у восточных славян: спор норманистов и антинорманистов.
Введение. ………………………………………………………….3
Глава I. Как искали
родину Варягов……………………..………………
Глава II. Государственный
антинорманизм…….……………………………………
Глава III. Круг замкнулся……………………………………..
Глава VI. Варяжский вклад……………………………………....7
Заключение…………………………………………………
Библиография……………………………………………
2. Место истории в системе наук о человеке и обществе.
Место истории в системе наук о человеке и обществе…………………13
Введение
Спор норманистов и антинорманистов длится уже более двухсот лет, постоянно выходя за рамки чисто научной дискуссии. Многим нестерпима сама мысль о том. что скандинавы сыграли определенную роль в становлении Российской государственности. В истории русского Средневековья варяжский, или норманнский, вопрос занимает особое место. Он неразрывно связан с вопросом «Как было основано Древнерусское государство?», волнующим тех, кто интересуется прошлым своего Отечества. Вне академических кругов эту проблему зачастую сводят к многолетней, а точнее, уже многовековой, неутихающей дискуссии, вспыхнувшей в XVIII веке между норманистами (Готлиб Байер и Герхард Миллер) и антинорманистами (Михаил Ломоносов). Немецкие ученые приписывали честь создания Древнерусского государства скандинавам (норманнам), с чем Ломоносов решительно не соглашался. В дореволюционной историографии перевес был у норманистов, в советское же время господствовал антинорманизм, в то время как норманизм расцвел в зарубежной исторической науке. Так или примерно так видят суть дела и студенты, приходящие в вуз со школьной скамьи, и те, кто интересуется русской историей непрофессионально. Однако реальная картина не столь проста. О единой дискуссии между норманистами и антинорманистами говорить неправомерно. Дискуссий было две, и вопросы, которые в них обсуждались, заметно различались.
1. Происхождение государства у восточных славян: спор норманистов и антинорманистов.
Первая началась в 1749 году
с полемики Ломоносова и Миллера.
Герхард Миллер (ученый, много сделавший
для развития российской исторической
науки, он первым стал изучать историю
Сибири, а также издал «Историю
Российскую» Василия Татищева, при
жизни автора не публиковавшуюся) выступил
с диссертацией «О происхождении
имени и народа российского». До
него, в 1735 году, статью, касавшуюся проблемы
образования Древнерусского государства,
опубликовал в Санкт-Петербурге
на латыни другой работавший в России
историк немецкого
Спор норманистов и
антинорманистов не был отвлеченной
академической дискуссией, у него
имелась и политическая подоплека.
Прения велись в стенах Императорской
Академии наук и художеств в Санкт-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИНОРМАНИЗМ
Те, кто отождествлял варягов с норманнами,
пытались подкрепить свое мнение новыми
аргументами, а их оппоненты множили версии
о нескандинавском происхождении варягов:
последние чаще всего отождествлялись
с западными славянами, но были версии
финская, венгерская, хазарская и другие.
Главное же оставалось неизменным: спорящие
не сомневались: именно варяги, пришедшие
в Восточную Европу в 862 году, основали
государство на Руси. Впрочем, к началу
XX века дискуссия практически затихла
по причине накопления научных знаний,
особенно в области археологии и лингвистики.
Археологические раскопки показали, что
на территории Руси в конце IX — X веке присутствовали
тяжеловооруженные воины скандинавского
происхождения. Это совпадало с данными
письменных источников, согласно которым
иноземными воинами-дружинниками русских
князей были именно варяги. Лингвистические
изыскания подтвердили скандинавское
происхождение упоминающихся в летописи
и договорах Олега и Игоря с Византией
имен русских князей первой половины X
века и многих лиц в их окружении. Из чего,
естественно, следовал вывод, что носители
этих имен имели скандинавское, а не какое-то
иное происхождение. Ведь если предположить,
что варяги были славянами с южного побережья
Балтики, то как объяснить тот факт, что
имена представителей верхушки южнобалтийских
славян (ободритов и лютичей), упоминаемые
в западноевропейских источниках, звучат
по-славянски (Драговит, Вышан, Дражко,
Гостомысл, Мстивой и т. п.), а имена действующих
в Восточной Европе варягов — по-скандинавски?
Разве что сделав фантастическое допущение,
что южнобалтийские славяне на родине
носили славянские имена, а придя к своим
восточноевропейским собратьям, зачем-то
решили «прикрыться» скандинавскими псевдонимами.
Казалось бы, дискуссия исчерпана: норманизм
победил. Действительно, в XX столетии авторов,
утверждавших, что варяги не являлись
норманнами, оставалось немного. Причем
в большинстве своем это были представители
русской эмиграции. В советской же историографии
те, кто не считал варягов норманнами,
исчислялись буквально единицами. Так
откуда же взялось устойчивое представление
о господстве антинорманизма в исторической
науке советского периода? Дело в том,
что так называемый антинорманизм советской
историографии — явление принципиально
иное, нежели антинорманизм дореволюционный.
Основной вопрос дискуссии был поставлен
иначе: обсуждалось не этническое происхождение
варягов, а их вклад в создание Древнерусского
государства. Тезис, что он был решающим,
подвергся ревизии. Формирование государства
стали рассматривать как длительный процесс,
для которого требовалось вызревание
предпосылок в обществе. Такой подход
наметился уже в предреволюционные десятилетия
(например, у В.О. Ключевского) и окончательно
закрепился с утверждением в отечественной
исторической науке марксистской методологии.
Государство «появляется там и тогда,
где и когда появляется деление общества
на классы» — этот тезис Ленина очень
трудно совместить с представлением о
привнесении государственности князем-пришельцем.
Соответственно, появление Рюрика стало
трактоваться только как эпизод в длительной
истории формирования государственности
у восточных славян, эпизод, приведший
к появлению правящей на Руси княжеской
династии. Советские историки были антинорманистами
именно в таком смысле: признавая, что
варяги — это норманны, они не признавали
за ними решающей роли в образовании Древнерусского
государства, в чем и заключалось их отличие
как от норманистов, так и антинорманистов
позапрошлого века. Представление, что
роль варягов в образовании государства
на Руси была незначительна, полностью
утвердилось к концу 1930-х годов. И здесь
тоже не обошлось без идеологии. Норманизм
стал рассматриваться как буржуазная
теория, выдвинутая с целью доказать принципиальную
неспособность славян создать свою государственность.
Здесь определенную роль сыграло также
то обстоятельство, что легенду о призвании
Рюрика взяла на вооружение нацистская
пропаганда: получили известность высказывания
Гитлера и Гиммлера о неспособности славянской
расы к самостоятельной политической
жизни, о решающем влиянии на нее германцев,
чьей северной ветвью являются скандинавы.
После победы над фашистской Германией
этот фактор отпал, но начавшаяся холодная
война породила новую идеологему: норманизм
стал рассматриваться как искажение и
принижение прошлого страны, первой вставшей
на путь формирования новой, коммунистической
общественной формации.
Казалось бы, в конце XX — начале
XXI столетия варяжский вопрос должен
был наконец избавиться от идеологического
шлейфа. Но вместо этого наблюдается
иное — активизация крайних точек
зрения. С одной стороны, как у
нас, так и за рубежом появляются
работы, в которых под формированием
Древнерусского государства понимается
исключительно деятельность норманнов
в Восточной Европе, а участие
славян в этом процессе практически
игнорируется. Подобный подход, по сути,
есть игнорирование научных
С другой стороны, возрождается
точка зрения, что варяги не были
скандинавами. И это притом что
в течение XX столетия был накоплен
значительный материал (в первую очередь
археологический), не оставляющий никаких
сомнений в обратном. На территории
Руси найдены многочисленные погребения
конца IX — X века, в которых захоронены
выходцы из Скандинавии (об этом говорит
сходство погребального обряда и
предметов с тем, что дают раскопки
в самих скандинавских странах)
Отчасти этот возврат к
старому антинорманизму — реакция
на активизацию тех, кто представляет
норманнов единственной государствообразующей
силой в Восточной Европе. На деле
же сторонники обеих крайних точек
зрения, вместо того чтобы решать реальную
проблему — какова роль неславянских
элементов в генезисе древнерусской
государственности, — прокламируют
давно опровергнутые наукой положения.
При этом и те и другие при всей
полярности позиций сходятся в одном
— государственность восточным
славянам была привнесена извне.
Что же говорят о роли варягов в возникновении
государства Русь исторические источники?
Древнейшие русские летописные
памятники — так называемый Начальный
свод, написанный в конце XI века (текст
его донесла до нас Новгородская
первая летопись), и Повесть временных
лет, изданная в начале XII века, —
свидетельствуют, что примерно 1200 лет
назад в наиболее развитых восточнославянских
общностях (у словен в Новгороде
и у полян в Киеве) к власти
пришли князья варяжского происхождения:
в Новгороде Рюрик, в Киеве
Аскольд и Дир. Рюрик был призван
на княжение словенами, кривичами и
финноязычной общностью (по Начальному
своду — мерей, по Повести временных
лет — чудью), после того как
эти народы изгнали варягов, бравших
с них дань. Затем (согласно Повести
временных лет — в 882 году) преемник
Рюрика Олег (по версии Начального свода
— сын Рюрика Игорь, при котором
Олег был воеводой) захватил Киев и
объединил северное и южное политические
образования под единой властью,
сделав Киев своей столицей.
Летописные рассказы отстоят
от описываемых событий более
чем на два столетия, и многое,
о чем они сообщают, явно основано
на легендах, устных преданиях. Поэтому
встает естественный вопрос: насколько
достоверна донесенная летописными
памятниками информация? Чтобы на
него ответить, необходимо привлечь как
иностранные источники, так и
данные археологии.
Археологически четко
прослеживается присутствие с IX века
выходцев из Скандинавии на севере
Восточной Европы, а в X столетии
— и на юге, в Среднем Поднепровье.
В свою очередь, самое раннее письменное
известие о политическом образовании
под названием Русь оказывается
определенным образом связано со
скандинавами. Так, послы правителя
«народа Рос», прибывшие, согласно так
называемым Вертинским анналам, ко двору
франкского императора Людовика Благочестивого
в 839 году, были «свеонами» (шведами). В
письме 871 года франкского императора
Людовика II византийскому императору
Василию правитель Руси именуется
«каганом норманнов», что говорит
о его скандинавском
Из западных источников середины
IX века — франкских анналов —
мы знаем о датском конунге (князе)
Рёрике — тезке Рюрика из русских
летописей. Версия о тождестве Рёрика
и Рюрика, разделяемая многими
исследователями (хотя есть и те, кто
ее полностью отвергает), остается наиболее
вероятной. Она позволяет
Информация о работе Происхождение государства у восточных славян: спор норманистов и антинорманистов