11.Происхождение и сущность
государства по мнению Платона
Ряд авторов
считают, что “причиной возникновения
совместной общественной жизни
и государства Платон считает
наличие у людей врожденных
социальных потребностей, которые
каждый отдельный индивид не
может удовлетворить собственными
усилиями и поэтому нуждается
в помощи со стороны других
индивидов”. Таким образом, каждый
человек привлекает то одного,
то другого для удовлетворения
той или иной потребности. Испытывая
нужду во многом, многие люди
собираются воедино, чтобы обитать
сообща и оказывать друг другу
помощь: такое совместное поселение
и получает у нас название
государства. Помимо этого, государство
создается для того, чтобы обеспечить
его членам благополучие и
безопасность. ”Разнообразию человеческих
потребностей в государстве должна
соответствовать специализация
труда, ибо только на её основе
можно обеспечить высокое качество
и производительность”. К. Маркс
указывал, что “в республике Платона
разделение труда является основным
принципом строения государства,
она представляет собою лишь
афинскую идеализацию египетского
кастового строя”. Целые сословия
людей осуществляют в государстве
жизненно необходимые для общества
функции; “этому способствуют
навыки ремесла, изощренные профессиональным
обучением и опытом, умноженные
наследственной передачей, усвоением
их с детства в собственной
семье и ближайшей среде”. Поэтому
город должен состоять из землевладельцев,
ремесленников, купцов, мореходов, рабочих,
поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей,
и т.д. Платон уверен, что лучше работает
тот, кто владеет одним делом, к которому
более способен, и занимается только им.
“Поэтому можно делать все в большом количестве,
лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь
работу соответственно своим природным
задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь
на другие работы”. Все способности человека
принадлежат государству, которое вольно
распоряжается ими по своему усмотрению.
По убеждению
Платона, государство должно также
выполнять и нравственные функции
– “воспитывать граждан в
верности установленным порядкам и
религии отцов”.
В диалоге
“Государство” Платон рассматривает
идеальный государственный строй
по аналогии с человеческой
душой. Трем началам человеческой
души – разумному, яростному
и вожделеющему - аналогичны три
основных начала государства
(так как между государством
и человеком существует взаимное
подобие) – совещательное, защитное
и деловое. Последним же соответствуют
три сословия – правителей-философов,
воинов (стражей) и производителей
(ремесленников и землевладельцев).
Сословное деление общества Платон
объявляет условием прочности
государства. Самовольный переход из
низшего сословия в высшие является величайшим
преступлением, ибо каждый человек должен
заниматься тем делом, которому он предназначен
от природы: “Заниматься своим делом и
не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
Так как
вышеуказанные сословия вполне
соответствуют трём сторонам
человеческой души, то и добродетели,
свойственные последним, переносятся
у Платона равным образом на
первые. Так, мудрость, есть добродетель
правителей; мужество свойственно
более всего сословию воинов,
ограждающих общественную безопасность
и благоденствие; рассудительность
усматривается в подчинении народной
толпы воле правителей и во
взаимном согласии граждан; а
справедливость – в том, что
не только согласны между собой
граждане, но и целые сословия
их строго исполняют свои обязанности
и, таким образом, каждое из
них всё более утверждается
в свойственной себе добродетели.
Для обоснования
вводимой иерархии сословий Платон большое
значение придавал распространению среди
населения идеального государства “благородного
вымысла” о том, что хотя все они – братья,
но бог, который их вылепил, в тех из них,
кто способен править, примешал при рождении
золота, в их помощников – серебра, а в
землевладельцев и ремесленников – железа
и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота
родится серебряное потомство, а от серебра
– золотое и т.д., возможны переходы членов
одного сословия в другое. Миф заканчивается
предостережением, что государство погибнет,
когда охранять его будет железный или
медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц,
вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать
послушание, единомыслие и братство граждан
и одновременно их неравенство в структуре
идеального государства.
В «Государстве»
Платона коммунизм распространяется
только на два высших класса.
Коммунистические идеи Платона
в «Государстве» критиковал Аристотель,
аргументируя это тем, что «общение
имуществ может вести лишь
к беспрерывным ссорам, вследствие
неравного распределения пользования
и труда.
«Уничтожение
всей частной жизни, всех личных
интересов, конечно, лишает человека
многих удовольствий; но хорошо
воспитанные воины, говорит Платон,
находят свое счастье не в
материальных наслаждениях, а в
исполнении своего назначения».
Уничтожив частную собственность,
Платон упраздняет и семью,
чтобы всецело заменить и семейные
интересы общегосударственными. Только
при условии общности жен и
детей достигается совершенное
единство граждан, единство интересов.
Тяжбы и взаимные обвинения
разве не исчезнут у них,
попросту говоря, потому, что у
них не будет никакой собственности,
кроме своего тела? Все остальное
у них общее. Поэтому они
не будут склонны к распрям,
которые так часто возникают
у людей из-за имущества или
по поводу детей и родственников.
Свобода
личности подавляется государством:
государство стоит над гражданином
и то, что хорошо для государства,
то хорошо и для гражданина.
Общество
делится на три сословия: правителей-философов,
стражей-воинов и земледельцев, ремесленников.
Первые два сословия являются высшими,
последние — низшим.
Жизнь и быт
стражей построены на коммунистических
началах: лишение частной собственности,
общность жен и детей и т.д.
Женщины
и мужчины уравнены в их
правах и возможностях. Не пол,
а способности, как и у мужчин
определяет социально-политическое место
женщины в структуре общественной жизни.
Это положение было очень «смелым» в эпоху
Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего
сословия разрешается иметь частную
собственность и семью, но лишь с
целью обеспечения первых двух сословий
всем им необходимым.
Платон
предупреждает об опасности излишней
свободы и чрезмерного рабства
в государстве. «Ведь чрезмерная
свобода, по-видимому, и для отдельного
человека, и для государства обращается
не во что иное, как в чрезмерное
рабство». Но также вредна и
другая крайность — чрезмерное
подчинение кому-нибудь или чему-нибудь:
«Как подчинение, так и свобода,
преступающая границы, есть величайшее
зло, в надлежащей же мере
— это величайшее благо». Эти
мысли Платона в последующие
века повторялись много раз,
варьируясь на разные лады и актуальны
сейчас.
Устройство
совершенного государства в «Государстве»
Платона возможно в виде монархии
или аристократии. К отрицательному
типу общественного устройства
Платон относит тимократию, олигархию,
демократию и тиранию, в порядке их порчи
и очередности перехода от одного к другому.
По Платону,
государственное устройство зависит
от нравов людей, их душевного
склада или характера. Государство
является таковым, каковы составляющие
его люди. Между складом характера
и формой государственного устройства
он усматривает прямое соответсвие.
Чрезмерная свобода в государстве так
же опасна, как и чрезмерное подчинение
граждан одному правителю. Первое ведет
к анархии, а второе — к тирании, причем
анархия чревата тиранией, так как всякая
2. Происхождение и классификация
форм государства Платоном.
По его
мнению в политическом устройстве общества
происходит круговращение государственных
форм:
1.
аристократии - правление немногих мудрых
2.
тимократию – военные. правление военных,
бесконечные войны;
3.
олигархию - правление богатых., вражда
богачей и бедняков;
4.
демократию - правление всех. правление
народа, предельная свобода народа, замещение
государственных должностей по жребию;
5.
тирания - власть одного, худшего, окруженного
тол пой негодяев
Во многом
формы правление зависят от того,
кто правит. Лучшее правление могут
осуществлять философы. В обществе
существуют несколько групп населения:
1.
философы
2.
воины
3.
земледельцы } кормить 1,2.
4.
ремесленники. } кормить 1,2
Душа представляет
собой совокупность 3 начал
1.
разумное начало - слой философов.
2.
яростное начало - воины
3.
вожделеющее - ремесленники земледельцы.
Государством
должен править философ.
1 существует
ли мудрость
2 если мудрость
существует, то можно ли создать
государство, где будут править философы.
В диалогах -
такое государство как идеал.
В государстве
в обязательном порядке должен быть
организован досуг.
Правителей
следует отбирать с детства.
Требования:
1.
острый ум
2.
восприимчивость к наукам
3.
сообразительность
4.
благообразная внешность.
5.
Хорошая память
6.
Трудолюбие.
Умение воевать,
защищать народ и устранение голода
- главное для государства.
Философы - наиболее
достойные представители народа
- свойственны рассудительность, бескорыстие,
возвышенные помыслы, честность и т.д.
Вместе с
тем, Платон, назван правым коммунистом
т.к. он ратует за равенство во всех
отношениях. Говорит, - богатство ведет
к роскоши, лени, низости и злодеяниям.
Бедность порождает преступления, поэтому
не должно быть бедных и богатых. Разница
между имуществом должна быть не более
5 кратного размера. Остальное, - в пользу
государства.
В обязательном
порядке такое равенство должно
обеспечиваться воспитанием. Мужчины
и женщины воспитываются одинаково,
все всё делают одинаково и будут воевать
вместе с мужиками. Государство надзирает
за потомством. Потомство отбирается -
лучшие люди предоставляются специально
выделенным мужчинам и женщинам, а детей
неудачных родителей прятать от посторонних.
Портит детей родительская любовь. Все
жены мужей должны быть общими и ни одна
не сожительствует. И пусть отец не знает,
кто его ребенок и ребенок не знает кто
отец. По мнению Платона и устраняются
все негативные влияния родителей на свое
удачное потомство. И в отношении человека
породу можно улучшить.
Женщина должна
рожать с 20-40 лет. Мужчина 35 - 50. Все союзы
заключаются с ведома или согласия
правителей. До и после могут жить но не
рожать. По его мнению, государство может
быть сильным, если будет заботиться о
международном престиже. Защищать свои
интересы. Чужеземцев следует принимать
гостеприимно, но следить за ними. А посещать
др. страны только после 40 лет и только
по государственной надобности. Но в интересах
совершенствования посылать людей для
ознакомления с бытом и законами др. государств,
но после 50. Старше 60 бесполезно посылать.
В основе государства
общая собственность, доведенная до
абсолюта.
В “законах”
отходит от идеи общей собственности
и считает, что необходим единый
порядок пользования имуществом,
но идеальное государство - в котором
каждый обладает собственностью. Государство
должно быть небольшим и все должны
обладать землей. Во главе государства
состоит совет 360 человек. По 90 человек
из каждого класса. Каждый класс
определяется имущественным цензом.
Т.о. идеальное государство будет в случае
сочетания демократических начал и монархических
преимуществ. В обязательном порядке -
ДОКИМАСИЯ - проверка на правомочность.
Государство будет сильным тогда, когда
активен суд. судья - тот же правитель.
Судьи избираются на год и более.
Суды для
частных дел и для дел общества.
Решения принимаются открытым голосованием.
Высший суд - народное собрание. Необходимо
разработать строгие и детальные
законы и разъяснять их значимость
и необходимость, тогда законы будут
понятны, поддерживаться населением и
будет мир и порядок. Необходимо
внушить божественность происхождение
и незыблемость закона. Legalis (легальность
власти) - & - Legitimus (поддержаны нардом).
Платон считает
допустимым рабство, потому равенство
только между свободными. Рабов не
провоцировать. Т.к. некоторые рабы
достойнее господ. Излишки населения
отправлять в колонии. Должности
и почести в государстве зависят
от имущественного ценза. Можно перемещаться
из класса в класс, установить предел
бедности - земельный участок - не может
быть изъят. Все должности - выборные.
В обязательном порядке в выборах
участвуют все взрослые и свободные
(обязательно) в обязательном порядке
при выборах происходит открытое
обсуждение кандидатур. Избранные дают
клятву и происходит запись о количестве
имущества граждан, чтобы своим правлением
тот или иной правитель не мог бы его увеличить.
Особо опасна
тирания, которая возникает из демократии.
Крайняя свобода превращается в
противоположность. Т.к. люди устают от
беспорядка.
Тиран на первом
этапе упорядочивает отношения.
Устанавливает спокойствие. В дальнейшем
налоги повышаются. Лучшие уничтожаются
и приближаются только поэты, чтобы
воспевать его правление. Но если
народ породил тирана, то он способен
и свергнуть тирана. Но свергнуть
его могут лучшие представители
народа - аристократы.
Здравомыслящие
и лучшие люди покидают страну - признак
тирании.
Платон подчеркивает.
1.
для того, чтоб составить закон
надо учесть страдания и удовольствия
людей, поскольку правильно составленные
удовольствия и применяемые страдания
(кнут и пряник)
2.
Законы зависят и от географического
положения государств. - лучшее, то,
которое вдали от побережья - т.к. нет влияния
со стороны других и нет угрозы для завоевания.
В данном государстве законы не только
карают, но и воспитывают.