Происхождение и сущность государства по мнению Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:32, доклад

Описание

Ряд авторов считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности.

Работа состоит из  1 файл

тема3.docx

— 31.22 Кб (Скачать документ)

3.            Закон не должен быть ни  пространным, ни кратким - изложение  должно быть наилучшим, чтобы он был понятным.

4.            Законы должны быть известны всем.

Наказание - Преследует цель - воспитание., но если преступник неисправим допускается смертная казнь.

Квалификация  преступлений.

1.            Против богов - святотатство.

2.            против государства. Враги - побуждают  людей к восстанию, нарушают  порядок выборов должностных лиц.

3.            Против личности.

Платон допускает  доносительство. Доносить - обязанность  каждого гражданина. Необходимо прибегать  к штрафам, тюрьмам. Также иметь  унизительные места для сидения или стояния.

По мнению Платона государство, опираясь на законы должно постоянно их совершенствовать и наблюдать за их состоянием. Потому специальный орган должен наблюдать за исполнением. Ночное собрание - ходят старейшины. Заслушивают сообщения как выполняются законы.

Если лицо пытающееся ввести те или иные нововведения не сможет доказать их пользу, то его  надо казнить, т.к. он вносит суету беспорядок в государство.

Сочетание демократии и монархии позволяет придать  устойчивость государству. Важно перейти  от аристократии крови к аристократии духа.

 

Аристокра́тия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).

В основании  аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в  одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или  нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все  они вместе соединяются для определения  права на государственную власть.

Помимо государственной  формы, аристократами называются ещё  высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться  рождением и наследованием известных  недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением  особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая Французская Революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах.

Сущность  аристократического принципа заключалась  в том, что господство должно принадлежать лучшим людям, и вела за собою три  важных последствия. Первое то, что  даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические  элементы участвуют, если не прямо в  обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических  полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних  палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в  свою очередь, тоже покоятся на аристократическом  принципе. Второе последствие то, что  и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические  элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип. Термин введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).

 

тимократия. Это «государственный строй, основывающийся на честолюбии»[8]. В таком государстве правителями оказываются проявившие наибольшую доблесть на войне, люди, доказавшие свою преданность государству. Воины «будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы»[9], все материальные заботы возложены на низшие сословия и рабов. Следующий по удаленности от совершенного тип государства – олигархия. «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедные не участвуют в правлении»[10]. Осуществляемое при олигархии сословное разделение граждан не проводится последовательно и однозначно, это и является ее главнейшим пороком, наличие которого показывает, что государство не справляется со своей важнейшей функцией. «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут и землю обрабатывать, и деньги наживать, и нести военную службу, то есть заниматься всем сразу»[11].

Первоначально в тимократии сохраняются еще черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, еще процветают упражнения в военном искусстве и в гимнастике. Со временем, однако, охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро. При содействии, какое им в этом оказывают жены, образ жизни меняется от простого и нетребовательного к роскошному.

 

Так начинается переход от тимократии к олигархии -господству немногих (oligoi) над большинством.

Это правление, основывающееся на цензе: властвуют  богатые, а бедные не имеют участия  в правлении (Платон, Государство, VIII, 550С). В подобном городе “был бы по необходимости  не один город, а два: один из людей  бедных, другой -из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга”(Платон, Государство,

Согласно  Платону, олигархия - это государственное устройство, в котором право занимать государственные должности имеют только люди имущие. Имущих всегда намного меньше, чем неимущих, поэтому правление имущих есть правление "немногих" ("олигой" - немногие). Тем же Платону и Аристотелю принадлежит характеристика олигархии как порочной формы государственного устройства, в котором целью правящих является не всеобщее благо, а личная корысть.

В олигархическом государстве расточительные богачи, превращаясь в конце концов в бедняков, подобны трутням в пчелином улье. Но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней с жалом: они преступники, злодеи, воры, святотатцы, мастера всяческих злых дел.

 

В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, состоящий, по мысли Платона, в том, чтобы  каждый член общества “делал свое”, и  притом “только свое”. В олигархии  же некоторые члены общества занимаются самыми различными делами: и земледелием, и ремеслами, и воинским делом. Кроме того, данное в олигархии человеку право на полную распродажу накопленного им имущества приводит к тому, что некоторые люди превращаются в бедняков, совершенно бесполезных и никчемных членов общества.

Дальнейшее  развитие олигархии приводит к последовательному  и необходимому изменению ее в  еще худшую, по Платону, форму государственного устройства -в демократию. Это власть и правление народа, большинства (от греч. demos-“народ”). При этом противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.

При олигархии  неукротимая потребность молодых  людей в деньгах толкает их в лапы ростовщиков, а быстрое  превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными.

 

Следующая ступень  разложения, еще худшая форма государственного устройства – демократия. Здесь принципом государственного строительства оказывается воля большинства и поэтому реально правят те, кто завоевывает «расположение толпы». Здесь господствует оборачивающееся несправедливостью равенство, «уравнивающее равных и неравных». Основной закон демократии является отрицанием основного закона справедливого государства. При ней государство принципиально не отправляет свою основную функцию, здесь каждый может заниматься, чем пожелает, или не заниматься ничем: «Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя: напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считали важным, когда основывали наше государство»[12].

 

Разрушение  сословий, прогрессирующее всесмешение и разложение общественных связей и установлений порождают главный порок демократии, который подтачивает и порабощает ее, приводя государство к тирании. Тирания – это власть одного над всеми, ничем не ограниченный произвол отдельного лица. Принцип тиранического правления прямо противоположен принципу совершенного государства. При тирании лучшие, достойнейшие, наиболее способные люди уничтожаются и изгоняются, так как именно в них тиран видит угрозу собственному правлению, а благополучие государства его совершенно не интересует. Здесь отбор людей и распределение обязанностей производится по принципу «чем хуже – тем лучше», и тирана всегда окружает «толпа негодяев»: «тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство». Это очищение, отмечает Платон, «противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот»[13].

 

Так как тиран  заботится только о собственных  вожделениях, он не останавливается  перед их удовлетворением за счет государства, растрачивая государственные  средства и непомерно повышая  налоги. Для того, чтобы оправдывать необходимость своей власти, тиран постоянно затевает войны, держит общество в напряжении. Заканчивается тираническое правление тем, что народ попадает в рабство к тирану.


Информация о работе Происхождение и сущность государства по мнению Платона