Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:32, доклад
Ряд авторов считают, что “причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности.
3. Закон не должен быть ни пространным, ни кратким - изложение должно быть наилучшим, чтобы он был понятным.
4. Законы должны быть известны всем.
Наказание - Преследует цель - воспитание., но если преступник неисправим допускается смертная казнь.
Квалификация преступлений.
1. Против богов - святотатство.
2. против государства. Враги - побуждают людей к восстанию, нарушают порядок выборов должностных лиц.
3. Против личности.
Платон допускает доносительство. Доносить - обязанность каждого гражданина. Необходимо прибегать к штрафам, тюрьмам. Также иметь унизительные места для сидения или стояния.
По мнению Платона государство, опираясь на законы должно постоянно их совершенствовать и наблюдать за их состоянием. Потому специальный орган должен наблюдать за исполнением. Ночное собрание - ходят старейшины. Заслушивают сообщения как выполняются законы.
Если лицо пытающееся ввести те или иные нововведения не сможет доказать их пользу, то его надо казнить, т.к. он вносит суету беспорядок в государство.
Сочетание демократии и монархии позволяет придать устойчивость государству. Важно перейти от аристократии крови к аристократии духа.
Аристокра́тия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).
В основании
аристократии лежит идея, что государством
должны управлять только избранные,
лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве
находит различное разрешение; в
одних Аристократиях
Помимо государственной
формы, аристократами называются ещё
высшие аристократические классы. Принадлежность
к ним может обусловливаться
рождением и наследованием
Сущность
аристократического принципа заключалась
в том, что господство должно принадлежать
лучшим людям, и вела за собою три
важных последствия. Первое то, что
даже в нереспубликанских
тимократия. Это «государственный строй, основывающийся на честолюбии»[8]. В таком государстве правителями оказываются проявившие наибольшую доблесть на войне, люди, доказавшие свою преданность государству. Воины «будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы»[9], все материальные заботы возложены на низшие сословия и рабов. Следующий по удаленности от совершенного тип государства – олигархия. «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедные не участвуют в правлении»[10]. Осуществляемое при олигархии сословное разделение граждан не проводится последовательно и однозначно, это и является ее главнейшим пороком, наличие которого показывает, что государство не справляется со своей важнейшей функцией. «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном строе одни и те же лица будут и землю обрабатывать, и деньги наживать, и нести военную службу, то есть заниматься всем сразу»[11].
Первоначально в тимократии сохраняются еще черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, еще процветают упражнения в военном искусстве и в гимнастике. Со временем, однако, охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро. При содействии, какое им в этом оказывают жены, образ жизни меняется от простого и нетребовательного к роскошному.
Так начинается переход от тимократии к олигархии -господству немногих (oligoi) над большинством.
Это правление, основывающееся на цензе: властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении (Платон, Государство, VIII, 550С). В подобном городе “был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой -из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга”(Платон, Государство,
Согласно Платону, олигархия - это государственное устройство, в котором право занимать государственные должности имеют только люди имущие. Имущих всегда намного меньше, чем неимущих, поэтому правление имущих есть правление "немногих" ("олигой" - немногие). Тем же Платону и Аристотелю принадлежит характеристика олигархии как порочной формы государственного устройства, в котором целью правящих является не всеобщее благо, а личная корысть.
В олигархическом государстве расточительные богачи, превращаясь в конце концов в бедняков, подобны трутням в пчелином улье. Но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней с жалом: они преступники, злодеи, воры, святотатцы, мастера всяческих злых дел.
В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, состоящий, по мысли Платона, в том, чтобы каждый член общества “делал свое”, и притом “только свое”. В олигархии же некоторые члены общества занимаются самыми различными делами: и земледелием, и ремеслами, и воинским делом. Кроме того, данное в олигархии человеку право на полную распродажу накопленного им имущества приводит к тому, что некоторые люди превращаются в бедняков, совершенно бесполезных и никчемных членов общества.
Дальнейшее развитие олигархии приводит к последовательному и необходимому изменению ее в еще худшую, по Платону, форму государственного устройства -в демократию. Это власть и правление народа, большинства (от греч. demos-“народ”). При этом противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.
При олигархии
неукротимая потребность
Следующая ступень разложения, еще худшая форма государственного устройства – демократия. Здесь принципом государственного строительства оказывается воля большинства и поэтому реально правят те, кто завоевывает «расположение толпы». Здесь господствует оборачивающееся несправедливостью равенство, «уравнивающее равных и неравных». Основной закон демократии является отрицанием основного закона справедливого государства. При ней государство принципиально не отправляет свою основную функцию, здесь каждый может заниматься, чем пожелает, или не заниматься ничем: «Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя: напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считали важным, когда основывали наше государство»[12].
Разрушение сословий, прогрессирующее всесмешение и разложение общественных связей и установлений порождают главный порок демократии, который подтачивает и порабощает ее, приводя государство к тирании. Тирания – это власть одного над всеми, ничем не ограниченный произвол отдельного лица. Принцип тиранического правления прямо противоположен принципу совершенного государства. При тирании лучшие, достойнейшие, наиболее способные люди уничтожаются и изгоняются, так как именно в них тиран видит угрозу собственному правлению, а благополучие государства его совершенно не интересует. Здесь отбор людей и распределение обязанностей производится по принципу «чем хуже – тем лучше», и тирана всегда окружает «толпа негодяев»: «тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство». Это очищение, отмечает Платон, «противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот»[13].
Так как тиран заботится только о собственных вожделениях, он не останавливается перед их удовлетворением за счет государства, растрачивая государственные средства и непомерно повышая налоги. Для того, чтобы оправдывать необходимость своей власти, тиран постоянно затевает войны, держит общество в напряжении. Заканчивается тираническое правление тем, что народ попадает в рабство к тирану.
Информация о работе Происхождение и сущность государства по мнению Платона