Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа
В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.
Введение 3
Особенности развития промышленной революции
в переходный период (60-70-е годы XIX в.) 5
1.1 Проблемы транспортной революции 5
1.2 Трудности перестройки тяжелой промышленности 8
2. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е
годы XIX в.) 12
Технический переворот в тяжелой промышленности 12
Качественные сдвиги в структуре промышленного
производства 16
Заключение 18
Список литературы 20
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего
профессионального
образования
Контрольная работа
по дисциплине
«История науки и техники»
Тема:
«Промышленная революция
в России»
Уфа 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
в переходный
период (60-70-е годы XIX в.)
1.1
Проблемы транспортной революции
1.2
Трудности перестройки тяжелой промышленности
2. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е
годы
XIX в.)
производства
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
В
утверждении капитализма в
Этот
радикальный переворот в
К.Маркс рассматривал первые два десятилетия после падения крепостничества в России как переломную эпоху, когда в стране все более полно и необратимо проявилась тенденция «стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы». Широкий комплекс материалов, используемый Марксом, позволил ему сделать вывод, что Россия, используя опыт капиталистического Запада, сократила «долгий инкубационный период развития машинного производства», способствуя введению машин, пароходов, железных дорог, и «весь механизм обмена (банки, акционерные общества и пр.), выработка которого потребовала на Западе целых веков» . Быстрое преодоление барьера восприятия современного фабрично-машинного производства экономикой пореформенной России Маркс связывал также и с активной ролью государства, которое «оказало свое содействие ускоренному развитию технических и экономических средств, наиболее способных облегчить и ускорить эксплуатацию земледельца, т. е. наиболее мощной производительной силы России, и обогатить “новые столпы общества"».
Создание
железных дорог явилось мощным толчком
к разрушению докапиталистических
форм производства, форсировало рост
крупной капиталистической
В
литературе не решен вопрос и о
времени завершения промышленной революции
в пореформенной России. Здесь
противопоставляются обычно две
даты рубеж 70—80-х годов и середина
90-х годов XIX в. Основным аргументом
сторонников ускоренного
Падение
крепостничества в России, положило
начало утверждению нового, капиталистического
строя. Система наемного труда стала
отныне основой развития народного
хозяйства страны, обусловив действие
объективных законов
Промышленный
переворот в России в первые десятилетия
после реформы развивался крайне
неравномерно. Наивысшие темпы становления
крупной машинной индустрии наблюдались
в ведущих промышленных городских
центрах, в то время как в развитие
промышленного производства проходило
в условиях длительного сохранения
сильнейших пережитков крепостничества
«с большой постепенностью, среди
массы переплетающихся, переходных
форм». Широкое распространение
получила домашнекапиталистическая система
фабрики, что было связано с баснословной
дешевизной труда закабаленных сельских
рабочих, тормозившей технический прогресс
большой постепенностью, среди массы переплетающихся,
переходных форм».
Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.
Революция
транспорта, вызвав гигантское распространение
железных дорог и парового флота,
явилась важнейшей основой
В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадлежала пореформенная Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине предвестником современной индустрии, могущественнейшим фактором промышленной революции как в смысле ускорителя разрушения докапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора создания современной передовой машинной индустрии.
После
падения крепостного права
С
целью создать постоянный источник
финансирования частного железнодорожного
строительства царское
Массовому
привлечению иностранного ссудного
капитала в железнодорожное дело
России способствовала благоприятная
конъюнктура заграничного денежного
рынка в период промышленного
подъема 1868—1872 гг. с его повсеместным
акционерным учредительством, кредитной
экспансией, грюндерством и биржевой
спекуляцией. Этот период вошел в
историю российского
За 1861— 1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленная железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км.
Чрезвычайно важное значение для развивающейся капиталистической экономики России имело создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе России. Железнодорожная сеть в Южном горнопромышленном районе создавалась несколькими этапами. Первый из них приходится на конец 60-х и 70-е годы XIX в., когда была завершена постройка первых южных железнодорожных магистралей, связавших Донецкий бассейн с промышленным Центром и вывозными портами на Черном и Азовском морях. В 1878 г было завершено строительство Харьково-Николаевской магистрали, связывавшей промышленные центры Нижнего Приднепровья с общей железнодорожной сетью страны.
К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный транспорт стал занимать решающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожные перевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт на второстепенные позиции. В 1861—1877 гг. грузооборот на железных дорогах возрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59 %. Эти показатели свидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства в этот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главной водной артерии страны — Волге и Волжском бассейне.
Внедрение
усовершенствованной техники в
пароходное дело на Волге позволило
крупным акционерным компаниям
захватить важные позиции в развитии
срочного товаро-пассажирского
Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства, от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.
С
конца 70-х годов остро встал
вопрос о коренной реорганизации
железнодорожного хозяйства в плане
его централизации и
В
первые пореформенные десятилетия
наиболее сложно и противоречиво
шла технико-экономическая
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских округов Урала оказались полностью несостоятельными и были переданы в казенное управление либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские частные заводы достигли уровня 1860 г. по выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий подъем горнозаводской промышленности, возможно, было осуществить только на основе современной технической реорганизации производства. Но уральские заводовладельцы, основывая свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своём владельческом праве, впервые пореформенные десятилетия почти ничего не сделали в деле технической реконструкции заводов.