Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа
В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.
Введение 3
Особенности развития промышленной революции
в переходный период (60-70-е годы XIX в.) 5
1.1 Проблемы транспортной революции 5
1.2 Трудности перестройки тяжелой промышленности 8
2. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е
годы XIX в.) 12
Технический переворот в тяжелой промышленности 12
Качественные сдвиги в структуре промышленного
производства 16
Заключение 18
Список литературы 20
Техническому прогрессу в Российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов царское правительство 1; прилагало большие усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны способствовал организации в начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.
В
правительственных инстанциях была
разработана новая система
В первые пореформенные десятилетия в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка промышленности на рельсы фабрично-машинного производства, железнодорожное строительство в этот период требовали огромного количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.
За 1860—1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная ценность производства в 6,5 раза.
Слабость капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что большинство военных, механических и специализированных железнодорожных мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.
Покровительственная
система финансового
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7 % общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.
В
переходный период становления российского
капитализма еще не сложилась
его материально-техническая
В условиях бурного роста тяжелой индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.
Все
острее выдвигалась задача создания
отечественной материально-
Со второй половины 80-х годов XIX в. промышленная революция в России вступила в завершающий, интенсивный этан, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства.
В
эти переломные годы капиталистическая
экономика России, потрясенная мировым
аграрным кризисом, промышленными циклическими
кризисами и под напором
В
эти переломные годы капиталистическая
экономика России, потрясенная мировым
аграрным кризисом, промышленными циклическими
кризисами и под напором
Противоречия в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала.
Особенно
резко сказывались на неравномерном
развитии ведущих отраслей тяжелой
промышленности, связанных с материально-
Промышленная
буржуазия приняла единодушное
решение о незамедлительном введении
таможенной защиты отечественной металлургической
промышленности и быстрейшей отмене
беспошлинного импорта
Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение о необходимости строительства сети горнозаводских железных дорог в стране.
В
период острого экономического кризиса
начала 80-х годов под давлением
требований промышленной буржуазии
царское правительство
Свое
завершение протекционистская политика
нашла в утверждении
Создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия.
Комбинирование
производства, оснащенного передовой
для того времени техникой, крупные
казенные заказы и жесточайшая интенсификация
труда обеспечивали этому предприятию
ведущие позиции в южной
К
числу нововведений следует отметить
внедрение электрических
Внедряя
передовую технику в черную металлургию
Юга, русские и иностранные
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс.
В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.
В то же время в 90-х годах на уральских горнозаводских предприятиях отчетливо наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.
В 90-х годах в энергетическом хозяйстве уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе.
Нарастающее
использование машин в
Особенностью
развития каменноугольной промышленности
России, как и во всех странах
капитализма, являлась слабая механизация
основного производственного
В
последние десятилетия XIX в. бурный
рост переживала нефтяная промышленность
России. Важнейшими факторами, положившими
начало капиталистическому освоению нефтяной
промышленности, явилась отмена в 1864
г. принудительного труда
Промышленная
революция в противоречивой форме
утверждала становление базисных отраслей
тяжелой индустрии страны, что
вело к полному перевороту в технике
и к широкому употреблению машин.
С 90-ми годами связан наивысший пик железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного производства, в первую очередь тяжелой индустрии.
В
Европейской России окончательно складываются
восемь основных железнодорожных узлов,
охватывающие важнейшие экономические
районы. Ведущее место в российской
железнодорожно-транспортной системе
принадлежало Московскому узлу, обслуживающему
наиболее развитые губернии Центрального
промышленного района. Другим крупнейшим
железнодорожным узлом был
Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали.
Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком.
Индустриальный
рост российской экономики в завершающий
период промышленной революции нашел
яркое отражение в
В
период экономического подъема 90-х
годов XIX в. произошел гигантский скачок
в развитии производительных сил
российского капитализма. Важнейшая
особенность этого периода, заключалась
в окончательном складывании
индустриально-технической