Промышленная революция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание

В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.

Содержание

Введение 3
Особенности развития промышленной революции
в переходный период (60-70-е годы XIX в.) 5
1.1 Проблемы транспортной революции 5
1.2 Трудности перестройки тяжелой промышленности 8
2. Завершающий этап промышленной революции (80-90-е
годы XIX в.) 12
Технический переворот в тяжелой промышленности 12
Качественные сдвиги в структуре промышленного
производства 16
Заключение 18
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Промышленная революция в России - копия.docx

— 41.03 Кб (Скачать документ)

     Техническому  прогрессу в Российской металлургии  резко препятствовали феодально-крепостнические  пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные  десятилетия.

     Начиная со второй половины 70-х годов царское  правительство 1; прилагало большие  усилия, чтобы наладить внутреннее производство продукции тяжелой  промышленности для нужд железнодорожного транспорта и военного ведомства. Золотой  «дождь» в виде разного рода премий и субсидий из государственной казны  способствовал организации в  начале 70-х годов 8 передельных рельсопрокатных, 5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных заводов.

     В правительственных инстанциях была разработана новая система стимулирования роста внутреннего сталелитейного производства, основанная на долгосрочных казенных заказах по повышенным ценам  и денежных премиях.

     В первые пореформенные десятилетия  в противоречивой форме шло развитие российского машиностроения. Перестройка  промышленности на рельсы фабрично-машинного  производства, железнодорожное строительство  в этот период требовали огромного  количества машинного оборудования. Под давлением фабрикантов царское правительство разрешило беспошлинный ввоз паровых, текстильных и прочих машин. В то же время в целях стимулирования развития отечественного машиностроения в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела в России», в которых указывалось, что владельцы машиностроительных заведений, действующих паровыми и гидравлическими двигателями, могут получать дозволение на беспошлинный пропуск им из-за границы чугуна и железа в количестве необходимом для выделывания на их заведениях машин и фабричных принадлежностей.

     За 1860—1879 г. наблюдался усиленный рост машиностроительных и механических заводов в России. Число машиностроительных заводов возросло почти в 2, а суммарная  ценность производства в 6,5 раза.

     Слабость  капиталистически организованной топливно-металлургической и машиностроительной базы России в 70-х годах привела к тому, что  большинство военных, механических и специализированных железнодорожных  мастерских оборудовались и снабжались сырьем и материалами за счет всевозрастающего импорта.

     Покровительственная система финансового стимулирования, казенных заказов и таможенных льгот  для «насаждения» отечественного машиностроения в результате оказалась малорезультативной и неперспективной для промышленного прогресса страны.

     К концу 70-х годов низкая техническая  оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой  энергетике, на долю которой приходилось  около 7 % общей мощности паровых  двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.

     В переходный период становления российского  капитализма еще не сложилась  его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства.

     В условиях бурного роста тяжелой  индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо  металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в  экономическом развитии страны.

     Все острее выдвигалась задача создания отечественной материально-технической  базы российского капитализма.

 

  1. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ПРОМЫШЛЕННОЙ     РЕВОЛЮЦИИ (80-90-е годы XIX в.)
 

     Со  второй половины 80-х годов XIX в. промышленная революция в России вступила в  завершающий, интенсивный этан, в  ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив  коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период, связан с  глубокими преобразованиями экономической  структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике  капитализма прочно завоевала тяжелая  индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь  усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой  и ростом монополий в ведущих  отраслях производства.

     В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым  аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала  процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.

     В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым  аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала  процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса. 

    1. Технический переворот в тяжелой промышленности
 

     Противоречия  в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала.

     Особенно  резко сказывались на неравномерном  развитии ведущих отраслей тяжелой  промышленности, связанных с материально-техническим  снабжением железных дорог. В эти  годы особенно остро стал ощущаться  разрыв между ключевыми отраслями  тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой.

     Промышленная  буржуазия приняла единодушное  решение о незамедлительном введении таможенной защиты отечественной металлургической промышленности и быстрейшей отмене беспошлинного импорта иностранного металла.

     Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение  о необходимости строительства  сети горнозаводских железных дорог  в стране.

     В период острого экономического кризиса  начала 80-х годов под давлением  требований промышленной буржуазии  царское правительство вынуждено  было принять действенные меры для  пересмотра таможенной политики в сторону  усиления промышленного протекционизма.

     Свое  завершение протекционистская политика нашла в утверждении охранительной  тарифной системы 1891 г., которая закрепила  высокое таможенное обложение для  большинства ввозимых иностранных  товаров.

     Создание  железнодорожной сети в Южном  горнопромышленном районе явилось  важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась  металлургия.

     Комбинирование  производства, оснащенного передовой  для того времени техникой, крупные  казенные заказы и жесточайшая интенсификация труда обеспечивали этому предприятию  ведущие позиции в южной металлургии. С конца 80-х годов в Южный  горнопромышленный район усиливается  приток иностранного капитала. Первым и наиболее крупным его детищем  было Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, учрежденное в 1887 г. Главными его учредителями явились крупная бельгийская промышленно-финансовая фирма «Кокериль» — один из основных импортеров рельсов в Россию и общество Варшавского сталелитейного завода. На нем были объединены все основные процессы производства большой металлургии, действовало восемь отделений: чугунолитейное, бессемеровское, мартеновское, пудлинговое, сталепрокатное, листопрокатное, железопрокатное и механическое.

     К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Для металлургических заводов Юга  была характерной разнотипность  и диспропорция в техническом  оборудовании. Наряду с мощными доменными  печами и совершенными коксовыми  установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии.

     Внедряя передовую технику в черную металлургию  Юга, русские и иностранные капиталисты  стремились получить таким путем  максимальные прибыли. Дальнейшее техническое  усовершенствование производства, его  модернизация и механизация при  тогдашней дешевизне рабочей  силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных  заводов преобладал тяжелый физический труд.

     В металлургическом производстве в эпоху  промышленной революции ведущим  фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в  технологический прогресс.

     В этом отношении южная черная металлургия  коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х  годах в заводском силовом  хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.

     В то же время в 90-х годах на уральских  горнозаводских предприятиях отчетливо  наметилась перестройка энергетического  хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.

     В 90-х годах в энергетическом хозяйстве  уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе.

     Нарастающее использование машин в промышленности и транспорте стимулировало быстрое  развитие каменноугольной промышленности.

     Особенностью  развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах  капитализма, являлась слабая механизация  основного производственного процесса. Вследствие этого в каменноугольной  промышленности в эпоху промышленного  переворота были характерны экстенсивные формы эксплуатации труда, использование  ручного труда большой армии  горных рабочих.

     В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими  начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных  крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей  развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается  приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.

     Промышленная  революция в противоречивой форме  утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что  вело к полному перевороту в технике  и к широкому употреблению машин. 
 
 

    1. Качественные  сдвиги в структуре промышленного  производства
 

     С 90-ми годами связан наивысший пик  железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного  производства, в первую очередь тяжелой  индустрии.

     В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические  районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе  принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3 % общей стоимости общероссийского  производства.

     Важное  значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали.

     Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение  между Европейской Россией и  Дальним Востоком.

     Индустриальный  рост российской экономики в завершающий  период промышленной революции нашел  яркое отражение в железнодорожных  перевозках. В общем, объеме железнодорожного товарного движения за 1893—-1900 гг. ^/з  занимали промышленные грузы, а среди  них более половины — топливно-металлургическая продукция. Сельскохозяйственные грузы  давали немногим более '/з всех перевозимых  товаров.

     В период экономического подъема 90-х  годов XIX в. произошел гигантский скачок в развитии производительных сил  российского капитализма. Важнейшая  особенность этого периода, заключалась  в окончательном складывании  индустриально-технической базы, связанной  с созданием комплекса крупных  предприятий тяжелой индустрии, качественно изменившей экономическую  структуру страны.

Информация о работе Промышленная революция в России