Промышленная революция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:37, реферат

Описание

В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.

Работа состоит из  1 файл

PROMREV.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

  В 1860 г. в бумагопрядильном производстве Московской губ. было занято до 37 % рабочих всей хлопчатобумажной промышленности, которые вырабатывали до 24 % всей стоимости годовой продукции российского бумагопрядения, в то время как петербургские прядильщики, составлявшие 22 % всех занятых рабочих этой отрасли, давали 39 % всей стоимости годовой продукции в связи с большей технической оснащенностью и паровой энерговооруженностью предприятий.

  Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким  образом, на долю московской промышленности приходилось около 22 %, а Петербургской — до 39 % ^Начало систематического введения механического ткачества не означало еще конца домашней системы ткацкого производства; Капиталистическая эксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших размерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручным позволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой, продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и в то же время, получая высокие барыши. В результате развитая домашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное время служила мощным тормозом введения машинного ткачества.

  В результате если механическое бумагопрядение при самом своем появлении  сразу заняло господствующее положение в производстве, то механическое ткачество длительное время далеко уступало ручному, более 80 % хлопчатобумажной продукции производилось ручным способом.

  Начало  массовой механизации бумагопрядения в 50-е годы обусловило неизбежность технического переворота в отраслях хлопчатобумажного производства. В российской хлопчатобумажной промышленности механизация бумагопрядения в первую очередь способствовала введению машинного производства в ситценабивном деле.

  Центрами  ситценабивного и красильного производства России являлись Московская и Владимирская губернии. В конце 50-х годов здесь было сосредоточено около 54 % всех российских предприятий этой отрасли с 87 % всех рабочих, производящих 91 % всей продукции.

  В 50-е годы усиливается процесс  концентрации ситцевой промышленности России. Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилить перестройку на основе механизации производства.

    В отличие от бумагопрядильного  производства с его наивысшим  прогрессом механизации шерстопрядение  в предреформенную эпоху было  механизировано частично и еще не выделилось в самостоятельную отрасль. Вначале низкая эффективность производительности механического станка по сравнению с ручным слабо стимулировала капиталистов к машинизации шерстяного производства. Только внедрение паровых двигателей резко усилило эффективность рабочих машин, ,в том числе и механических ткацких станков.

  Прогресс  механизации хлопчатобумажной и  шерстяной промышленности в 50-х годах XIX в. не мог не отразиться на полотняной промышленности, переживавшей длительный кризис. В эти годы положение меняется в связи с началом механизации этой отрасли промышленности. Этому способствовали значительное таможенное облегчение возможности импорта льнопрядильных машин из-за границы при их большом удешевлении в этот период, а также ряд новых финансовых льгот правительства предпринимателям механических льнопрядилен. 
 
 
 
 
 

   2.2  Усиление технической  перестройки тяжелой  промышленности 

  Первые  проявления технического переворота в  российской промышленности вызвали  объективную необходимость в организации массового машинного производства. Длительное время российское машиностроение существовало как вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и Поволжье.

  Ведущая группа машиностроительных заводов  России была сконцентрирована в Петербурге. Они были созданы при помощи правительственных  субсидий и льгот, выполняя нередко  выгодные казенные заказы. В 1860 г. здесь  насчитывалось 16 предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56 % от всех рабочих этой отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всей суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для фабрично-заводской промышленности.

  В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г. насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и орудий.

  При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники производства в базисной отрасли промышленности не могли принести существенных результатов. Основная металлургическая база  России—горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии. 
 

    1. Обострение  ломки социально-экономической структуры
 

    Начало массового внедрения машинного  производства в передовых отраслях  промышленности явилось качественно  новым этапом в развитии производительных  сил, резко увеличивших масштабы  общественного производства, подчиненного действию основных экономических законов капитализма.

  Начало  наступательного развития крупной  машинной индустрии было связано, как и во всем капиталистическом мире, с ростом хлопчатобумажной промышленности, которая явилась своеобразным «рычагом, перевернувшим промышленность России с мертвой точки на путь более быстрого развития и технического прогресса».

  В 50-е годы наметился крупный сдвиг  в развитии отечественного машиностроения, связанного с механизацией производств.

  Накануне 1861 г. почти все отрасли обрабатывающей промышленности, где имелось крупное капиталистическое производство, были захвачены технической перестройкой.

  Развитие  промышленного капитализма сопровождалось ростом производительности труда.  Но в условиях феодально-крепостнической России возможности повышения производительности труда длительное время были крайне ограничены как самой организацией общественного труда, так и низким состоянием техники производства. Российская промышленность до середины XIX в. развивалась главным образом экстенсивно, рост техники и производительности труда, за исключением отдельных передовых отраслей, был незначительным, только отрасли, основывавшиеся на вольнонаемном труде, и в первую очередь хлопчатобумажное производство, дали значительное увеличение производительности за первую половину XIX века.

  В середине XIX в. с внедрением машинного  производства становится непреодолимым  рост капиталистических отношений, неуклонно завоевывающих одну отрасль  промышленности за другой, повсеместно суживая и вытесняя отжившие феодально-крепостнические отношения. Главную роль в этом прогрессирующем процессе играло всевозрастающее рабочее движение, принимающее массовый характер.

  Именно  с началом промышленной революции  в 50-х годах XIX в. связан значительный подъем рабочего движения в предреформенной России.

  Аграрно-крестьянская реформа 1861 г. об отмене крепостного  права юридически оформила неуклонно  нарастающий процесс развития капиталистических  производственных отношений. Эта буржуазная реформа явилась решающим моментом ломки общественных отношений в  производстве, обусловив превращение их  в господствующие. 
 

Часть 3

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В  ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (60-70-е годы XIX в.) 
 
 

    Падение крепостничества в России, положило начало утверждению  нового, капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов капиталистического производства — получение прибавочной стоимости и накопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорению промышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики стало утверждаться крупною капиталистическое промышленное производство.

   Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм».

3.1 Проблемы транспортной  революции

   

  Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали  глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.

    Революция транспорта, вызвав гигантское  распространение железных дорог  и парового флота, явилась важнейшей  основой циклических подъемов  производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе.

  В отстающих, аграрных странах, к числу  которых принадлежала пореформенная Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине предвестником современной индустрии, могущественнейшим фактором промышленной революции как в смысле ускорителя разрушения докапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора создания современной передовой машинной индустрии.

  После падения крепостного права перестройка  экономики России в новых, капиталистических  условиях хозяйства в первое пореформенное  десятилетие носила сложный и  затяжной характер. Падение производства в начале 60-х годов распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкой промышленности.

  С целью создать постоянный источник финансирования частного железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало специальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный от государственного бюджета.. Главным источником его пополнения являлись облигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода на общую сумму в 600 млн. руб., выпускаемые на лондонском и парижском денежных рынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и подвижной состав заводам.

  Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожное дело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежного рынка в период промышленного подъема 1868—1872 гг. с его повсеместным акционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой спекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма под названием концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрело характер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения государственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целой когорты крупнейших капиталистических воротил — железнодорожных «королей», тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной бюрократией и придворными кругами.

Информация о работе Промышленная революция в России