Промышленная революция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:37, реферат

Описание

В утверждении капитализма в России важнейшее значение имела промышленная революция, которая вызвала коренной переворот производительных сил. Этот исторический процесс утвердил фабрично-машинную систему капиталистического производства с гигантским обобществлением труда рабочего класса, который стал в ходе классовой борьбы ведущей социальной силой и главным фактором революционно-освободительного движения в стране.

Работа состоит из  1 файл

PROMREV.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

  В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым  аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса.

  В эти переломные годы капиталистическая  экономика России, потрясенная мировым аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса. 

  4.1   Технический переворот в тяжелой промышленности
 

  Противоречия  в развитии промышленного капитализма, осложненном крепостническими пережитками, недостаточностью внутреннего накопления капитала, прогрессирующей узостью внутреннего рынка, жестким давлением иностранного капитала.

  Особенно  резко сказывались на неравномерном  развитии ведущих отраслей тяжелой  промышленности, связанных с материально-техническим  снабжением железных дорог. В эти  годы особенно остро стал ощущаться  разрыв между ключевыми отраслями  тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой.

  Промышленная буржуазия приняла единодушное решение о незамедлительном введении таможенной защиты отечественной металлургической промышленности и быстрейшей отмене беспошлинного импорта иностранного металла.

  Для организации сырьевой металлургической базы правительство вынесло решение  о необходимости строительства  сети горнозаводских железных дорог  в стране.

  В период острого экономического кризиса  начала 80-х годов под давлением  требований промышленной буржуазии царское правительство вынуждено было принять действенные меры для пересмотра таможенной политики в сторону усиления промышленного протекционизма.

    Свое завершение протекционистская  политика нашла в утверждении охранительной тарифной системы 1891 г., которая закрепила высокое таможенное обложение для большинства ввозимых иностранных товаров.

  Создание  железнодорожной сети в Южном  горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия.

  Комбинирование  производства, оснащенного передовой  для того времени техникой, крупные  казенные заказы и жесточайшая интенсификация труда обеспечивали этому предприятию  ведущие позиции в южной металлургии. С конца 80-х годов в Южный горнопромышленный район усиливается приток иностранного капитала. Первым и наиболее крупным его детищем было Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, учрежденное в 1887 г. Главными его учредителями явились крупная бельгийская промышленно-финансовая фирма «Кокериль» — один из основных импортеров рельсов в Россию и общество Варшавского сталелитейного завода. На нем были объединены все основные процессы производства большой металлургии, действовало восемь отделений: чугунолитейное, бессемеровское, мартеновское, пудлинговое, сталепрокатное, листопрокатное, железопрокатное и механическое.

  К числу нововведений следует отметить внедрение электрических аппаратов. Для металлургических заводов Юга была характерной разнотипность и диспропорция в техническом оборудовании. Наряду с мощными доменными печами и совершенными коксовыми установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии.

    Внедряя передовую технику в  черную металлургию Юга, русские и иностранные капиталисты стремились получить таким путем максимальные прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование производства, его модернизация и механизация при тогдашней дешевизне рабочей силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных заводов преобладал тяжелый физический труд.

  В металлургическом производстве в эпоху  промышленной революции ведущим  фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в  технологический прогресс.

  В этом отношении южная черная металлургия  коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом  хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.

  В то же время в 90-х годах на уральских  горнозаводских предприятиях отчетливо наметилась перестройка энергетического хозяйства в сторону усиления паровой энергетики.

  В 90-х годах в энергетическом хозяйстве  уральских заводов появляются электродвигатели. Так, в 1890 г. на Пермском пушечном заводе в Мотовилихе была построена первая в России заводская электростанция. Появление и развитие электроэнергетики имело важнейшее значение для механизации промышленного производства в будущем. Однако в дореволюционную эпоху электрификация еще не имела решающих достижений. В конце XIX в. главным фактором в промышленной энергетике являлись паровые двигателе.

  Нарастающее использование машин в промышленности и транспорте стимулировало быстрое  развитие каменноугольной промышленности.

  Особенностью  развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса. Вследствие этого в каменноугольной промышленности в эпоху промышленного переворота были характерны экстенсивные формы эксплуатации труда, использование ручного труда большой армии горных рабочих.

  В последние десятилетия XIX в. бурный рост переживала нефтяная промышленность России. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил.

  Промышленная  революция в противоречивой форме  утверждала становление базисных отраслей тяжелой индустрии страны, что вело к полному перевороту в технике и к широкому употреблению машин. 
 

  4.2   Качественные сдвиги  в структуре промышленного производства 

  С 90-ми годами связан наивысший пик  железнодорожного строительства, огромный размах которого определил в основном и масштабы роста промышленного  производства, в первую очередь тяжелой  индустрии.

  В Европейской России окончательно складываются восемь основных железнодорожных узлов, охватывающие важнейшие экономические районы. Ведущее место в российской железнодорожно-транспортной системе принадлежало Московскому узлу, обслуживающему наиболее развитые губернии Центрального промышленного района. Другим крупнейшим железнодорожным узлом был Петербург, являвшийся ведущим морским портом страны. Общая производительность Петербургского промышленного района достигала 12,3 % общей стоимости общероссийского производства.

  Важное  значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали. Важное значение для экономического развития страны имело государственное крупномасштабное железнодорожное строительство на окраинах страны. С 1891 г. развернулась постройка крупнейшей Транссибирской магистрали.

  Эта магистраль, состоящая из 12 основных и вспомогательных линий, к 1900 г. открыла прямое паровое сообщение между Европейской Россией и Дальним Востоком.

  Индустриальный  рост российской экономики в завершающий  период промышленной революции нашел  яркое отражение в железнодорожных  перевозках. В общем, объеме железнодорожного товарного движения за 1893—-1900 гг. ^/з занимали промышленные грузы, а среди них более половины — топливно-металлургическая продукция. Сельскохозяйственные грузы давали немногим более '/з всех перевозимых товаров.

  В период экономического подъема 90-х  годов XIX в. произошел гигантский скачок в развитии производительных сил российского капитализма. Важнейшая особенность этого периода, заключалась в окончательном складывании индустриально-технической базы, связанной с созданием комплекса крупных предприятий тяжелой индустрии, качественно изменившей экономическую структуру страны. 

  Заключение
 
 

  Промышленная  революция в России, начавшись  в середине XIX в., являлась составной  частью всемирно-исторического процесса, в ходе которого произошли необратимые качественные сдвиги в производственной и социально-экономической -сфере.

  Началу  промышленного переворота предшествовал  длительный период подготовки перехода от мануфактуры к фабрике в дореформенной России, связанный как с важными хозяйственными сдвигами в ходе развития капиталистического уклада, так и с мощным давлением мирового капитализма. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появление массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — эти факторы создавали предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта.

  Начало  поступательного развития машинного  производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд рабочих из среды оброчных крестьян. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность этой передовой отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.

  В эти  годы начинается массовое внедрение  машинной техники в ведущих отраслях текстильной промышленности. Возрастает мощь крупной столичной -промышленной буржуазии, связанной с иностранным капиталом, которая становится лидером фабричной перестройки промышленного производства.

  Острая  экономическая и политическая необходимость  введения современных капиталистических  форм хозяйства особенно усилились в ходе военного банкротства царизма в Крымской войне 1853—1856 гг. Под напором нарастающей антифеодальной борьбы народных масс царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостничества как главного препятствия на пути социально-экономического прогресса страны.

  В структуре  промышленного производства произошли глубокие качественные преобразования, обусловившие преимущественный рост отраслей -тяжелой индустрии, производства средств производства, темпы роста которых были почти вдвое выше, чем в легкой и пищевой индустрии. В результате победы промышленной революции в ведущих отраслях промышленности и транспорта утвердилось крупнокапиталистическое машинное производство, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.

  Крупнейшим  социальным результатом промышленной революции в России явилось гигантское обобществление труда.

Информация о работе Промышленная революция в России