Промышленные перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:37, реферат

Описание

Промышленный переворот – это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, сопровождающийся формированием промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Содержание

Введение 2
1. Промышленный переворот в Англии 4
2. Промышленный переворот во Франции 15
3. Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 20
4. Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США 25
Заключение 32
Литература 33

Работа состоит из  1 файл

Какие прблемы в организации хозяйственного развития решал промышленный переворот.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

    Благодаря арендаторам, чьи хозяйства в  значительной степени были ориентированы  на рынок, аграрный сектор развивался очень интенсивно. В этих хозяйствах применялись плодосменная система  земледелия и травосеяние, проводились дренажные работы, использовались минеральные удобрения и различные сельскохозяйственные машины (паровой плуг, жатки, сеялки и др.). В результате производительность труда в сельском хозяйстве Англии была гораздо выше, чем в других странах Западной Европы.

    Итак, промышленный переворот в Англии затронул все сферы производства, в том числе и сельского  хозяйства, вызвал рост городов и  городского населения. 

    2. Промышленный переворот  во Франции

 

    Рассмотрим  специфические черты промышленного переворота во Франции.

    Примерно  до середины 18 века Франция претендовала на роль лидера в Европе. Этим она  была обязана определенным преимуществом  перед Англией. Численность населения  Франции была более чем вдвое  больше численности населения в  Англии. Больше была территория Франции. Успешнее развивалась французская промышленность и торговля, особенно внешняя. Особых успехов достигла легкая промышленность – шелковая, шерстяная, полотняная, бумажная, стекольная и фарфоровая, мыловарение, кожевенная и др. Мануфактуры в основном были централизованными и небольшими, с количеством работников от 10 до 50, реже 100.14

    Анализируя  начальный период промышленного  переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали  революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.

    Промышленный  переворот во Франции во многом отличался  от аналогичного процесса в Англии, и, прежде всего тем, что начался  он позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то, что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820 —1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850 — 1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.

    Такое отставание имело множество причин, коренившихся прежде всего в социально-экономическом  устройстве Франции. Потребовалось  несколько революционных потрясений, чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям. Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.

    Относительно  медленные темпы промышленного  переворота обусловливались также  слабостью французской инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII — начале XIX века и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в 1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804—1808), а Франсуа Жирар — систему химико-механической переработки льна в пряжу. В ситценабивном производстве получила применение так называемая перротина — приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, и т.д. Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840— 1850-х годах. В начале же XIX века в промышленности Франции работало всего 15 паровых машин, тогда как в Англии — более 5 тыс.

    Промышленный  переворот во Франции проходил в  первой половине 19 века. Однако подлинный  взлет промышленного переворота наметился после революционных  событий 1848 г.15

    Следует отметить, что в первой половине XIX века (как и в XVIII веке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии и др.

    В целом удельный вес французской  промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.16

    Изучая  промышленный переворот во Франции  можно выделить условно два периода: 1830—1840-е и 1850—1860-е годы.  В первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых  отраслей, а во втором — их качественное совершенствование.

    Своеобразным  ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В 1832 году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50 км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844 году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859 года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний. Всем держателям акций данных компаний была обеспечена прибыль в 4%, даже если для этого требовались государственные дотации.

    Благодаря таким шагам уже к концу 1840-х  годов в стране было построено  около 3 тыс. км железнодорожных путей, а к концу 1860-х— 17,6тыс. км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.17

    Промышленный  переворот был связан с развитием именно тяжелой промышленности, в том числе угледобывающей отрасли, поскольку каменный уголь, хоть и медленно, внедрялся в качестве топлива в металлургии. Но из-за его относительной дороговизны в 1830 году лишь на 29 металлургических заводах из 408 применялся уголь. Добыча угля в течение 1800 — 1840 годов увеличилась примерно в пять раз и составила около 5 млн. т, а к концу 1860-х годов — 13 млн. т.

    Строительство железных дорог повлекло за собой  развитие металлургии. К концу 1860-х  годов Франция выпускала 1,3 млн. т чугуна, 900 тыс. т железа и 100 тыс. т стали, причем в 1865 году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля. В 1860-х годах широкое распространение получил бессемеровский метод выплавки стали.

    В 1850 — 1860-х годах произошли качественные изменения в промышленности, стали создаваться крупные предприятия с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Если в 1848 году во Франции было не более 4,8 тыс. паровых машин, то в 1869-м — 27,8 тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.18

    Переход к фабричной промышленности происходил и в текстильном производстве. Особую славу по всей Европе приобрела  продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн. кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850—1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.

    Работа  на ткацких фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность рабочего дня в среднем составляла 11—13 часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15—17 часов в сутки.

    Промышленный  переворот сопровождался укрупнением  производства, происходившим в различных  отраслях. Особенно выделялись предприятия  монополистической группы «Шнейдер-Крёзо» (1836), выпускавшие продукцию черной металлургии, а также вагоны, паровозы и различные машины. Концентрация предприятий на железнодорожном транспорте привела к тому, что уже в 1857 году почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.

    И все же по сравнению с Англией  и Германией Франция заметно  отставала по уровню концентрации производства. В ее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические заводы компании «Шнейдер-Крёзо», каждый из которых насчитывал более 10 тыс. работников, были всего лишь исключением. В конце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции — всего лишь 1,7. В общем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.

    И хотя городское население с 1780 по 1870 год выросло почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3 общей численности страны. Из 15,2 млн. человек самодеятельного населения 7,2 млн. было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн. — в промышленности, 1 млн. — в торговле, 1,3 млн. — в домашнем хозяйстве.19

    В целом промышленный переворот был  завершен к концу 60-х годов. Общий  объем промышленной продукции возрос в шесть раз (с 2 млрд. фр. в начале 10-х до 12 млрд. фр. в конце 60-х годов 19 в.).20 И хотя Франция значительно уступала Англии, ей принадлежало второе место в мире по размерам промышленного производства и общему экономическому потенциалу. 

    3. Промышленный переворот  и его последствия  для экономики  Германии

    Рассмотрим  начало промышленного переворота.

    Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было трудно угнаться за своими соперниками. В середине XIX века раздробленная Германия добывала угля в 7 раз, производила чугуна в 10 раз и потребляла хлопка в 30 раз меньше, чем Англия.

    Зарождение  фабричной системы в Германии можно отнести к рубежу XVIII — XIX веков, когда в Саксонии была применена механическая прялка «Дженни» (1782), сооружена первая в стране паровая машина (1785), а в Силезии установлена первая доменная печь с использованием каменного угля (1796). Но подлинное начало этого процесса совпало с созданием Таможенного союза в 1833 году.

    Уже в конце 18 начале 19 века в процессе промышленного производства немцы  стали использовать иностранную, особенно английскую технологию. Индустриальное развитие Германии было тесно связано  с использованием иностранных, и прежде всего английских, машин, поскольку Англия в тот период олицетворяла наивысшие достижения технического прогресса. При этом она всячески стремилась затормозить рост крупной немецкой промышленности, в которой видела набирающего силу конкурента. На базе английских машин развивалась хлопчатобумажная промышленность. Устанавливались печи по выплавке чугуна с применением каменного угля.

    Однако  немало машин было создано и немецкими  изобретателями: первая практически  пригодная полиграфическая плоскопечатная машина (1810), камнеточильная машина (1835), набивной станок в текстильной промышленности (1836). В первые годы XIX века появились различные станки по обработке металлов и т.д. И хотя первоначально большую часть паровых машин приходилось ввозить из Англии, их количество увеличивалось быстрыми темпами: в 1837—1844 годах число стационарных паровых машин выросло с 419 до 1444. В середине XIX века в стране насчитывалось 90 пароходов и 429 паровозов.

    Промышленный  переворот в Германии можно условно  разделить на два важнейших периода. Первый из них приходится на 1830 — 1840-е годы, а второй — на 1850 – 1860-е. Мощным толчком для индустриального развития на первом этапе было появление хлопчатобумажной промышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе. Наиболее крупным центром хлопчатобумажного производства стала Саксония, где предприятия работали в основном на пряже, поступавшей из Англии, а центр саксонского ткачества Хемниц весьма эффективно конкурировал с английским Манчестером. В конце 1840-х годов на территориях, входивших в немецкий Таможенный союз, имелось 313 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

    Менее успешно развивалось полотняное производство, сосредоточенное в  Силезии. Дело в том, что основной покупатель полотна — Англия установила высокие таможенные тарифы на эту продукцию, а внутренний германский рынок был весьма узок. Кроме того, в 1840-х годах началось строительство парового флота, что сразу же привело к сокращению спроса на парусину. В результате выработка льняных тканей сократилась, что вызвало кризис в этой отрасли, который, в свою очередь, заставил многих предпринимателей начать перевод льняного производства на машинную основу. Уже в 1846 году в Пруссии действовало 11 фабрик, производящих льняную пряжу. Вследствие этого потерпели крах многие кустарные и мануфактурные предприятия, выпускавшие льняные ткани.

Информация о работе Промышленные перевороты