Промышленные перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:37, реферат

Описание

Промышленный переворот – это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, сопровождающийся формированием промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Содержание

Введение 2
1. Промышленный переворот в Англии 4
2. Промышленный переворот во Франции 15
3. Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 20
4. Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США 25
Заключение 32
Литература 33

Работа состоит из  1 файл

Какие прблемы в организации хозяйственного развития решал промышленный переворот.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

    Однако промышленный переворот в США проходил очень неравномерно. В то время как наиболее быстро прогрессировала легкая промышленность (текстильная, обувная, мукомольная и др.), тяжелая промышленность еще не обеспечивала внутренние потребности страны. Этот период получил название «ситцевой» индустриализации; для него была характерна устойчивая зависимость американской экономики от европейского, и прежде всего английского, капитала. Англия боялась усиления потенциального конкурента на мировом рынке, особенно в тех отраслях, где она имела монопольное положение: в металлургии, машиностроении, судостроении, сукноделии.

    В 1837 году появилась первая домна с  использованием каменного угля в  качестве топлива, и до конца 1830-х  годов в стране было построено 100 аналогичных доменных печей. Но все равно металла не хватало, его приходилось завозить, в основном из Европы. В 1850 году было импортировано 409 тыс. т металла, т.е. столько же, сколько его производилось в Соединенных Штатах. Стране требовалось огромное количество железнодорожных рельсов, 60% которых привозилось из Англии.

    В 1847—1857 годах наблюдался заметный рост в металлургии, чему способствовало повсеместное вытеснение древесного угля каменным. В результате большинство  доменных печей было переведено на каменный уголь и в течение 1830-1850-х годов производство чугуна выросло в три раза, а добыча угля — более чем в 20 раз.

    Важную  роль в промышленном перевороте в  США сыграли железные дороги. Железнодорожное  строительство велось на всех территориях, связывая их в единый хозяйственный комплекс: в 1828—1830 годах была построена первая железная дорога длиной в 21 км от Балтимора в сторону Огайо; с 1830 по 1850 год протяженность железнодорожных магистралей увеличилась с 40 до 14,5 тыс. км (более чем в 360 раз). Этот период в истории США часто называют «железнодорожной революцией».28

    В середине XIX века железнодорожное строительство являлось наиболее предпочтительной сферой вложения капиталов. В 1851 -1857 годах в эту отрасль было инвестировано около 1 млрд. долл., т.е. почти в три раза больше, чем за предыдущие 20 лет. Государство оказывало большую поддержку компаниям, строившим железные дороги. Они получали бесплатно землю, лес, строительные материалы, беспроцентные ссуды. Это не могло не вызывать повышенного интереса к данному виду деятельности со стороны плантаторов, которые стремились заполучить новые земли в тех краях, куда уже устремились железнодорожные компании. К 1860 году протяженность железных дорог США составляла 50% от всей мировой сети стальных магистралей.

    В 1807 году на реке Гудзон появился первый в мире колесный пароход Р. Фултона. Были построены многочисленные каналы, особенно в районе Великих озер.

    К числу особенностей промышленного  переворота в США в середине XIX века можно отнести быстрое развитие собственного машиностроения. В это время появились крупные машиностроительные заводы в Нью-Йорке, в городах Пенсильвании, Огайо и друтих штатов Северо-Востока, и в частности паровозостроительные заводы в Питсбурге, Балтиморе, Филадельфии. Особенно высокими темпами развивалось производство сельскохозяйственной техники (сеялок, культиваторов, молотилок и др.), которая требовалась для фермерских хозяйств.

    Промышленный  переворот в США сопровождался  постоянной нехваткой квалифицированной  рабочей силы, что требовало разработки и быстрого внедрения в производство различных оригинальных станков, машин и механизмов. Так, в середине XIX века была изобретена швейная машина (1841), что положило начало целой отрасли по производству этих машин (фабрики фирм «Зингер», «Беккер»). Среди технических новинок того времени можно назвать жатку (1836), фосфорные спички (1836), электромагнитный телеграф С. Морзе (1837), вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), турбину (1849), револьверный станок (1854) и многое другое.

    Важным  источником финансирования промышленного  переворота стали доходы от внешней  торговли, основанной на жестком протекционизме. В 1816 году был установлен новый тариф, в соответствии с которым таможенные сборы по отдельным видам товаров  были повышены до 30%. Протекционизм в торговой политике оказал благотворное влияние на американскую экономику, а деловые люди страны стали более активно вкладывать свои капиталы в отечественную промышленность, и прежде всего в легкую.

    В первой половине XIX века объем американской внешней торговли увеличился почти в четыре раза. Правда, в экспорте преобладало сырье и лишь 13% составляли готовые изделия — еще сказывалась большая зависимость американской экономики от английского импорта машин и потребительских товаров.

    Развитию  рыночных отношений в стране способствовала окончательная отмена рабства в  южных штатах. Под давлением федерального правительства была ликвидирована  система землепользования, основанная на принудительном труде. И хотя бывшие рабы имели право приобретать землю, в большинстве своем они были вынуждены уйти в города, чтобы стать промышленными рабочими.

    В итоге бурного индустриального подъема в 1860—1870-х годах США превратились в промышленно развитую страну, поскольку стоимость продукции промышленности в ВВП (1880) в 2,5 раза превышала стоимость сельскохозяйственной продукции. В 1870-х годах промышленность США вышла на второе место в мире по объемам производства, приблизившись вплотную к английской, что позволило уменьшить зависимость от последней. Быстрыми темпами возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1860 году США производили 17% мировой промышленной продукции, в 1870-м — 23%, а в 1880-м – 28%.29

    К концу XIX века страну от Атлантического до Тихого океана пересекли четыре трансконтинентальные линии, построенные в 1869, 1881,1882 и 1893 годах. Вовлечение территорий Дальнего Запада в хозяйственные связи способствовало окончательному формированию единого внутреннего рынка Соединенных Штатов. Железные дороги в значительной степени повлияли на развитие специализации в промышленности и сельском хозяйстве, повышение степени подвижности рабочей силы и капиталов, снижение издержек производства, усиление процесса урбанизации населения.

    Железнодорожное строительство заметно стимулировало  рост производства в металлургии, угледобыче, машиностроении.

    Наиболее  динамичным периодом развития Соединенных  Штатов были голы на рубеже Х1Х-ХХ веков. В 1870—1913 годах в экономике США  происходили глубокие структурные  изменения, связанные с переходом  на качественно новую техническую базу Ежегодный прирост ВНП составлял в среднем 4,3% (в Германии — 3%, Англии — 2,4%, Франции — 1,1%). Национальное богатство за эти годы выросло почти в семь раз, а промышленное производство почти в девять раз. К 1913 году удельный вес промышленности и строительства в ВВП составлял почти 70%. В 1913 году на долю США приходилось 47% мирового  производства стали, 45% —добычи каменного угля, 82% — нефти. Доля американского промышленного производства в общем объеме мировой промышленной продукции возросла до 38%.30

                                                                                                                                                                                                                
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

    Таким образом, в конце 18 – середине 19 века в странах Европы  происходил промышленный переворот. Это был  период формирования индустриальной цивилизации. Сложный и многоплановый процесс  создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. Теперь в общем объеме производства ведущие позиции принадлежали промышленности. Все больший удельный вес приходился на городское население. В экспорте ведущих стран стала преобладать промышленная продукция, а в импорте — сельскохозяйственная продукция и сырье. Значительно повысилась производительность труда. Выросли темпы роста производства.

    Мировая наука и техника активно внедрялись в мировое хозяйство. Наряду с  широким использованием паровых  машин были созданы новые двигатели — водяные и паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания. Грандиозное железнодорожное строительство покрывало и связывало своей сетью хозяйственные пространства. Появилось автомобилестроение. С помощью океанского пароходства теснее связывались континенты. Расширению коммуникационного сообщения способствовало изобретение радио, телефона, телеграфа. Подлинной революцией стало развитие электроэнергетики и т. д. Важнейшие изобретения были осуществлены и в военном деле, Это бездымный порох, дальнобойная артиллерия, паровые и дизельные бронированные корабли и т.д.

    Но  промышленный переворот – это  не только переворот в технике, он сопровождается изменениями и в  общественных отношениях. Увеличивая производительность труда, то есть количество продукции на занятого работника, машины увеличивают величину лишь прибавочного продукта, а необходимый продукт остается прежним. Если при переходе к машинам рабочий производит в 10 раз больше продукции, чем производил прежде, то его зарплата, расходы на его содержание не увеличиваются в 10 раз. Промышленный переворот завершает формирование двух классов буржуазного общества – буржуазии и рабочего класса.31

    В 70—90-е гг. XIX в. накопленный колоссальный опыт развития производства вылился  во вторую научно-техническую революцию (первая — промышленный переворот). Она, в свою очередь, оказала огромное воздействие на развитие производительных сил, ведущих к созданию новых отраслей экономики — металлургии и машиностроения, транспорта и электроэнергетики, химии и др. Тяжелая индустрия становилась преобладающей в промышленном производстве. 

                                                                                                                                                

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература 

    
  1. История мировой экономики: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 727 с.: ил.
  2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 367 с.
  3. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. М.П.Чепурина. – М.: Юстицинформ, 2000. – 496 с.
  4. Экономическая история  капиталистических стран / Под ред. В.Т. Чунтулова, В.Г. Сарычева. – М., 1985.
  5. Гутник В. Германия // МЭМО. – 2001. - № 8. – С. 79 – 88.

Информация о работе Промышленные перевороты