Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:03, доклад
Организационной предпосылкой появления тайных политических организаций явилось масонство. Из шести инициаторов создания Союза Спасения двое - А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол - уже были масонами. Кн. С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев и С.И. Муравьев-Апостол вступили в ложу Трех Добродетелей, которая была инсталлирована 11 января 1816 г.18 Схема устройства и работы ложи являлась уже известной формой тайного общества, и нет ничего странного в том, что Союз Спасения своей технической организацией копировал масонские степени и ритуалы (закрытые собрания, система соподчинения, присяга и т.д.)
Нравственно-духовное и политическое: общее и частное...
Туманик
Е.Н. Александр Николаевич Муравьев:
начало политической биографии и
основание первых декабристских
организаций. - Новосибирск: Ин-т истории
СО РАН, 2006, с. 172-179.
Организационной
18 Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая
четверть ХК в. С. 426-427, 527.
19 Нечкина М.В.
Движение декабристов. Т. 1. С. 141.
172
Вопрос о роли
Провинциальная
ложа являлась последовательницей новиковской
школы, и в ее традициях сохранялась приверженность
христианскому мистицизму. К сожалению,
в трудах историков масонства нет точного
понимания мистицизма. Увлечение мистицизмом
трактуется чуть ли не как мракобесие,
следствие моды и малообразованности.
Между тем, масонский мистицизм эпохи
А.Н. Муравьева - не что иное, как христианско-философское
учение, особый путь к познанию Бога и
осознанию себя в Боге. Невежеством является
и то, когда пытаются противопоставлять
христианство и мистицизм, делая из данного
надуманного противостояния вывод о враждебности
идеологии масонства учению традиционной
Церкви. В христианской вере тоже есть
глубочайшие традиции мистицизма, пренебрегать
значением которых в отечественной
------------------------------
20 Муравьев А.Н. Сочинения и письма. С. 75.
21 Пыпин А.Н. Общественное движение в России
при Александре I. С. 300-301.
22 Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 428.
23 Дружинин Н.М. К истории идейных исканий
П.И. Пестеля. С. 322.
24 Пыпин А.Н. Общественное движение... С.
322.
25 Там же. С. 314.
26 Муравьев А.Н. Сочинения и письма. С. 280,
284; ОР РГБ. Ф. 336/11.17.31. Л. 28.
173
культуре нельзя. Другое дело, что в начале
XIX в. Православная Церковь, а тем более
православная философия переживали тяжелейший
кризис, результатом чего и являлась негативная
реакция некоторых представителей тогдашней
церковной иерархии, идущая часто от непонимания
глубинных философских мотивов сути явления,
на, в общем-то, верное по содержанию, учение
масонского мистицизма. Этот поверхностный
отзыв, к сожалению, часто берут на щит
и мнимые «защитники» русской идеологии.
В широко
известных воспоминаниях гр. В.А
Соллогуба дан неглубокий и сумбурный
взгляд на воззрения гр. Михаила Виельгорского
(тестя мемуариста), как предтечу «коммунизма»,
«либерализма» и «терроризма» - отнесем
эти высказывания к числу курьезных и
не заслуживающих серьезного внимания 27.
Мих.Ю. Виельгорский и С.С. Ланской были убежденными
сторонниками христианско-мистического
учения и находились р постоянной переписке
с А.П. Поздеевым, крупнейшим масоном- мистиком
времен Екатерины 28. Для нас нет ничего
удивительного в том, что одновременно
с посещением ложи Елисаветы к добродетели
А.Н. Муравьев стал задумываться об организации
тайного политического общества. Нравственный
строй жизни молодого человека не допускал
в тот период возможности мирного сосуществования
с политическим режимом в государстве.
Идея Союза Спасения - это выбор совести,
единственно возможный, согласующийся
с правилами христианской и гражданской чести
шаг, не сделать которого молодой Муравьев
не мог.
Несомненная внешняя
связь ложи Трех добродетелей и СоюзаСпасения
позволила Н.М. Дружинину говорить
о конспиративномпроцессе развертывания
тайного общества в недрах масонской организации 29.
Теория академика Дружинина обоснованна
и интересна, но, по нашему мнению, более
близка к истине М.В. Нечкина, считавшая,что
«Союз Спасения стал первенствовать в
руководстве ложей». Хотядалее автор продолжает:
«Однако отсюда никак не следует, что СоюзСпасения
на этом этапе слился с масонством; нет,
он отчетливо отделялсебя от него, пользуясь
им лишь как средством конспирации»30.
Нампредставляется, что история существования
ложи Трех Добродетелей иистория Союза
Спасения являются двумя параллельными
процессами.Очевидно, члены первого тайного
политического общества в самомначале
его становления понимали как необходимость
своего нравственного усовершенствования,
так и необходимость соединения высоких нравственных
принципов с политической деятельностью.
Возможно,
---------------------------
27 Соллогуб В.А.
Петербургские страницы
28 Пыпин А.Н. Общественное движение в России
при Александре I. С. 323.
29 Дружинин Н.М. К истории идейных исканий
П.И. Пестеля. С. 323, 326-327.
30 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.
1. С. 151.
174
А.Н. Муравьев настаивал,
чтобы все организаторы Союза
вошли в ложу с целью духовного роста,
но нельзя говорить о том, что он виделполитическое
общество именно в ее границах. Муравьев
слишкомсерьезно относился к масонству,
чтобы проводить в его рамках какие-либо
организационно-политические эксперименты 31.
Ясно, что члены Союза Спасения в самые
первые месяцы его существования желали наполнить
свою политическую деятельность нравственно-философским
Спустя много
лет после описываемых событий
кн. С.П. Трубецкойвспоминал: «Александр
Муравьев, бывший тогда молодым человеком
спламенным воображением, пылкою душою,
видел в нем (масонстве -Е.Т.)какое-то совершенство
ума человеческого, предлагал вступить
всем вмасоны..., доказывал, что общество
только и может существоватьпосредством
ложи»33. Слова «посредством» нельзя
понимать буквально;здесь кн. Трубецкой
имел в виду чисто умозрительный, мировоззренческий
аспект, а не сам факт возможной формы
существования общества. М.В. Нечкина признала
самой точной характеристикой взаимоотношений ложи
Трех добродетелей и Союза Спасения слова
самого АН. Муравьева, отражающие его намерение
«под покровом сей масонской ложи обезопасить
членов общества»34. Однако Нечкина
толкует это важное свидетельство в пользу
своей «конспиративной» концепции как
идентичное «полному слиянию ложи с обществом»:
«Частые встречи "бояр" - руководителей
тайной организации действительно могли
удобно прикрываться формой масонских
заседаний... привлекаемые вложу новые
братья могли бы в подходящих случаях вербоваться
в общество, и ложа оказалась бы подготовительной
ступенью для отбора новых членов тайной
организации...»35 Повторим, «полное
слияние» (но не в прямом смысле, а в области
нравственных идей!) - это замысел Александра
Муравьева, его видение идеального тайного
общества. Иными словами, нравственно общество
должно
------------------------
31 Муравьев А.Н.
Сочинения и письма. С. 76-78.
32 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.
1. С. 144.
33 ВД. Т. 1. С. 23, 25.
34 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.
1. С. 152.
35 Там же.
175
было существовать только через ложу,
безоговорочно приняв писаные нормы масонской
морали, тем самым достигалась цель «обезопасить»
членов Союза Спасения, но именно в плане
их нравственно-политического бытия, вопрос
о конкретно-организационной сфередеятельности
общества здесь ставить неправомерно.
Есть еще одно важное свидетельство
в пользу данного аргумента -предлагая
Ф. Глинке вступить в Союз Спасения,
не кто иной, как М.Н. Новиков определенно
высказался, что «в масонстве только теории», и
указал на «другое общество избранных
молодых людей», подразумевая,конечно
же, исключительно тайное политическое
объединение 36. О каких«
|
------------------------------
36 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.
1. С. 144.
37 Муравьев А.Н. Записки. С. 78.
38 Трубецкой С.П. Записки. С. 217-218.
39 Старые основные законы Елагинской системы.
С. 69.
40 Сведенборг Э. О небесах, о мире духов
и об аде. Киев, 1993. С. 4; РГАЭ. Ф. 626. Оп. 1. Д.
14. Л. 95.
176
Итак, смысловые совпадения налицо.
Действительно, в первомтайном обществе
впервые пытались воплотить в
жизнь благородныенравственные и гражданские
принципы, провозглашаемые масонством,т.е.
дело должно было стать полностью адекватным
слову, таковаисходная суть традиций декабризма 41.
И мы но косвенным данным вполне можем
высказать предположение о том, что одним
из носителей (а может быть и ведущим носителем,
учитывая его роль при основанииСоюза
Спасения) декабристской идеологии, как
она изложена в «Записках» кн. Трубецкого,
был именно А.Н. Муравьев. Немного забегаявперед,
подчеркнем, что учению Э. Сведенборга
Муравьев сохранялприверженность до конца
своей жизни. Данный факт невольно предваряет
вывод о верности Муравьева гражданским
и нравственным постулатам раннего декабризма,
что, в свою очередь, делает бессмысленным представление
о нем некоторых советских историков как
о «раскаявшемся» декабристе.
Возвращаясь к цитированным словам
кн. С.П. Трубецкого (об утверждении
Муравьева, что Союз Спасения может
существовать только«посредством»
ложи), можно заключить, что товарищи
А.Н. Муравьева по организации достаточно
сдержанно, а порой и критически, относились к
идее нравственной жизни политического
общества через масонскую ложу. Об этом
же свидетельствует быстрый разрыв П.И.
Пестеля с ложей Трех Добродетелей в начале
1817 г. Некоторые деятели Союза Спасения(например,
М.И. Муравьев-Апостол) не постигли замысла
А.Н. Муравьева и действительно, особенно
по прошествии довольно значительногоотрезка
времени, полагали, что он в буквальном
смысле хочет развернутьобщество под
эгидой ложи, о чем и заявляли на следствии 42.
В частности,эти показания и вводили в
заблуждение исследователей, не относившихся
к подобным свидетельствам с должной долей
критицизма. А между тем, слова Трубецкого
и высказывания Муравьева-Апостола - совершенно
разные вещи, несущие совершенно различный
смысл - их авторы, в общем-то, противоречат
друг другу. На наш взгляд, очевидно: А.Н.
Муравьев добивался, чтобы члены Союза
Спасения одновременно с собраниями тайного
общества посещали заседания ложи Трех
Добродетелей. Вполне возможно, что и работу
ложи он намеревался построить так, чтобы
ее направление максимально соответствовало
ориентирам желаемого нравственного усовершенствования
членов тайного общества, наиболее полно
отвечало оптимальным потребностям их духовного
роста как политических деятелей. Наверняка
именно этообстоятельство и имел ввиду
М.И. Муравьев-Апостол; члены ложи ТрехДобродетелей
не хотели при некоторых «работах» видеть
в своем кругумасонов из других лож. А.Н.
Муравьев считал, что обыкновенныйчеловек,
не наделенный высокими принципами нравственности
и силойдуховности, не имеет права на государственно-политическую
деятельность и, тем более, не имеет права
стоять на вершине власти.
--------------------------