Ранний декабризм и масонство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:03, доклад

Описание

Организационной предпосылкой появления тайных политических организаций явилось масонство. Из шести инициаторов создания Союза Спасения двое - А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол - уже были масонами. Кн. С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев и С.И. Муравьев-Апостол вступили в ложу Трех Добродетелей, которая была инсталлирована 11 января 1816 г.18 Схема устройства и работы ложи являлась уже известной формой тайного общества, и нет ничего странного в том, что Союз Спасения своей технической организацией копировал масонские степени и ритуалы (закрытые собрания, система соподчинения, присяга и т.д.)

Содержание

Нравственно-духовное и политическое: общее и частное...

Работа состоит из  1 файл

Ранний декабризм и масонство.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

41 Лотман Ю.М.  Декабрист в повседневной жизни.  С. 35-36. 
42 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т. 1. С. 151-152.
 
177

 
Нравственно-духовное и политическое: общее  и частное... 
           

Итак, тайное общество было создано, но А.Н. Муравьев ни в коеймере не рассчитывал на быстрый ход  его развития, справедливо полагая,что-сначала  члены Союза Спасения должны приложить определенныеусилия по приведению в порядок своего духовного, внутреннего мира.Совещания тайного общества происходили достаточно часто, на нихобсуждались важнейшие государственно-политические проблемы ипротиворечия 43. Думается, целью этих встреч являлись определениенаправления и способа деятельности Союза Спасения, что, в конечномитоге, должно было постепенно привести к выработке статута организации. Незыблемое решение о составлении законоположения общества было принято еще на самом первом его заседании 44. Все этифакты говорят о том, что в первой половине 1816г. общество находилосьпод полным контролем А.Н. Муравьева и развивалось в задуманном имнаправлении. 
           

Теперь обратимся  к расшифровке и характеристике названия первоготайного политического общества. М.В. Нечкина раскрывает смыслназвания так: «Союз Спасения - чьего спасения? ...Члены обществасчитали, что Россия стоит на краю гибели, ее нужно спасать.. .»45 С этимнельзя не согласиться, но М.В. Нечкиной дана лишь внешняя характеристика этимологии названия; внутренний, глубинный смысл, на наш взгляд, так и остался недоступным. В названии зашифрована не только политическая идея, в нем можно обнаружить и явное христианско-сакральное содержание, показательное для редчайшей в истории попытки действенного соединения политических и нравственных принципов в освободительном движении. «Спасение» следует понимать как спасение христианское, т.е. спасение для вечной жизни. Инициатор создания Союза Спасения АН. Муравьев, человек глубокого религиозно-философского мировоззрения, мог вкладывать в название организациитолько такой смысл. Отсюда следует и цель (по замыслу Муравьева), скоторой члены общества сплотились воедино - очистить свою совесть,чтобы достойно войти в Царство Божие. В таком повороте идеологиипервого русского тайного общества нет  
--------------------------------

43 Нечкина М.В.  Движение декабристов. Т. 1. С. 147. 
44 Там же. С. 147. 
45 Там же. С. 155-156.
 
178

 
ничего удивительного - оносоздавалось во время активнейших религиозных  исканий в России. Наоборот, было бы странным, если бы в начальной стадии своего развития и, тем более, в момент зарождения движение декабристов оказалось бы лишенным какого-либо христианско-духовного содержания. В эпоху Библейского общества и Священного Союза любой значительный общественно-политический процесс не мог не иметь в качестве составляющего движущего компонента религиозно-идеологической основы 46
            

Для христианина, если он стремится жить по совести, с точки зрения А.Н. Муравьева в 1816 г. было немыслимым мириться и пассивнососуществовать рядом со всем злом, которое он видел в земном Отечестве (подобии Отечества Небесного) - это означало бы соучастие в преступлении (грехе) разорения земного подобия Дома Отца и, вконечном итоге, привело бы человека, не заботящегося о состоянии своей души, к неизбежному и невозвратному падению, невозможностиискупления личных грехов. Именно в этом смысле следует рассматривать часто встречающиеся в письмах АН. Муравьева рассуждения о «прямой пользе Отечества», «любви к родине», «разнообразии Отечества»47. Типичны для жизненной позиции АН. Муравьева и понятия о стойкой необходимости обязательного следования во всех обстоятельствах не только частной жизни, но и особенно на служебно-общественном поприще долгу «Христианина и честного человека»48. Происходящее в государстве А.Н. Муравьев рассматривал и как преступление против христианства, поэтому в тот период и не находил иного для себя выхода, кроме как организации активного противостояния антихристианским силам (государственной власти), не желая совершить самый страшный грех предания веры. Такое спасение есть, прежде всего, спасение самого себя для вечной жизни, конечно же, неизбежно переплетенное с обязательной целью добиваться любой ценой благоденствия своего земного Отечества. Именно идея личного спасения, как важнейшего компонента идеологии тайного общества, и была закреплена в названии первой декабристской организации. Но, несколько забегая вперед, отметим, что далеко не все члены тайного общества оказались способны до конца принять данную идеологию, а тем более найти в себе убеждение следовать ей в политической деятельности. Это обусловило неизбежность изменения внутреннего строя тайного общества и, в конечном итоге, отход самого АН. Муравьева от движения декабристов.

Информация о работе Ранний декабризм и масонство