Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:03, доклад
Организационной предпосылкой появления тайных политических организаций явилось масонство. Из шести инициаторов создания Союза Спасения двое - А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол - уже были масонами. Кн. С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев и С.И. Муравьев-Апостол вступили в ложу Трех Добродетелей, которая была инсталлирована 11 января 1816 г.18 Схема устройства и работы ложи являлась уже известной формой тайного общества, и нет ничего странного в том, что Союз Спасения своей технической организацией копировал масонские степени и ритуалы (закрытые собрания, система соподчинения, присяга и т.д.)
Нравственно-духовное и политическое: общее и частное...
41 Лотман Ю.М.
Декабрист в повседневной
42 Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.
1. С. 151-152.
177
Нравственно-духовное
и политическое: общее
и частное...
Итак, тайное общество
было создано, но А.Н. Муравьев ни в коеймере
не рассчитывал на быстрый ход
его развития, справедливо полагая,что-
Теперь обратимся
к расшифровке и характеристике
названия первоготайного политического
общества. М.В. Нечкина раскрывает смыслназвания
так: «Союз Спасения - чьего спасения? ...Члены
обществасчитали, что Россия стоит на
краю гибели, ее нужно спасать.. .»45 С
этимнельзя не согласиться, но М.В. Нечкиной
дана лишь внешняя характеристика этимологии
названия; внутренний, глубинный смысл,
на наш взгляд, так и остался недоступным.
В названии зашифрована не только политическая
идея, в нем можно обнаружить и явное христианско-сакральное
содержание, показательное для редчайшей
в истории попытки действенного соединения
политических и нравственных принципов
в освободительном движении. «Спасение»
следует понимать как спасение христианское,
т.е. спасение для вечной жизни. Инициатор создания
Союза Спасения АН. Муравьев, человек глубокого
религиозно-философского мировоззрения,
мог вкладывать в название организациитолько
такой смысл. Отсюда следует и цель (по
замыслу Муравьева), скоторой члены общества
сплотились воедино - очистить свою совесть,чтобы
достойно войти в Царство Божие. В таком
повороте идеологиипервого русского тайного
общества нет
------------------------------
43 Нечкина М.В.
Движение декабристов. Т. 1. С. 147.
44 Там же. С. 147.
45 Там же. С. 155-156.
178
ничего удивительного - оносоздавалось
во время активнейших религиозных
исканий в России. Наоборот, было
бы странным, если бы в начальной стадии
своего развития и, тем более, в момент
зарождения движение декабристов оказалось
бы лишенным какого-либо христианско-духовного
содержания. В эпоху Библейского общества
и Священного Союза любой значительный
общественно-политический процесс не
мог не иметь в качестве составляющего
движущего компонента религиозно-идеологической
основы 46.
Для христианина,
если он стремится жить по совести,
с точки зрения А.Н. Муравьева в 1816
г. было немыслимым мириться и пассивнососуществовать
рядом со всем злом, которое он видел в
земном Отечестве (подобии Отечества Небесного)
- это означало бы соучастие в преступлении
(грехе) разорения земного подобия Дома
Отца и, вконечном итоге, привело бы человека,
не заботящегося о состоянии своей души,
к неизбежному и невозвратному падению,
невозможностиискупления личных грехов.
Именно в этом смысле следует рассматривать
часто встречающиеся в письмах АН. Муравьева
рассуждения о «прямой пользе Отечества»,
«любви к родине», «разнообразии Отечества»47.
Типичны для жизненной позиции АН. Муравьева
и понятия о стойкой необходимости обязательного
следования во всех обстоятельствах не
только частной жизни, но и особенно на
служебно-общественном поприще долгу
«Христианина и честного человека»48. Происходящее
в государстве А.Н. Муравьев рассматривал
и как преступление против христианства,
поэтому в тот период и не находил иного для
себя выхода, кроме как организации активного
противостояния