Содержание:
Введение. Развитие Греции
Происхождение древнегреческой цивилизации
в рабовладельческий период развития
Греции.
Пример колонизации. Греческая община
в Елизаветграде
Заключение
Литература
Введение. Развитие
Греции.
Древняя Греция и
ее культура занимают особое место
в мировой истории. В высокой
оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации
сходятся мыслители разных эпох и
направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал
цивилизацию древней Эллады “греческим
чудом”. Самые высокие оценки греческой
цивилизации не кажутся преувеличенными.
Но что породило мысль о “чуде”?
Греческая цивилизация — не единственная,
да и не самая древняя. Когда она
появилась, некоторые цивилизации
древнего Востока измеряли свою историю
уже тысячелетиями. Это относится,
например к Египту и Вавилону. Мысль
о чуде греческой цивилизации
вызвана скорее всего ее необычайно
быстрым расцветов. Общество и культура
Древнего Египта уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры находилась
на той ступени развития, которая
позволяет говорить о переходе от
варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится
к эпохе “культурного переворота”
— VII - V вв. До н. Э. В течение трех
веков в Греции возникла новая
форма государства — первая в
истории демократии. В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве
Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже
более трех тысяч лет. Разве не
было это чудом? Конечно, никто не
имел в виду сверхъестественное происхождение
греческой цивилизации, но указать
исторические причины появления
“греческого чуда” оказалось
совсем непросто. Возникновение и
расцвет греческой цивилизации,
совершившиеся фактически на протяжении
жизни нескольких поколений, составляли
загадку уже и для самих
греков. Уже в V в. до н. э. появились
первые попытки объяснения этого
феномена. Прародителем многих достижений
греческой культуры был объявлен
Египет. Одним из первых был здесь “отец
истории” Геродот, чрезвычайно высоко
ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый
Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор
воспринял свою философию в Египте, а Аристотель
называет эту страну родиной теоретической
математики. Родоначальник греческой
философии Фалес был финикийцем по происхождению.
Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал
у них представление о воде как первоначале
всего сущего, а также знания по геометрии
и астрономии.
Такие же сведения мы
находим у древних авторов
относительно Гомера, Ликурга, Солона,
Демокрита, Героклита и других выдающихся
представителей греческой культуры.
Что же заставляло греков искать восточные
корни своей собственной культуры?
Современная наука указывает
несколько причин. Во-первых, греки,
знакомясь с египетской культурой
и культурой других стран Древнего
Востока, действительно, многое заимствовали,
а в других случаях обнаруживали
черты сходства между своей культурой
и культурами востока. Зная о большой
древности восточных цивилизаций,
греки склонны были объяснять
происхождение того или иного
явления греческой культуры заимствованиями
эллинов на Востоке, что казалось
логичным. Во-вторых, этому способствовал
консерватизм жизненных устоев, характерный
для всех древних обществ. Греция
не составляла исключения в этом отношении.
Древним грекам было присуще глубокое
уважение к старине. Вот почему греки
были готовы щедро отдать другим народам
свои собственные достижения.
Происхождение
древнегреческой
цивилизации в
рабовладельческий
период развития Греции.
Современная наука
дает и другие объяснения происхождения
древнегреческой цивилизации. Ренан
усматривал причину “греческого
чуда” в свойствах, якобы присущих
арийским языкам: абстрактности и
метафизичности. Выделяли особую одаренность
греков в сравнении с другими
народами древности. Различные гипотезы
рассмотрены в книге историка
А. И Зайцева “Культурный переворот
в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”.
Им приведены конкретные сведения,
опровергающие расистские гипотезы.
Многие историки приходят к выводу,
что причины величия греческой
цивилизации следует искать не в
расовой предыстории Греции, а в
конкретной исторической действительности
первого тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский
ученый Андре Боннар в соей книге
“Греческая цивилизация” утверждает,
что греческая цивилизация и
античная культура базировались на античном
рабстве. Греческий народ прошел
те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого
чуда не существует. В центре его
книги люди, создавшие греческую
цивилизацию и созданные ею. ”Отправной
точкой и объектом всей греческой
цивилизации является человек. Она
исходит из его потребностей, она
имеет в виду его пользу и его
прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает
одновременно и мир, и человека, один
посредством другого. Человек и
мир, в представлении греческой
цивилизации являются отражением один
другого — это зеркала, поставленные
друг против друга и взаимно читающие
одно в другом”.
Литература, искусство
и философия Древней Греции дали
толчок развитию европейской культуры.
Древняя Греция открыла человека
как прекрасное и совершенное
творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения
проявились во всех сферах духовной и
социально-политической жизни: в поэзии,
архитектуре, скульптуре, живописи, политике,
науке и праве. Греки создали
науку, которую некоторые исследователи
называют “мышлением по способу греков”.
У истоков европейской культуры
находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой
микенской цивилизации является
наличие дворцов-цитаделей, мощных
архитектурных комплексов, содержащих
обширные кладовые, помещения административного
и культурного назначения. Такого
рода дворец — средоточие сложной
экономической военной и религиозной
жизни. “Дворец держал на строжайшем
учете реальные и запланированные
поступления (в основном продукцию
ремесла и сельского хозяйства),
дворец ведал организацией рабочей
силы, военного дела, выдачей продовольствия
лицам, выполняющим какую-либо работу”.
Возглавлял деятельность такого дворца
царь-жрец (ванака). Основная функция
царя заключалась в сохранении “священного
порядка в природе”. Человек в
такой системе был зависим
от религиозного мировоззрения. Кстати,
идея божественного происхождения каждой
профессии долго сохранялась у древних
греков. И у Гомера встречается подробное
описание многих ремесел, а в качестве
их творцов указываются Гефест и Дедал.
Мифологическое мировоззрение было типично
для микенской цивилизации. Крушение дворцовой
системы помогло противоборствующим силам:
родовой аристократии и сельской общине.
И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”,
скорее военный предводитель. “Басилевсы”
вели свою родословную от богов. Обычно
Гомер говорит о них накануне сражения,
чтобы подчеркнуть значимость поединка.
Интересен в этом отношении диалог Диомеда
и Главка: “Тщиться других превзойти,
непрестанно пылать отличиться, Рода отцов
не бесчестить, которые славой своею Были
отличны в Эфире и в царстве ликийском
пространном”. Нормами жизни человека
в микенской цивилизации и у гомеровских
героев были честь, слава, стыд. Платон
называл Гомера “воспитателем Греции”.
Характерным признаком
древнегреческой цивилизации являлся
демократизм. Античная классическая демократия
рассматривалась как форма государственного
устройства, в основе которого лежит
свобода. Гарантией личной свободы
гражданина было право частной собственности
на средства производства (и, прежде всего,
на главное из них — землю) с
возможностью продажи ее или передачи
по наследству, право свободного распоряжения
произведенными товарами (то есть свободный
рынок), право непосредственно влиять
на формирование внутренней и внешней
политики государства и антимонопольные
законы, препятствовавшие концентрации
экономической и политической власти
в руках одной личности, семьи,
сословия, класса. Недостатком классической
античной демократии было то, что свободой
в каждом из греческих государств
(а их было около 2 тысяч) обладал
только полноправный гражданин именно
этого государства и только в
пределах своего государства. Все прочие
лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины
— гражданскими правами не обладали
и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли. Не говоря
уже о рабах, которые не обладали
даже личной свободой и в саму категорию
людей включались только отдельными
свободомыслящими греками и римлянами.
Одним из видимых
результатов развития греческой
цивилизации стала античная скульптура.
Заимствованная греками из древней
и рафинированной, но безличной и
униформированной деспотичной цивилизации
Египта, уже в архаическую эпоху
она отличается от окоченевших и
схематичных греческих фигур
большей мягкостью, живостью и большей
индивидуализацией очертаний. А
с началом классической эпохи, характеризующейся
массовым ростом самосознания свободных
граждан демократических полисов,
скульптура приобретает специфические
античные оригинальные черты. Она перестает
служить застывшим в деревянной
позе символом незыблемости привилегий
родовой знати и начинает отражать
динамику отношений полноправных граждан
полиса.
Греческая архитектура
также была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи
эллинизма царских дворцов не
строили по причине отсутствия царской
власти. Главными зданиями городов
вначале были дома божеств, покровителей
городов, — храмы. По мере роста благосостояния
и развития демократии другой важнейший
центр полиса — агора, площадь, где
собирался народ для решения
как политических, так и экономических
проблем (в частности, для товарообмена),
начала обстраиваться зданиями, предназначенными
для различных общественных нужд
— разного рода правительственных
учреждений, собраний и т.п. Это здание
городского совета — булевтерий, театр,
гимнасий, палестра, стадион. Греческая
архитектура сделала ряд оригинальных
разработок, в частности, как формы
храмов, так и их отдельных деталей.
И несмотря на монументальный характер
греческой общественной архитектуры
классического времени, чувство
пропорции не позволяло создавать
сооружения, служившие целям подавления
и принижения чувств свободного гражданина
свободного государства, в отличие
от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и римского
времени, где индивидуалистически-монополистические
тенденции поощряли гипертрофированную
монументальность и колоссальность
сооружений. (С эллинистического же
времени в греческой архитектуре
появляются дворцы царей и виллы
царских вельмож и состоятельных
людей.) Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения
демократических полисов также благоустраивались.
Города снабжались водопроводом и канализацией.
Вновь построенные города (например, Пирей)
создавались уже согласно греческой философии
архитектуры, наиболее выдающимся представителем
которой был Гипподам из Милета (гипподамова
планировка). Античная цивилизация возникла
как цивилизация городов-государств и
оставалась до своего конца таковой, несмотря
на потерю городами права на проведение
самостоятельной внешней политики, подкрепленной
собственными независимыми вооруженными
силами. Но в процессе все большего наступления
императорской центральной власти на
права муниципального самоуправления
(плоть до драконовского налогообложения
Юстинианом) города терли источники не
только развития, но и регенерации и приходили
в упадок.
Вместе с античным
городом формировалась и греческая,
а затем и римская литература,
все те ее жанры и литературные
образцы, которые в значительной
степени будут определять развитие
европейской и мировой литературы.
В архаическую эпоху производится
запись созданного в темные века дописьменного
эпоса, в частности “Илиады” и
“Одиссеи” Гомера, ставших предметами
школьного образования не только
в гимнасиях античности, но и в
гуманистической (классической) гимназии
нового времени. Живой эпос уже не
создается, а лишь пародии на него,
поскольку его естественная среда
— аристократическая община —
уступает свои позиции демократии.
Эмансипирующаяся личность осуществляет
свою потребность в выражении
и осознании чувств и переживаний
в другом роде литературы — в
лирике. Именно в эпоху архаики
возникает целое созвездие мастеров
разных лирических форм — Алкей, Сапфо,
Анакреонт, Архилох и многие другие.
В классическую же эпоху ведущим
жанром становится драма, а обязательным
атрибутом архитектуры каждого
города — театр. Величайшие драматурги
трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид,
комедии — Аристофан. Исэгория (равная
свобода слова для всех граждан)
и исономия (политическое равноправие)
вызывают расцвет некогда аристократического
искусства — ораторского, для
проявления которого было достаточно
поводов на заседаниях народного
собрания, совета, суда, на народных празднествах
и даже в быту. Особыми мастерами
этого искусства и одновременно
политическими деятелями были Демосфен
и Сократ. И кроме них можно назвать десятки
имен, поскольку ораторское искусство
не умирало в античности никогда, хотя
с падением греческой демократии и римской
республики оно, скорее, превратилось
в красноречие.
Развитие общественного
самосознания послужило причиной возникновения
литературы, описывающей государства
в процессе развития, то есть историографии,
наиболее выдающимися представителями
начального этапа которой были Гекатей
Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение
субъекта и объекта, личности и окружающего
мира, то есть проблемы, появившиеся
вместе с греческой свободой, с
помощью различных подходов пытается
осмыслить родившаяся вместе с ней
греческая философия, в отличие
от других сфер греческой духовной
культуры так и не получившая настоящего
развития в римской культуре.
В тесной связи с
философией развивается и греческая
наука, уже в классическое время
имевшая большие достижения, —
математика, геометрия, астрономия, медицина,
продолжением которых и являются
современные соответствующие научные
дисциплины. Высокого уровня достигла
и техника. Однако в античности она
не образует тесной связи с научными
разработками, поскольку все более
распространявшийся в постклассическое
время рабский труд был дешевле
техники. Стабильное развитие имела
только военная техника. Вместе с
тем за тысячу лет от эпохи классики
и до конца античности инженеры и
техники дали сравнительно сильный
толчок развитию производительных сил,
расширили ассортимент товаров
потребления, повысили их качество, увеличили
их количество. Технические новинки
кроме военной области использовались
в подъемных механизмах, судостроении,
горной промышленности (включая каменоломни
и метеллургические предприятия), водном
хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо).
Применялось давление пара и воздуха.
Несмотря на тормозящую силу рабского
труда, еще в античности начинают
применяться прогрессивные конструкции
плугов, косилки, жатки, и водяные
мельницы.
Пример
колонизации
Греческая
община в Елизаветграде
Греческие поселенцы
на землях Елизаветграда появились
задолго до основания крепости Святой
Елизаветы, которая положила начало
городу.
Греческая колонизация
региона значительно усилилась
за годы Новой Сербии (1752-1764). Для
охраны этой территории был организован
Македонский полк, в основном из
выходцев Центральной части Балканского
полуострова и Греции (Егейская Македония).
При поселении солдаты полка
получали от правительства различные
льготы: им предоставлялся строительный
материал, семена для посевов, выдавались
подъемные. Так, в 60-е годы единовременная
помощь для иностранных переселенцев
увеличилась до 30 рублей. Крупные
участки земли выделялись офицерам.
Поселенцы лишь брали на себя обязанность
заселять эти земли в установленный срок.
Желающим поселиться на землях Елизаветграда
выдавались открытые листы на право выхода
из-за границы. Информация о содержании
этих документов доходила до Греции, и
стимулировала приток эмигрантов на земли
Украины.
После основания
крепости Святой Елизаветы (1754 г.) около
нее были построены форштадты (кварталы
для населения), где возникли три
района - Подол, Пермские лагеря и Греческое.
Наибольшее число поселившихся являлись
выходцами из Македонии, другие - из
Константинополя и островной
Греции, Австро-Венгрии, Венеции, Запорожской
Сечи, Бессарабии и Нежина. Численность
греческой колонии (без работников)
была небольшая - более 50 человек с
женами и детьми [1]. Земли для поселения
при крепости Святой Елизаветы иностранным
переселенцам, в том числе грекам,
отводились беспрепятственно. Получив
место для строительства, они
возводили дома и начинали заниматься
торговлей, и лишь немногие из них -
ремеслом. Наиболее активно велась торговля
бакалейными товарами, водкой, бессарабским
вином и табаком. Стремление елизаветградских
греков к коммерции подтверждают и статистические
данные, из которых видно, что в середине
70-х годов XVIII ст. в Новороссийской губернии
(в ее состав входила большая часть Елизаветградщины)
купцы-греки по численности занимали четвертое
место после русских, украинцев и молдаван
и часто торговали в Польше, центральной
части Турции, России.
Елизаветград, который
находился на перекрестке путей
с Черноморского побережья вглубь
России (до основания Екатеринослава,
Одессы, Херсона и Николаева), был
основным торговым пунктом на юге
Украины [2]. Елизаветградские купцы
через Хаджибейскую пристань торговали
сельскохозяйственными продуктами
на внутреннем и внешнем рынках.
Нередко они перепродавали в
зарубежных странах товары, завезенные
в Елизаветград российскими купцами
[3]. Особым спросом за рубежом пользовалось
сало, которое обрабатывалось в салотопнях,
так называемых салганах.