Развитие Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:11, реферат

Описание

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”.

Содержание

Введение. Развитие Греции
Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции.
Пример колонизации. Греческая община в Елизаветграде
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

История создания книги в Греции.docx

— 26.31 Кб (Скачать документ)

Содержание: 
Введение. Развитие Греции 
Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции. 
Пример колонизации. Греческая община в Елизаветграде 
Заключение 
Литература 
 
 
Введение. Развитие Греции. 

Древняя Греция и  ее культура занимают особое место  в мировой истории. В высокой  оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации  сходятся мыслители разных эпох и  направлений. Французский историк  прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой  цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она  появилась, некоторые цивилизации  древнего Востока измеряли свою историю  уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль  о чуде греческой цивилизации  вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая  позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится  к эпохе “культурного переворота”  — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая  форма государства — первая в  истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве  Греция превзошла достижения древневосточных  цивилизаций, развивающихся уже  более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение  греческой цивилизации, но указать  исторические причины появления  “греческого чуда” оказалось  совсем непросто. Возникновение и  расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих  греков. Уже в V в. до н. э. появились  первые попытки объяснения этого  феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

Такие же сведения мы находим у древних авторов  относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные  корни своей собственной культуры? Современная наука указывает  несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой  и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой  и культурами востока. Зная о большой  древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять  происхождение того или иного  явления греческой культуры заимствованиями  эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал  консерватизм жизненных устоев, характерный  для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки  были готовы щедро отдать другим народам  свои собственные достижения.

Происхождение древнегреческой  цивилизации в  рабовладельческий  период развития Греции.

Современная наука  дает и другие объяснения происхождения  древнегреческой цивилизации. Ренан  усматривал причину “греческого  чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и  метафизичности. Выделяли особую одаренность  греков в сравнении с другими  народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот  в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой  цивилизации следует искать не в  расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.

Известный швейцарский  ученый Андре Боннар в соей книге  “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и  античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его  книги люди, создавшие греческую  цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой  цивилизации является человек. Она  исходит из его потребностей, она  имеет в виду его пользу и его  прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и  мир, в представлении греческой  цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.

Литература, искусство  и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное  творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения  проявились во всех сферах духовной и  социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали  науку, которую некоторые исследователи  называют “мышлением по способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного  и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной  экономической военной и религиозной  жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные  поступления (в основном продукцию  ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей  силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”. Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция  царя заключалась в сохранении “священного  порядка в природе”. Человек в  такой системе был зависим  от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”. Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

Характерным признаком  древнегреческой цивилизации являлся  демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит  свобода. Гарантией личной свободы  гражданина было право частной собственности  на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с  возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный  рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней  политики государства и антимонопольные  законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал  только полноправный гражданин именно этого государства и только в  пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого  государства — иммигранты и женщины  — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию  людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

Одним из видимых  результатов развития греческой  цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней  и рафинированной, но безличной и  униформированной деспотичной цивилизации  Египта, уже в архаическую эпоху  она отличается от окоченевших и  схематичных греческих фигур  большей мягкостью, живостью и большей  индивидуализацией очертаний. А  с началом классической эпохи, характеризующейся  массовым ростом самосознания свободных  граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические  античные оригинальные черты. Она перестает  служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан  полиса.

Греческая архитектура  также была сращена с динамичными  общественными процессами. До эпохи  эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской  власти. Главными зданиями городов  вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший  центр полиса — агора, площадь, где  собирался народ для решения  как политических, так и экономических  проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных  учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая  архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы  храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры  классического времени, чувство  пропорции не позволяло создавать  сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие  от архитектуры древневосточных  деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические  тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре  появляются дворцы царей и виллы  царских вельмож и состоятельных  людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного  эпоса, в частности “Илиады” и  “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в  гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда  — аристократическая община —  уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении  и осознании чувств и переживаний  в другом роде литературы — в  лирике. Именно в эпоху архаики  возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим  жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого  города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для  проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного  собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами  этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

Развитие общественного  самосознания послужило причиной возникновения  литературы, описывающей государства  в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями  начального этапа которой были Гекатей  Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение  субъекта и объекта, личности и окружающего  мира, то есть проблемы, появившиеся  вместе с греческой свободой, с  помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней  греческая философия, в отличие  от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

В тесной связи с  философией развивается и греческая  наука, уже в классическое время  имевшая большие достижения, —  математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные  дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она  не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более  распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле  техники. Стабильное развитие имела  только военная техника. Вместе с  тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и  техники дали сравнительно сильный  толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров  потребления, повысили их качество, увеличили  их количество. Технические новинки  кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни  и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции  плугов, косилки, жатки, и водяные  мельницы.

Пример  колонизации

Греческая община в Елизаветграде

Греческие поселенцы  на землях Елизаветграда появились  задолго до основания крепости Святой Елизаветы, которая положила начало городу.

Греческая колонизация  региона значительно усилилась  за годы Новой Сербии (1752-1764). Для  охраны этой территории был организован  Македонский полк, в основном из выходцев Центральной части Балканского  полуострова и Греции (Егейская Македония). При поселении солдаты полка  получали от правительства различные  льготы: им предоставлялся строительный материал, семена для посевов, выдавались подъемные. Так, в 60-е годы единовременная помощь для иностранных переселенцев увеличилась до 30 рублей. Крупные  участки земли выделялись офицерам.  Поселенцы лишь брали на себя обязанность заселять эти земли в установленный срок. Желающим поселиться на землях Елизаветграда выдавались открытые листы на право выхода из-за границы. Информация о содержании этих документов доходила до Греции, и стимулировала приток эмигрантов на земли Украины.

После основания  крепости Святой Елизаветы (1754 г.) около  нее были построены форштадты (кварталы для населения), где возникли три  района - Подол, Пермские лагеря и Греческое. Наибольшее число поселившихся являлись выходцами из Македонии, другие - из Константинополя и островной  Греции, Австро-Венгрии, Венеции, Запорожской  Сечи, Бессарабии и Нежина. Численность  греческой колонии (без работников) была небольшая - более 50 человек с  женами и детьми [1]. Земли для поселения  при крепости Святой Елизаветы иностранным  переселенцам, в том числе грекам, отводились беспрепятственно. Получив  место для строительства, они  возводили дома и начинали заниматься торговлей, и лишь немногие из них - ремеслом.  Наиболее активно велась торговля бакалейными товарами, водкой, бессарабским вином и табаком.  Стремление елизаветградских греков к коммерции подтверждают и статистические данные, из которых видно, что в середине 70-х годов XVIII ст. в Новороссийской губернии (в ее состав входила большая часть Елизаветградщины) купцы-греки по численности занимали четвертое место после русских, украинцев и молдаван и часто торговали в Польше, центральной части Турции, России.

Елизаветград, который  находился на перекрестке путей  с Черноморского побережья вглубь России (до основания Екатеринослава, Одессы, Херсона и Николаева), был  основным торговым пунктом на юге  Украины [2]. Елизаветградские купцы  через Хаджибейскую пристань торговали  сельскохозяйственными продуктами на внутреннем и внешнем рынках. Нередко они перепродавали в  зарубежных странах товары, завезенные в Елизаветград российскими купцами [3]. Особым спросом за рубежом пользовалось сало, которое обрабатывалось в салотопнях, так называемых салганах.

Информация о работе Развитие Греции