Развитие русского феодального права в XV-XVI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание

Основными источниками общерусского права в XV-XVII вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты в указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.
Потребности в систематизации и кодификации многочисленных правовых актов, скопившихся к концу XV в., вылились в работу по составлению первых общерусских правовых сводов - Судебника 1497 г. (великокняжеского) и Судебника 1550 г. (царского).

Содержание

Введение 3
Правовая политика самодержавия в XVI-XVII вв. основные источники общерусского права в XV-XVI вв.
3
Новые формы законодательства - общерусские кодексы. Судебники 1497, 1550 гг. как памятники права.
9
Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье, правовые права крестьян на землю.
10
Вещное и обязательственное право в Судебнике 1550 г.
12
Уголовное право. Суд и процесс в Судебнике 1550 г.
15
Указные книги приказов.
17
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)
 

Развитие  русского феодального  права в XV-XVI веках

План:

Введение 3
  1. Правовая политика самодержавия в XVI-XVII вв. основные источники общерусского права в XV-XVI вв.
3
  1. Новые формы законодательства - общерусские кодексы. Судебники 1497, 1550 гг. как памятники права.
9
  1. Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье, правовые права крестьян на землю.
10
  1. Вещное и обязательственное право в Судебнике 1550 г.
12
  1. Уголовное право. Суд и процесс в Судебнике 1550 г.
15
  1. Указные книги приказов.
17
Заключение  19
Список  использованной литературы 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Основными источниками общерусского права  в XV-XVII вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты в указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.

     Потребности в систематизации и кодификации многочисленных правовых актов, скопившихся к концу XV в., вылились в работу по составлению первых общерусских правовых сводов - Судебника 1497 г. (великокняжеского) и Судебника 1550 г. (царского).

     В работе рассматриваются основные источники общерусского права в XV-XVI вв., Судебники 1497, 1550 гг. как памятники права, правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье, правовые права крестьян на землю, вещное и обязательственное право в Судебнике 1550 г., суд и процесс в Судебнике 1550 г., указные книги приказов. 

  1. Правовая  политика самодержавия в XVI-XVII вв. Основные источники общерусского права в XV-XVI вв.

     В 16 в. Русь присоединяет к себе новые земли. В 17 в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной. Многонациональная Россия в 17 в. насчитывала 226 городов. Делаются попытки выйти к Балтийскому и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком. Проходит дальнейшее юридическое оформление сословий.

     В 1547 г. при Иване 4 Грозном глава  государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее состав была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных приказами.

     Особое  место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины 16 в. до середины 17 в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.

     Духовная  и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняет присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

     Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

     Сословно - представительными органами на местах в середине 16 в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало, и заменяла систему кормлений (кормление было вознаграждением не за исполнения административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках; наместники и волостели получали управление территориями «в кормление»: им полагались судебные пошлины («присед») и определенная части налогов («кормленичий доход»); выборное самоуправление избы приняли на себя финансово - налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

     Деятельность  земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми - Разбойным, Стрелецким - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередной разукрупнение или слияние приказов происходило достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).

     В 17 в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городские приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.1

     Государственная централизация потребовала проведения реформ в административной, финансовой и военных областях. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы. Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30 г.г. 16 в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение «посошной» системы обложения, т.е. установление единых критериев обложения земельного угодья, численность поголовья скота и т.п.). В конце 16 в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводились прямые («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущество, ямские, пищальные деньги) и косвенные (таможенный, соляной, кабацкий) налоги и сборы. Была установлена единая торговая пошлина - 5% к цене товара.

     Военная реформа связывалась с идеей  обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло косяк вооруженных сил. В их состав входили: «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала 17 в. появляются регулярные подразделения «нового строя»: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.

     Церковь в 15 -17 в.в. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале 16 в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах. Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означала ограничения последней.

     Решительным политическим актом самодержавной власти стала опричнина (1565 - 1572 г.г.). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся территория государства была разделена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально - административную структуру. Были также сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу репрессивных механизм опричнины. В этих условиях сложилось особо жесткая уголовно - правовая и уголовно-процессуальная практика.

     Основными источниками общерусского права ХV-XVII вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.2

     Создаются новые сложные формы законодательства: общерусские кодексы - судебники, Соборное Уложение, указные (уставные) книги, в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст судебников (Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов). «Дополнительные статьи» стали промежуточным этапом кодификации русского права в период между судебниками и Соборным Уложением (первая половина XVII в.).

     Все большее место в системе источников права начинают занимать различные частные акты - духовные грамоты, договоры («ряды»), акты, закрепляющие собственность на землю, и др.

     Закон, как источник права в Московском государстве принимал форму уставных грамот князей, вечевых грамот и приговоров, княжеских договоров. Узаконения, исходившие от верховной власти облекались в форму отдельных грамот или целых сборников (судебников). Характерно, что большинство этих актов в своем содержании воспроизводили уже существующие правовые обычаи и практику, которые власть санкционировала. Тем самым исчезая как особая форма, правовой обычай сохранялся в княжеских узаконениях в качестве правового источника. Вытесняя обычай в XVI-XVII вв., закон окончательно победит его лишь в XVIII в.

     Отдельные узаконения в XVI-XV вв. носили название грамот, во второй половине XVI в. - указов и приговоров (Боярской думы и Земских Соборов). Эти акты могли выдаваться как отдельным физическим и юридическим лицам, так и целым территориям.

     Даже после издания судебников, отдельные грамоты продолжали издаваться и действовать, поскольку судебники не были в состоянии регламентировать все аспекты государственной, общественной, экономической и т.н. жизни.3

     Классификация грамот, издаваемых московскими государями в XV-XVI вв. включает следующие их виды: жалованные, уставные, судные, таможенные. Кроме грамот, издаваемых верховной властью, существовали также грамоты, содержавшие акты, совершаемые частными лицами между собой (купчие, духовные, дарственные и др. гражданско-правовые акты).

     Жалованными грамотами верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим лицам (а также целым местностям). Каждая жалованная грамота содержала исключительные права и была частичным (сепаратным) законом. Однако этот закон действовал, пока царствовал его издатель, при его преемниках жалованная грамота нуждалась в подтверждении.

     По предмету пожалования грамоты подразделялись на вотчинные жалованные, льготные (иммунитетные), в свою очередь делившиеся на обельные (освобождающие от податей и повинностей) и несудимые (освобождающие от суда местных властей, устанавливающие подсудность лишь княжескому суду). Грамоты, предоставлявшие полное освобождение от общих «тягостей, суда и дани» назывались тарханными. Лицам, находившимся под особой княжеской защитой выдавались охранительные или заповедные грамоты.

     В вотчинных грамотах говорилось о размерах, характере земли и угодий, пожалованных данному лицу. В льготных - указывались финансовые и судебные привилегии и изъятия. В охранительных - перечислялись последствия, которые повлечет нарушение защищаемых прав данного лица.

     Ограничение иммунитетов, начавшееся во второй половине XVI в., отразилось в положении Судебника 1550 г. о запрете выдавать тарханные грамоты и об изъятии ранее выданных грамот (ст. 43). В начале XVII в. особо образованный Сыскной приказ осуществлял общий пересмотр выданных жалованных грамот, уже Стоглавый Собор (1551) запретил выдачу «несудимых грамот» духовенству. Были унифицированы также условия выдачи, содержание и объем прав, заключенных в вотчинных грамотах - из частных актов они превращались в общую нормативную форму уже в начале XVII в.

     Уставные грамоты определяли порядок местного управления, подробно его регламентируя. По классификации Н.П. Загоскина, уставные грамоты делились на регламентирующие «порядок местного правительственного управления» и определяющие «порядок местного земского самоуправления».

     Уставные грамоты давались населению отдельных территорий, жаловались ему для защиты его прав от беззакония наместников и волостелей. В них содержались указания об организации местного управления, о мерах обеспечения прав населения, о нормах, которые население было обязано давать кормленщикам, о пошлинах, сборах и повинностях с населения, об участии земских выборных в местных судах и т.п.

Информация о работе Развитие русского феодального права в XV-XVI веках