Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 03:52, контрольная работа
В данной работе рассматривается специфика и тенденции развития рыночных отношений в России.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Введение........................................................................................................ 3
1. Монополизм в российской экономике............................................ 5
2. Приватизация………………………………………………………. 8
3. Проблемы формирования в России конкурентной среды…… 9
4. Проблемы становления и тенденции развития Российского малого бизнеса …………………………………………………… 20
5. Какова эффективность сложившейся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса? …………………. 23
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованных источников ......................................................... 25
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное
агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«История отечественного государства
и права»
Развитие
рыночных отношений в России
Студент
группы 9ЮР3д-2
В.С. Сапега
Преподаватель
2010
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список
использованных источников ..............................
Введение
В данной работе рассматривается специфика и тенденции развития рыночных отношений в России.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — третьего порядка)
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.
Конкретной
формой функционирования рыночных отношений
является, как известно, конкуренция.
Поэтому для исследования специфики
рыночных отношений в РФ необходимо
рассмотреть проблему конкуренции и монополизма
в российской экономике. Кроме того в работе
уделяется внимание специфике и тенденциям
развития малого бизнеса. Малое предпринимательство,
как обстоятельно показано в литературе
— существенная составляющая и массовая
субъектная база цивилизованного рыночного
хозяйства, неотъемлемый элемент присущего
ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский
уклад придает рыночной экономике должную
гибкость, мобилизует крупные финансовые
и производственные ресурсы населения,
несет в себе мощный антимонопольный потенциал,
служит серьезным фактором структурной
перестройки и обеспечения прорывов по
ряду направлений научно-технического
прогресса, во многом решает проблему
занятости и другие социальные проблемы
рыночного хозяйства. Вот почему становление
и развитие малого предпринимательства
(конечно, в единстве с крупным бизнесом)
представляет собой стратегическую задачу
реформационной экономической политики.
1 Монополизм в российской экономике
Корпоративный
сектор, как известно, является основой
современной экономики. Только транснациональными
корпорациями производится от трети
до половины мировой промышленной продукции,
контролируется половина международной
торговли.1 Крупные корпорации и их
объединения прежде всего и обеспечивают
технологический прогресс, экономический
рост и социальную защищенность граждан
в развитых странах; особенно весомы их
позиции в наукоемких, инфраструктурных
и природо- эксплуатирующих отраслях экономики.
Конечно, индивидуально-
Экономика СССР имела весьма высокий уровень концентрации и централизации производства. Крупные предприятия в качестве ее основы и по сей день образуют фундамент российского народного хозяйства. Если в условиях закрытости по отношению к внешнему миру высокая концентрация вела к монополизации производства и торговли, то в условиях открытой экономики ситуация кардинально изменилась.
По международным меркам российские «гиганты», как правило, имеют весьма скромные размеры. Особенно это относится к предприятиям обрабатывающей промышленности, многократно сократившим обороты. Дробление капитала и производства в обстановке завершенной либерализации внешней торговли (со всеми вытекающими для отечественных товаропроизводителей последствиями) явно нерационально. К сожалению, мирохозяйственный аспект институциональных преобразований крайне слабо учитывается в нашей практике антимонопольного регулирования и приватизации. Деструктивность стратегии «атомизации» промышленности очевидна в ситуации, когда резко усилилась конкуренция на мировых рынках, произошло несколько слияний крупнейших корпораций в аэрокосмической отрасли США, углубилась интеграция производителей в сфере производства компьютеров и в информатике. Для нормальной конкуренции в наукоемких отраслях достаточно наличие двух—трех компаний, тогда как соперничество нескольких десятков производителей ведет к многократному дублированию затрат на НИОКР и на создание товаропроизводящей сети, порождает падение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это произошло, в частности, в большинстве отраслей российской обрабатывающей промышленности, на авиационном транспорте, в торговле и банковской сфере.
Известно,
что структура экономики
Причем
разрушающее влияние на структуру
экономики оказывали все три
основных направления экономической
реформы, массовое форсирование приватизации,
обвальная либерализация цен и форсированное
открытие экономики.
2 Приватизация
Самое глубинное преобразование экономики в процессе реформы.
Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 - 1994 гг.
К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди них структурная перестройка даже не предусматривалась. Зато в соответствии с односторонними представлениями о монополизме допущена возможность создания крупных финансово-промышленных структур, ставших основой экономики развитых стран и способных решить ряд насущных задач построения смешанной экономики в России.
Более
того, был нанесен серьезный ущерб
существовавшим промышленным объединениям.
Разукрупнялись предприятия, образующие
единый технологический комплекс, разрывались
сложившиеся технологические цепочки.
3 Проблемы формирования в России конкурентной среды
Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%,2 внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.
По-видимому, лидеры первых реформаторских устремлений рассчитывали на то, что трансформация собственности в сочетании с либерализацией всех сфер экономики возродит и активизирует конкуренцию как бы автоматически. Однако сейчас уже ясно, что на деле так не получилось. Несмотря на появление альтернативных форм собственности доля государственного сектора в ВНП России все еще остается значительной (по различным оценкам, в пределах трех четвертей, а то и еще больше). Лишь в очень небольшой степени удалось расшатать мощную корневую систему монополизма. Она основывается на самой организации производства. Индустриальное развитие СССР шло под знаком ориентации на создание крупных предприятий с вытекающей отсюда громадной концентрацией производства, неизбежно приводящей к монополизму. Непомерной оказалась и концентрация сельскохозяйственного производства, построенного на полном искоренении индивидуальных хозяйств (исключая так называемые личные подсобные).
В 1993 г. одна пятидесятая часть промышленных предприятий России, каждое из которых имело свыше 5 тыс. работников, выпустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной российской индустрией прибыли. В большинстве отраслей промышленности 80% продукции (а иногда и еще больше) выпускается одним-двумя предприятиями. Немало примеров концентрации всего российского производства того или иного изделия всего лишь на одном предприятии. Так, мотороллеры полностью выпускает Тульский машиностроительный завод, киносъемочные любительские аппараты — Красногорский механический завод, трамвайные рельсы — Новокузнецкий металлургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов — московский завод «Динамо», все типы машин для контактной сварки — завод «Электрик» (Санкт-Петербург). Точно такая же картина с производством троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, врубовых машин, проходческих комбайнов, кинофотопленки и ряда других видов продукции. Во всем этом множестве случаев мы имеем дело, по существу, с абсолютными монополистами.