Развитие рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 03:52, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматривается специфика и тенденции развития рыночных отношений в России.
Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3
1. Монополизм в российской экономике............................................ 5
2. Приватизация………………………………………………………. 8
3. Проблемы формирования в России конкурентной среды…… 9
4. Проблемы становления и тенденции развития Российского малого бизнеса …………………………………………………… 20
5. Какова эффективность сложившейся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса? …………………. 23
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованных источников ......................................................... 25

Работа состоит из  1 файл

Развитие рыночных отношений в России.docx

— 49.85 Кб (Скачать документ)

    На  стадии становления рынка новых телекоммуникационных и информационных услуг в России (в чем состоит коренное се отличие от западных стран) их производство обеспечивается множеством мелких и средних предприятий, каждое из которых внедряет уникальную технологию передачи информации. В то время как базовая телефонная сеть, отягощенная бременем старого электромеханического оборудования, оказывается неспособной конкурировать с новыми участниками на рынке связи, многие платежеспособные клиенты, испытывающие потребность в новых услугах, отказываются от пользования традиционной связью и переключаются в телекоммуникационные сети новых операторов. Интенсивность процесса привлечения абонентов последними определяется соотношением спроса и предложения новых услуг. Очевидно, что состояние рынка не является статичным, зафиксированным в точке долгосрочного равновесия. Его движение обусловлено, с одной стороны, смещением вниз кривой предложения в силу постепенного удешевления производства новых услуг, с другой стороны, что более существенно, перемещением вверх кривой спроса.

    Сегодня состояние российской экономической  системы таково, что она еще  не готова в полной мере воспринять позитивный эффект от внедрения информационных технологий. Развитие технологии передачи информации происходит настолько быстро, что потребители — физические лица и предприятия — не успевают адаптироваться к данному новшеству.

    По  мере расширения абонентской базы новых  операторов связи все в большей  степени проявляется технологическая неспособность базовой телефонной сети служить в качестве интегрирующей основы телекоммуникаций, выполнять функцию транспортного уровня (пользуясь телефонным профессионализмом) передачи информации. В этих условиях операторы наложенных сетей стремятся создать свои собственные транспортные уровни и по возможности максимально отделить технологический процесс от базовой сети. Как показывает опыт развития рынка услуг связи в Москве, где сегодня наряду с АО МГТС функционирует полтора — два десятка независимых операторов, топология их транспортных сетей практически повторяет друг друга, опоясывая в виде кольца центральные районы города. В результате создаются избыточные мощности, нерационально используются значительные инвестиционные ресурсы.

    Вследствие  хронического технологического отставания от новых операторов связи, базовая телефонная сеть начинает испытывать нарастающее сужение объема собственных финансовых средств, что в свою очередь порождает сокращение ее инвестиционных возможностей. Возникает замкнутый круг, в рамках которого предприятие базовой телефонной сети обречено на техническую деградацию и постепенное вытеснение с рынка услуг связи. Перспективу такого развития событий трудно спрогнозировать, поскольку развал национальной общедоступной телефонной сети чреват для страны серьезными негативными последствиями.

    На  сегодняшний день в России подобно  развитым западным странам взят курс на полную либерализацию и ограничение  монополизма рынка услуг связи, при этом механизмами либерализации выступают лицензионная, сертификационная и тарифная политика. В рамках действующего регулирования оператор базовой телефонной сети. оказывается в крайне неравных условиях по сравнению с новыми участниками рынка услуг связи, так что любые попытки финансово-хозяйственного маневра, нацеленные на преодоление технологического отставания, наталкиваются на непреодолимые ограничения. В результате государственная политика оказывает дезорганизационное и дезинтегрирующее воздействие на рынок услуг связи, не говоря уже о том, что теряется положительная экономия от масштаба производства. 

    4 Проблемы становления и тенденции развития российского малого бизнеса

    На  начало 1997 г. в России насчитывалось около 800 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% занятых в народном хозяйстве), а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн.; эти предпри-ятия произвели примерно 10% ВНП, и на них приходилось 20% полученной прибыли.

    Однако  вопреки этому внешнему благополучию есть, думается, основания настаивать на тезисе о том, что в современной России происходит обострение противоречия малого предпринимательства. С одной стороны, налицо резкое возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, обогащение их функций, а с другой стороны, нетрудно выявить тенденцию снижения жизнеспособности малых форм бизнеса.

    В содержании функций малых предприятий  ныне появляются новые, «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике  и социально-политической сфере. Экономическое  значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях (в первую очередь относящихся к ВПК); ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

    Не  менее весомо социально-политическое значение малого бизнеса: малые предприятия служат базой развития «среднего» класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе.

    Что же касается снижения жизнеспособности малого бизнеса, то она рельефно проявилась в негативной динамике численности  малых предприятий и занятых  на них работников. Анализ официальной  статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов  малого бизнеса: если за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г.—в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 1994 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение количества малых предприятий — до 877,3 тыс., или на 2,2%. Падение продолжилось и в 1997 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 1996 г. показатель составил 829,5 тыс. единиц малого бизнеса, или 92,5% от уровня 1994 г., самого удачного в новейшей истории российского малого предпринимательства.

    Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом  обстоятельств: негативная динамика численности  малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства.

    Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих в его окружении. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства?

    Первая  из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные  черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:

    1) отсутствие широкой информации  о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;

    2) недостаточная степень конкурсности  и открытости в предоставлении  ресурсов, ведущая к созданию  неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

    3) усложненность процедуры доступа к ресурсам, обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств.

    Вторая  группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Отношение к нему государства характеризуется, во-первых, отсутствием должного протекционизма. Во-вторых, госорганы различных уровней возводят соответствующие административные барьеры, проявляющиеся в сложности и высокой стоимости регистрации малых предприятий, несовершенстве системы лицензирования и в «удушающем» контроле со стороны многочисленных и дублирующих друг друга органов.

    Следующая, третья, группа негативов сопряжена с состоянием правовых, социокультурных и политических отношений. Деструктивное влияние на малый бизнес сложившейся правовой среды проявляется: в нестабильности законодательства, в существенных законодательных пробелах, в отсутствии четкой регламентации того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов.

    5 Какова эффективность сложившейся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса?

    Во-первых, эта система практически не защищает малый бизнес от деструктивного воздействия негативных факторов, о чем свидетельствует вышеизложенное.

    Во-вторых, она (система) не смогла задействовать  в интересах рассматриваемого сектора народного хозяйства два важнейших процесса, а именно: приватизацию и конверсию. Не секрет, что ставший результатом приватизации «передел собственности» обогатил главным образом крупные хозяйственные образования. В секторе же малых предприятий в выигрыше оказались лишь те из них, что были рождены на основе государственных и муниципальных структур. Вновь же созданные малые частные предприятия могут рассчитывать только на собственные производственные ресурсы. Как правило, они располагают устаревшим оборудованием с высокой степенью износа, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными.

    В-третьих, имеющая место помощь отдельным  предприятиям мизерна и бессистемна. По данным опроса 1600 руководителей малых предприятий, проведенного Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, 42,7% опрошенных вообще не догадываются, что бизнесу в нашей стране кто-либо помогает, 15,5% руководителей прямо заявили, что от местных властей помощи нет, а 18,7% выразили твердое убеждение: поддержка оказывается лишь «своим» фирмам. Результаты действия закона о господдержке малого бизнеса, равно как и итоги первых соответствующих федеральных программ, к сожалению, ощущаются очень слабо. В 1996 г. на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета было запланировано 386,6 млрд.руб. Однако средства были выделены только в феврале 1997 г. 

    Заключение

    В данной работе была рассмотрена специфика  и тенденции развития рыночных отношений в России. В результате можно сделать следующие выводы.

    Для цивилизованной конкуренции почва  в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная  система фактически культивировала монополизм, более того, довела его  до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

    Сегодня можно считать установленным, что  эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа.

    Малый бизнес является своего рода фундаментом  рыночной экономики, связывая воедино  все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.

    В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о неэффективности существующей системы поддержки российского малого бизнеса и о необходимости изменения этого положения. Выявленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых предприятий задают основные направления повышения действенности функционирования данной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских структур с крупными).

    Список  использованных источников

  1. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А.Исаев – М.- 2007.
  2. Кудинов, О.А.История отечественного государства и права / О.А. Кудинов .- М.- 2007.
  3. Пашенцев, Д.А. История государства и права России / Д.А.Пашенцев . – М. -2007.
  4. Тихонов, А.И. История отечественного государства и права / А.И.Тихонов . / М. – 2007.
  5. Цечоев, В.К. История отечественного государства и права / В.К.Цечоев, В.И.Власов. – М. – 2007.
  6. Якушев, А.В. История государства и права России / А.В.Якушев. -   М. -  2007.

Информация о работе Развитие рыночных отношений в России