Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:46, реферат
Башкирские восстания первой половины XVIII века оказали влияние на изменение ситуации в сельском хозяйстве во второй половине XVIII в. Темпы восстановления хозяйства башкир после подавления восстаний в отдельных отраслях и в разных регионах края были разными. Особенно большие трудности были в восстановлении и дальнейшем развитии земледелия и скотоводства.
Цель работы рассмотреть изменения и темпы развития сельского хозяйство и промыслов в Башкортостане во второй половине XVIII в.
Введение. 3
Глава I. Земледелие и скотоводство. 4
1.1 Земледелие. 4
1.2 Скотоводство. 7
Глава II. Промыслы. 10
Заключение. 15
Список используемой литературы и источников. 16
Свои работы П. И. Рычков снабдил интересными рисунками сцен отбора мёда из бортей, охоты башкир на медведей и способов защиты бортей от них, колодных и плетеных ульев, пчелиной матки, трутней и рабочих пчел.
Сын Петра Ивановича, Н.П. Рычков, путешествуя в 1769–1770 гг. от Уфы на северо-запад в вятские и пермские земли, восхищенный искусством башкирских бортников, писал: «…едва ли сыщется такой народ, который бы мог их превзойти в пчелиных промыслах» (Н. П. Рычков, 1770).
Изучая Южный Урал и Приуралье, талантливый русский натуралист И.И. Лепехин отмечал в своем дневнике, что в этих местах «редко можно было видеть чистую и гладкую сосну, около которой бы не жужжали толпы медоносных пчел» (И.И. Лепехин, 1772).
О том, что пчеловодство на протяжении многих веков было одним из основных видов хозяйственной деятельности башкир, сообщают также П.С. Паллас (1770), П. Небольсин (1850), А. Алектров (1883) и П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1914).
Доказательством важного значения пчеловодного промысла в экономике башкирского края являлось то, что на протяжении столетий мёд и воск, наряду с пушниной, были не только продуктами сбыта (А.Александров, 1883), но и служили для уплаты ясака за право пользования землей, взимавшегося с башкир до русского подданства, а также после присоединения к Русскому государству (В.М.Черемшанский, 1859).
Благодаря иллюстрациям статей П.И. Рычкова можно воссоздать бортный промысел башкир в XVIII веке.
Башкиры, выламываемый ими из бортей мед и воск по большей части продавали, не перечищая. За медом к ним из разных городов и уездов приезжали скупщики. Но некоторые, имеющие большое количество бортей, перечищали мед и сами возили его на ярмарки в города. Очистку делали следующим образом. Выломанный из бортей мед клали в котлы и ставили в теплое место. Воск в разгоряченном меду всплывал наверх. Его снимали, а чистый мед выливали в липовые кадушки – батманы. Но лучшим медом считался тот, который сам собою, устоявшись, поднимает вощину кверху. Даже более двухсот лет назад хорошо понимали, что тепловая обработка меда с целью придания ему товарного вида снижает его качество.
Снятый воск отжимали и перетапливали. Сами башкиры в воске никакой потребности не имели. Он шел исключительно на продажу. Мед же они оставляли для собственных нужд в достаточном количестве. Употребляли его как в натуральном виде, так и на напиток для себя и для своих гостей.
Безусловно, этот напиток не имеет ничего общего с медовой брагой – медовухой, с которой началось пьянство. Он делался весьма особым образом. Как способ приготовления, так и употребление его имеет большое сходство с кумысом. Так же необходима закваска ("баш"), в которую наливают свежий продукт, так же он киснет, так же пьют его через несколько часов. Напиток аналогично кумысу дает очень легкий пьянящий эффект, который быстро проходит без всякого похмелья. Он остался забытым, хотя издавна башкиры считали его полезным для здоровья, говорили, что под этим напитком "укрепляется их натура".
Ежегодно делалось в лесах множество бортей, а они служили веками. Как указывал П.И.Рычков, были семейства, владеющие тысячами бортей, но лишь малая доля их давала доход, заселялась пчелами. Отсюда вполне понятно появление у башкир приемов, способствующих заманиванию вольных роев в свои борти. Техника бортевого промысла совершенствовалась.
Были самые счастливые борти, на протяжении многих лет хорошо заселявшиеся пчелами. Каждая такая борть была, как правило, овеяна легендой, нашедшей свое отражение в названии.
В горно-лесной зоне, в лесах среднего течения Караидели и верховьев Агидели роебойная система бортничества сохранялась еще около 200 лет, просуществовав вплоть до пятидесятых годов XX века.
В конце XVIII в. новые социально-экономические условия способствовали снижению роли бортевого пчеловодства в экономике коренного населения башкирского края. Массовые вырубки лесов вели к уничтожению бортевых угодий. Развитие промышленного производства сахара, спиртоводочных изделий, керосина было причиной резкого снижения потребления мёда и воска. Отрасль старинного пчеловодного промысла оказалась на пути постепенного отмирания. Спасти ее мог только переход на новую систему содержания пчел. Жизнь сама подсказывала, что пчелиные семьи надо собирать из лесов в определенные охраняемые места, то есть создавать пасеки.
Бортный промысел совершенствовался со временем. Роебойная система во второй половине XVIII в. стала слишком расточительной. Богатые дикими роями пчел башкирские леса безжалостно вырубались на нужды железоделательных и медеплавильных заводов. Теперь уж бортники, забирая мед, стремились сохранить семью. Видимо, к этому времени следует отнести начало применения башкирами дыма в работе с пчелами, ибо они начали плотно работать с жилыми бортями.
Однако было бы ошибочно считать, что роебойная система во второй половине XVIII века изжила себя повсеместно. От нее отошли в первую очередь западные башкиры, именно их имел в виду П.И. Рычков. В горно-лесной зоне роебойная система бортничества сохранялась еще около 200 лет, просуществовав вплоть до пятидесятых годов XX века.
Таким образом, бортничество оставалось главным и основным ремеслом у башкир и во второй половине XVIII в.
Башкиры-ремесленники занимались переработкой продуктов скотоводства, обработкой дерева, крапивы и конопли. Особенно сильно развивалась обработка кожи и шерсти для производства одежды, обуви, головных уборов, колчанов для стрел, упряжи и сбруи, войлока для юрт, арканов и веревок из конского волоса. Из дерева изготовляли посуду и утварь, ручные мельницы, лук, стрелы, палицы и копья, приспособления для охоты, борти и жилища. И. И. Лепехин писал, что башкиры «портняжничают, сапожничают, кожевничают, валяют войлоки, делают себе не только обувь, но и всю домашнюю утварь».
Во второй половине XVIII в. у дворян, купцов и русских крестьян, татар, мишарей и других нерусских пришлых народов появились водяные мельницы и поташные заводы. Водяные мельницы строили и отдельные разбогатевшие люди, но чаще крестьяне, казаки, городские жители, башкиры и припущенники ставили их «всем миром». В 1764 г. только в пределах Уфимской провинции было 796 частных водяных и ветряных мельниц и маслобоен.
Башкиры издавна были знакомы
с металлом, знали месторождения
железной и медной руды, золота, серебра,
селитры, хрусталя и других полезных
ископаемых, занимались добычей руды,
домашним способом плавили железо и
медь, широко развито было кузнечное
дело. Царские чиновники и
На аналогичном уровне развития находилось ремесло у русских крестьян и нерусских пришлых народов. У татар преобладало портняжное ремесло. До указа 1754 г. население края самостоятельно добывало для своего хозяйства илецкую соль.
В этот период земледелие развевалось
и восстанавливалось после
Скотоводство было наиболее подорвано после событий первой половины XVIII в. Но во второй половине XVIII в. оно восстанавливалось относительно быстрыми темпами.
Во второй половине XVIII в. бортничество башкир достигло своего расцвета. В конце XVIII в. новые социально-экономические условия способствовали снижению роли бортевого пчеловодства в экономике коренного населения башкирского края. Массовые вырубки лесов вели к уничтожению бортевых угодий. Развитие промышленного производства сахара, спиртоводочных изделий, керосина было причиной резкого снижения потребления мёда и воска. Отрасль старинного пчеловодного промысла оказалась на пути постепенного отмирания.
Таким образом, в социально-экономическом развитии Башкортостана в XVII–XVIII вв. происходят значительные изменения.
В XVII–XVIII вв. у коренных жителей края — башкир в основном сохранялись традиционные занятия: полукочевое скотоводство, бортничество, отчасти охота. Постепенно башкиры переходят к оседлости и земледелию. Наиболее быстрыми темпами этот процесс происходил в северо-западных и западных районах Башкортостана. В основном земледелие, за небольшим исключением, носит вспомогательный характер.
1. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. / Отв. ред. И. Г. Акманов – Уфа: Киптап, 2005.
2. Янгузин Р.З. Хозяйство
и социальная структура
3. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788
4. http://www.bash-med.ru/ru/bee_
5. http://urgaza.ru/kms_catalog+
6. http://vatandash.ru/index.php?
7. http://www.ufagub.net/index.
1 Материалы по истории Башкирской АССР Т. III. М.-Л., 1949. № 546. С. 483; История государства и права Башкортостана (в нормативных актах, документах и материалах официального делопроизводства). Ч. 1. Уфа, 1996. С. 38.
2 Усманов А.Н. Указ. соч. С. 26-27.
3 НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 211.
4 Рычков Н. Журнал или дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. С. 108.
5 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788. Ч. III. 2-я пол. С. 26.
6 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788
7 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788
8 Рычков П.И. топография Оренбургской губернии. – Уфа, 1999.
9 Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII – XIX вв. – Уфа, 1998.
10 Асфандияров А.З. Истоия сел и деревень Башкирской АССР. Справочная книга. Книга первая. – Уфа, 1990.