Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа
Целью настоящей работы является раскрытие смысла введения новой экономической политики, рассмотрение экономического развития страны в период нэпа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие страны в условиях нэпа: достижения, трудности, противоречия……………………………………………………………….5
Глава 2. Идейно-политическая борьба в обществе и коммунистической партии в 20-е гг. Усиление режима политической диктатуры.……...………………………….................................................16
Глава 3. Нарастание противоречий между рыночной экономикой и политической системой. Курс на свертывание нэпа...………..……......21
Заключение……………………….……………………………….............24
Список литературы……………………………………………………….26
Глава 1. Развитие страны в условиях нэпа: достижения,
трудности, противоречия………………………………………………
Глава 2. Идейно-политическая
борьба в обществе и коммунистической
партии в 20-е гг. Усиление режима политической
диктатуры.……...………………………….....
Глава 3. Нарастание противоречий между рыночной экономикой и политической системой. Курс на свертывание нэпа...………..……......21
Заключение……………………….…………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В. И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., общий объём промышленного производства сократился в 5 раз, бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений).
Переход к новой экономической политике (НЭП) был объективно обусловлен и жизненно необходим. Главная причина замены прежней политики на НЭП, состояла в том, что внутренний политический кризис привел к недовольству не только значительную часть крестьянства, но и рабочих. Переход на новые рельсы заставил советский строй на протяжении года с лишним балансировать на краю пропасти. Для партии Ленина НЭП был отступлением, концом иллюзий, а в глазах противников - символом признания большевиками собственного банкротства и отказа от своих проектов.
Интерес к нэпу как сложному феномену социально-экономических и политических противоречий советского общества проявился сразу же после смерти И.В. Сталина. В ходе дискуссии советских и зарубежных историков по актуальным проблемам нэпа, по новому были поставлены вопросы о хронологии нэпа, противоречиях социально-экономического развития страны в этот период. Но в целом дискуссия не могла выйти за рамки доминировавших в то время партийно-государственных установок, определявших нэп как «временную уступку несоциалистическим элементам с целью их последующего вытеснения».
Естественно, за рамками исследований вплоть до начала 1990-х гг. оставались вопросы политической борьбы в верхних эшелонах власти о путях развития страны в период нэпа, формирование партийно-государственной номенклатуры и окончательное утверждение ее влияния на государство и общество.
С провозглашением перестройки и гласности в стране со значительного количества архивных документов был снят запрет для использования в исторических исследованиях. В середине 1980-х гг. впервые в отечественной историографии в отношении нэпа прозвучали достаточно взвешенные и объективные оценки.
Целью настоящей работы является раскрытие смысла введения новой экономической политики, рассмотрение экономического развития страны в период нэпа, вычленение особенностей развития различных секторов экономики, изучение причин эволюции государственной политики в отношении возродившегося предпринимательства. Особое место отведено критическому анализу экономических проблем и противоречий нэпа.
Задачи данной работы следующие:
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества, когда формируются рыночные отношения, когда важным становится понимание новой системы ценностей, которая касается товарно-денежных отношений, становится целесообразно проследить, какие этапы развития прошло наше государство в 20 веке. Интересным становится тот факт, что в течение 20 века отношение к экономической сфере изменилось кардинальным образом: от тотального огосударствления до свободных рыночных отношений.
Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. После 7-летнего периода войн и революций новое большевистское правительство, еще не имевшее опыта управления мировым хозяйственным строительством, смогло в период политического кризиса весны 1921 г. выработать экономическую политику, позволившую за короткий срок восстановить экономику и начать дальнейшее успешное ее развитие.
Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня.
Глава 1. Развитие страны в условиях нэпа: достижения, трудности, противоречия.
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма». Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Переход к НЭПу способствовал возвращению эмигрантов на родину. За 1921-1931 гг. в Россию возвратилось 181 432 эмигранта, из них 121 843 (две трети) - в 1921 году. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности (государственной, коллективной, частной), привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой, допущение рыночных отношений. Были созданы условия для развития частного предпринимательства в сфере мелкого производства и торговли.
Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству. Крестьяне становились неотъемлемой частью экономики страны. Троцкий тогда говорил:
Сельскохозяйственная область имеет первостепенное значение для подъёма страны. Деятельность государства, в этой ситуации, должна носить вспомогательный, субсидирующий характер. Нэп содействовал возобновлению и некоторому развитию сельского хозяйства, и в первую очередь хлебного экспорта, который начал восстанавливаться после десятилетнего застоя осенью 1922 г. Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень.13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации. Но в последствии экспорт зерновых развивался по кривой, неустойчивой линии, пока из-за нескольких неурожайных годов не сошёл на нет.
Не имея поначалу теоретической концепции НЭПа, В. И. Ленин и его соратники объявили о «временном отступлении», поскольку многие члены партии видели в новом курсе «капитуляцию перед капитализмом». К тому же отступление осуществлялось только на хозяйственном фронте, возможность смягчения политического режима вожди партии категорически отвергали. «Мы будем держать меньшевиков и эсеров, все равно, как открытых, так и перекрашенных в «беспартийных», в тюрьме», — отвечал В. И. Ленин тем, кто предлагал возродить демократию в рамках советской системы. Более того, в самой партии оставалось все меньше возможностей для свободного выражения мнений. X съезд (б) принял резолюцию «О единстве партии», предписывавшую исключать из партийных рядов тех, кто формирует «платформы» и «фракции».1
Несмотря на все сложности, уже первые годы функционирования новой экономической модели показали ее жизнеспособность. В. И. Ленин говорил о том, что НЭП введен «всерьез и надолго». Всемерное развитие кооперации в деревне при условии государственной власти рабочего класса, как полагал вождь партии, позволило бы Советской России прийти к социализму.
В целом можно сказать что этап “здоровой правительственной политики” в области сельского хозяйства принёс ощутимые положительные результаты в развитии земледелия, народного хозяйства в целом и улучшение жизни в городе и деревне. Крестьянская реформа дала толчок реформам в области промышленности, торговли, финансового хозяйства.
Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП не изменил методов политического руководства страной.
Государственный вопросы решал партийный аппарат, численность которого увеличилась и возросла влиятельность. Резолюции съезда, запрещающие создание фракций, позволили укрепить единомыслие в партии и ее единство, как важнейшее звено в системе управления государством.
Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат принуждения – ВЧК, переименованная в 1922 году в Главное политическое управление.
Укрепление единства
партии, разгром политических и идейных
противников позволили
Главная политическая цель НЭПа — снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.
Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 млн руб. прежних денежных знаков был приравнен к 1 р. новых совзнаков, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублевой золотой монете, содержавшей 7,74 г чистого золота. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля). Эмиссия обесценивающихся совзнаков была использована для финансирования дефицита государственного бюджета, вызванного экономическими трудностями. Их удельный вес в денежной массе неуклонно сокращался с 94 % в феврале 1923 г. до 20 % в феврале 1924 г. От обесценения совзнаков большие потери несло крестьянство, стремившееся задержать реализацию своих продуктов, и рабочий класс, получавший заработную плату в совзнаках. Для компенсации потерь рабочего класса использовалась бюджетная политика, направленная на повышение обложения частного сектора и уменьшение обложения государственного сектора. Увеличивались акцизы на предметы роскоши и снижались или вовсе отменялись на предметы первой необходимости. Большую роль в поддержке стабильности национальной валюты в течение всего периода НЭП играли государственные займы. Однако угроза торговой смычке между городом и деревней требовала ликвидации параллельного денежного обращения и стабилизации рубля на внутреннем рынке.
Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 г. осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте.
Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 г. стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару. Введение в СССР твердой конвертируемой валюты требовало проведения гибкой налоговой политики. Подоходный налог делился на основной и прогрессивный. Основной платили все граждане, а прогрессивный те, кто получал дополнительную прибыль: нэпманы, частные врачи, адвокаты и пр.
В 20-е гг. широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и с помощью операций по учёту и залогу регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль. Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 г. были созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 г. в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки — Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48 %.
Продналог был первоначально установлен на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразвёрстке), причём впоследствии его намечалось снизить до 10 % урожая и перевести в денежную форму. Он должен был назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина.
Информация о работе Развитие страны в условиях НЭПа: достижения, трудности, противоречия