Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:58, контрольная работа
Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.
1 Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
2 Преобразования Н.С. Мордвинова.
3 Содержание, последствия крестьянской реформы 1861 года.
4 Характеристика реформ системы органов самоуправления в системе государственного управления.
4.1 Земская реформа.
4.2 Городская реформа.
5 Аграрная реформа и реформа государственного управления П.А. Столыпина.
И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания. Его служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы, дороги, поднимали местную промышленность.
16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”, что стало второй значительной реформой местного самоуправления.
Статья 15 “Городового положения” указывала, что именно понимается под учреждениями городского самоуправления:
«Учреждения городского общественного управления суть: городское избирательное собрание, городская дума, городская управа».
Избирательная система здесь напоминала избирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и т.п.
Городское избирательное собрание созывалось исключительно для избрания гласных в городскую думу, один раз в 4 года.
Городская дума избиралась для «попечения о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству», а надзор за ней возлагался на губернаторов.
Дума могла устанавливать в пользу города некоторые виды сборов и местных налогов.
Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходов контролировал губернатор.
Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года.
Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству, изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения думы, собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на установленных думою основаниях и предоставляет в назначенные сроки отчеты о своей деятельности.
Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений.
В результате реформ произошла трансформация русского общества, в котором наметились необратимые перемены, было создано новое, более сложно организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры новейшего времени.
Однако реформы имели незавершенный характер, а приобщение основной массы населения, миллионов крестьян к гражданской жизни происходило в условиях усиления государственной власти над экономикой и обществом.
Суть аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина заключалась в закреплении правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность. Реформа предполагала превратить крестьянина в собственника земли путем серии мероприятий по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства, высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предполагалось, что экономическое укрепление крестьянского хозяйства, создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический строй России. Для этого необходимо было, по мнению П.А. Столыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциации крестьянства путем экономической конкуренции, увеличить приток рабочей силы в город из деревни, расширить емкость внутреннего рынка и ускорить темпы развития индивидуального землепользования.
По закону П.А.Столыпина от 9 ноября 1906г. все крестьяне делились на две категории: там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне могли требовать предоставление ее в личную собственность в любое время; там, где был передел земли за последние 24 года, крестьянину, по его заявлению о выходе из общины, предоставлялась та земля, которую он имел после последнего передела.
Для реализации основных положений реформы, деятельность правительства осуществлялась в нескольких направлениях. Расширилась деятельность крестьянского банка. За 22 месяца, с 3 ноября 1905г. по 1 сентября 1907г., банк приобрел более 4 млн. десятин земли. По указам 12 и 27 августа 1906г. часть казенных и удельных земель была продана банку для продажи крестьянам по льготным ценам. К 1911г. банком было продано около 3 млн. десятин земли (только помещичьей), а всего более 7 млн. десятин в личное пользование. Эти указы позволили начать постепенную передачу владений земли в руки наиболее заинтересованных в развитии прогрессивного хозяйства инициативных землевладельцев.
Реформа сразу же подтолкнула процесс дифференциации крестьянства; первыми, кто пожелал выхода из общины, были в основном многоземельные крестьяне. Большинство крестьян, получив такое право, стали продавать свои наделы, сниматься с места и искать лучших условий на стороне. Многие крестьянские семьи переселялись за Урал, в Сибирь, часть эмигрировала из страны, остальные же пополняли городское население.
К середине 1911г. в ходе осуществления крестьянской реформы более 1,5 млн. человек реализовали свое право собственности, однако всего 1/3 выделившихся крестьян стремилось к новому типу хозяйства.
Единоличное хозяйство, несомненно, способствовало увеличению культурных земель, уничтожению чересполосицы, улучшению обработки земли, уменьшению пьянства.
Столыпинская аграрная реформа освобождала общество от феодально-крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции, возросла урожайность хлебов.
Рис. 2
Аграрная реформа не только оживила внутренний рынок, но и способствовала развитию промышленности.
Также реформа оказала большое влияние на изменение социальной структуры общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, а цена не квалифицированной рабочей силы была низка.
Современные историки считают, что во многом благодаря столыпинским реформам Россия в дореволюционный период смогла существенно поднять уровень сельскохозяйственного производства. Но эти реформы не могли быть полностью реализованы по ряду причин. Во-первых, нельзя было обеспечить собственников-фермеров земельной площадью, достаточной для организации рационального хозяйства, оставили в неприкосновенности монопольное землевладение крупных помещиков. Во-вторых, фермеры были оставлены практически без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей, которые им выдавали, были явно недостаточными для приобретения техники. И, в-третьих, свободное фермерство не могло родиться при отсутствии демократии.
В результате, в канун революции 1917г., земельный вопрос продолжал оставаться нерешенным.
Одним из важнейших направлений реформ для Столыпина была реформа государственного управления на уровне губернии, уезда и волости. Петр Аркадьевич лично разрабатывал план этой реформы, и она наглядно характеризует его как государственного деятеля, хотя и не была реализована.
Одной из проблем государственного управления, по мнению Столыпина, была ограниченность власти губернатора, не имевшего чётких полномочий. Губернатор мог вызывать чиновников, проводить расследования и информировать соответствующего министра, но на этом его власть кончалась.
Новая формула закона официально делала губернатора первым в губернии чиновником. Губернатор должен был назначаться царем по предложению министра внутренних дел после одобрения Советом министров. Все общие приказы центральной власти должны были доводиться через губернатора, он надзирал за почти всеми департаментами, кроме юридических служб, государственного контроля и высших учебных заведений. Проектом за губернатором сохранялось право вето на назначения, давалась власть в землеустройстве и просвещении, поручался контроль над сбором налогов, он становился начальником над всеми видами полиции и отвечал за правопорядок.
Закон оставлял губернатору широкие права в местном самоуправлении, право посещать и выступать на заседаниях, давать рекомендации министру внутренних дел о финансировании органов самоуправления.
Вместо губернской палаты предполагалось создание Совета для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В него должны были входить губернатор, его два заместителя (по общим вопросам и по проблемам полиции), высшие лица всех ведомств в губернии, предводитель дворянства, председатель земской управы, городской голова столицы губернии, представители губернского земства и Городской думы.
Для облегчения поиска профессиональных и достойных чиновников предполагалось существенное повышение зарплаты и введение требования высшего образования для всех начальников.
Однако проект П. Столыпина встретил сильную оппозицию ряда министров, в частности В. Н. Коковцова, который не хотел укрепления власти МВД и протестовал против увеличения расходов. Министры видели в плане простое усиление роли МВД и торпедировали проект.
На уровне уезда Столыпиным также предполагалось объединение многочисленных учреждений (присутствий) в одно целое под властью начальника уезда, назначаемого министром внутренних дел. Этот начальник должен был заменить предводителя дворянства, в большинстве губерний избираемого дворянами-землевладельцами.
П. Столыпин предложил отменить классовый характер администрации на уровне волости, ввести единого представителя центральной власти и межминистерский совет на уровне уезда во главе с уездным начальником. Как и губернский начальник, уездный начальник должен был наблюдать за всеми учреждениями в регионе. В уездный совет должны были войти представители министерств в уезде, руководители уездного земства и муниципальных дум, предводитель дворянства. Совет должен был заменить все комитеты по разным вопросам (призыв в армию, полиция, землеустройство).
Уездные предводители дворянства превращались в представителей своего класса с ограниченными функциями (надзор за школами, председательство в уездном земстве и землеустроительной комиссии). Понижение роли уездных предводителей дворянства встретило сопротивление. Министры считали, что надо назначать их же и уездными начальниками. Понятно, что это предложение вызвало и резкую оппозицию со стороны объединенного дворянства. С момента освобождения крестьян дворянство постепенно утрачивало свою роль, но продолжало бороться за устаревшие привилегии. Столыпинская реформа уничтожала и земских начальников, вместо которых вводились участковые начальники, которые должны были наблюдать за всеми действиями волостного и поселкового земства. Эти предложения также встретили сопротивление министров. Все хотели ограничения роли уездных начальников, которые не должны были вмешиваться в местные дела министерств. Большое внимание Столыпин уделял проблемам местного самоуправления, считал необходимым расширять права земств, часто встречался с земскими деятелями, хотя и имел проблемы в Саратове с земской оппозицией. В 1907г. П. Столыпин представил Совету министров проект преобразования губернских и уездных земств и муниципальных дум. Существо проекта сводилось к следующему:
1) ослабление ограничений финансовых прав земств и дум;
2) создание внеклассового земства на уровне волости;
3) интеграция местных учреждений самоуправления и исполнительных органов в форме губернских и уездных советов;
4) активизация работы Совета по делам местного хозяйства.
Кроме того, отменялся закон, по которому губернатор утверждал земских служащих и имел право их увольнять, сокращался список вопросов, которые должны были утверждаться исполнительной властью (за ней оставлялось только утверждение председателей управ и дум).
Предполагалась и некоторая демократизация выборов, в частности сокращение имущественного ценза наполовину, а налоговых квалификаций для бизнеса на 1 %. Разрешалось голосовать высшему классу нанимателей квартир, восстанавливались права евреев участвовать в выборах муниципальных дум и занимать административные посты. Для крупных землевладельцев предполагался автоматический статус членов земства.
Список используемой литературы:
1. Великие реформы в России 1856-1979гг.- М.,1992
2. Захарова Л.Г. – Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861 – М.,1984
3. Ключевский В.О. – Русская история: Полный курс лекций в 3 кн. Книга 3 – М.: Мысль, 1993
4. Струмилин С.Г. – Очерки экономической истории России и СССР – М.: Наука,1966
5. Хроника истории России – М.:Дрофа,1995
4
Информация о работе Развитие управления в России в период XIX - начала XX вв.