Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание

Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.

Содержание

Введение
Биография Никона
Исправление книг и обрядов
Возникновение раскола
Старообрядчество
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная по истории России.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

                  Министерство образования  и науки Российской Федерации

                                    Филиал государственного образовательного  учреждения

                                    высшего профессионального образования

                                    «Санкт-Петербургский государственный

                                    инженерно-экономический университет»  в г. Пскове 
 
 

            Кафедра гуманитарных и естественных наук 
 
 

                                      

                                        Контрольная работа 

по дисциплине

                                        

                                        «История России» 

Тема: «Реформа русской  православной церкви при патриархе  Никоне» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                     
 
 

                                                                                                   Выполнила: студентка

                                                                                                    Радионова Дария Витальевна

                                                                                                    Курс: 1

                                                                                                    Группа: 1213С

                                                                                                    Зачетная книжка: ПС3246/11

                                                                                                    Проверила: _______________ 
 
 
 

                                                            Псков

                                                             2012

       
 
 
 

 План 

  1. Введение
  2. Биография Никона
  3. Исправление книг и обрядов
  4. Возникновение раскола
  5. Старообрядчество
  6. Выводы
  7. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           

                                                          Введение

              Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь. Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Биография Никона

            Кратковременное шестилетнее правление Никона оказалось чреватым катастрофическими последствиями.

     Никон родился 24 мая 1605 года в крестьянской семье в Нижегородской области. При рождении ему дано было имя Никита. Никита жил с отцом и с мачехой, которая его ненавидела и била и, еще мальчиком убежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Здесь он подвизался в добровольном подвиге монастырских служб и чтения книг. В предвидении близкой смерти отца, Никита вернулся домой уже взрослым на двадцатом году. Похоронив отца, он по уговору родных женился и сделался сначала дьячком, а затем и священником. В селе Лыскове, ныне городе Нижегородского края, близ Волги, Никита славился как священник. Съезжавшиеся сюда московские купцы не могли не разузнать здесь о ставшим знаменитостью местном священнике Никите. Они уговорили его переехать в Москву. Никита переселяется в столицу, и здесь протекают мирно десять лет его семейной приходской жизни. Вдруг все его три сына умирают. Никита потрясен и видит в этом знамение Божие. Он сговаривается с женой, что она пострижется тут же в Московском Алексеевском Кремлевском монастыре, а сам он уезжает на Соловки в строгий Анзерский скит под начало старца Елеазара. Здесь на тридцать первом году жизни он постригается с именем Никона. В связи с тем, что жизнь в ските была строго одинокая, Никон чувствовал переизбыток сил. Ему хотелось не затворнического подвига, а практического. Как следствие, Елеазар взял Никона с собой в деловую поездку в Москву, как умного советника.

     В Москве Никон представлялся вместе с Елеазаром царю Михаилу Федоровичу. Вернулись они с деньгами для  построения каменного храма. Никон  торопил с постройкой, а Елеазар  оттягивал, считал это излишней роскошью. Никон поссорился с Елеазаром и убежал в Кожеезерскую обитель, где, по благословению настоятеля, Никон опять начал подвиги уединения. Через три года по смерти настоятеля монахи избрали Никона игуменом, а в 1648 году Никон по делам монастыря прибыл в Москву. Молодой царь Алексей при первой же встрече захотел оставить Никона в Москве и сделал его архимандритом Ново-Спасского монастыря, который был родовым монастырем – усыпальницей Романовых. Таким образом, Никон стал как бы домовым царским священником. Через три года, в 1649 году царь продвинул его на митрополию Великого Новгорода. За время поездки Никона на Соловки в Москве схоронили патриарха Иосифа, и 22 июля 1653 года Московским патриархом был избран Никон.

     1649-й  год был годом составления  нового гражданского «Уложения». В нем была проведена тенденция к потере церкви ее социальной значимости (секуляризации) и к ограничению автономных привилегий судебного ведомства церкви. С этого момента перед Никоном обрисовывается главнейшая цель его церковного служения: - это победа над светским, боярским, государственным мировоззрением, казавшимся Никону нечестивым и не церковным. По его убеждению, он должен был совершить исключительной важности подвиг освобождения церкви от государства и возвышения ее над государством, а для этого он должен был получить исключительные полномочия, которые в дальнейшем он и получил. В 1652 году Никон избирается московским патриархом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Исправление книг и обрядов

     Стремясь  превратить русскую церковь в центр мирового православия, «властный» и «крутой» патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установления однообразия в церковной службе. За образец были взяты греческие правила и обряды. Никон лично отправился в патриаршую библиотеку и насколько умел там сличил книги московской печати с древними греческими рукописями, и убедился в существовании разногласий.

     С этой целью в 1654 году и был созван церковный собор, который должен был принять предложение патриарха о необходимости исправления богослужебных книг. по древним греческим и древним славянским книгам, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как о искаженных и погрешительных. Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Церковный собор 1656 года был последним, на котором были приняты решения относительно исправления богослужебных книг. Всего было 3 собора: 1654, 1655, 1656.

      Наиболее  важными изменениями  и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного  крестного знамения, которое было  принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского  языка, всегда писалось и выговаривалось  имя Спасителя Исуса, в новых книгах это имя было переделано на «Иисус».

3. В старых книгах  установлено во время крещения, венчания и освящения храма  делать обхождение по солнцу  в знак того, что мы идем  за Солнцем-Христом. В новых  книгах введено обхождение против  солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается:

«И в духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.

5. Вместо двойной  аллилуйи, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

6. Божественную  литургию в древней Руси совершали  на семи просфорах, новые «справщики»  ввели пятипросфорие, т.е. две  просфоры исключали.

Эти изменения  церковных узаконений, преданий и  обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

Патриарх Никон  начал свои реформы с отмены двоеперстного  сложения Народу, издавна привыкшему креститься двумя перстами (что было закреплено и уложениями Стоглавого собора), внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков), - хотя и двое-, и трое-, и даже одноперстное крестное знамение веками бытовали и сосуществовали в истории древней церкви. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Новшества» не были приняты во многих местах. Русских  людей пугает любая новизна - так  пугало их и столь решительное  введение в обиход новых церковных  порядков. Так что поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим  и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии». 

                                                
 

                                           Возникновение раскола 

     Нетактично  проводимая Никоном правка книг по темпу, по широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для  серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинно православного самосознания русских людей, не могла не вызвать протеста. Протест был по глубине всеобщий: и епископата, и белого, и черного духовенства, и мирян, и простых людей. Митрополит Новгородский Макарий скорбел, что он подписался под Никоновым соборами, сам служил по старому и свое духовенство благословлял на то же. Но все внешне покорялись реформе.

     Мирские люди, царь и бояре, менее закаленные в богослужебной букве, сравнительно легче принимали реформу. Но рядовое духовенство оказалось противником книжных перемен по своей малограмотности: едва одолевали привычный текст, а тут предстояло переучиваться. Еще в 1658 году Соловецкие монахи писали: «А которые мы священицы диаконы маломочны и грамоте ненавычны и к учению косны, по которым служебникам старым многие лета училися, а служили с великою нуждею… Нам чернецом косным и непреимчивым – сколько не учиться, а не навыкнуть». Передовые идеологи протеста подводили под это недовольство невежд идейное основание и этим подкреплялись и усиливались. Да и технически и материально замена старых книг новыми не могла быстро произойти даже в Москве. Провинциальные архиереи не настаивали на безусловном введении новых книг.

     Нововведения  в одеждах духовенства также  породили разногласия. Тот же Никита продолжает писать царю: «Богомольцы твои, святителие Христовы меж собою одеждою разделились: ови от них носят латынские рясы и новопокройный клобук на колпашных камилавках, инии же боясь суда Божия, старины держатся. Тоже и черные власти и весь священнический чин одеждами разделилися ж: овии священники и диаконы ходят в однорядках и скуфьях, инии же поиноземски в ляцких рясах и в римских и в колпашных камилавках. А иные, яко ж просты Людины, просто волосы и шапку с соболем с заломы носят. А иноки не по иноческому чину, но поляцки, без манатей, в одних рясах аки в жидовских кафтанах и римских рогатых клобуках. В том странном одеянии неведомо: кое поп, кое чернец, или певчий дьяк, или римлянин, или лях, или жидовин».

     Личная  нелюбовь к Никону дополнительно усиливала непринятие всех его «реформ». Но «реформы» не были отменены. На их защиту встали царь и правительство. Сам Никон невольно плыл в этом широком историческом течении, захватившем малограмотную и отсталую Русь.

     Таким образом, изменения в духовной сфере вызвали большой резонанс в народе. Все общество раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел как идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники старой веры отстаивали идею самобытности русского православия, его превосходство над другими православными церквями. Сторонников старых обрядов принято представлять как инертных людей, неспособных принять несущественные обрядные и формальные нововведения. Однако, по мнению известного русского историка Костомарова, раскольники - это наиболее активные участники православной церкви. В старинной Руси мало кто размышлял о религии, раскольники не только размышляли о религии, на ней сосредотачивалась вся их духовная жизнь. В старинной Руси обряд был мертвой формой и исполнялся плохо. Раскольники искали в нем смысла и старались выполнять все точно и свято. Создание национально-религиозной самобытности и вытекшая из него твердая мера во всемирно-историческую миссию русского православия (Москва - третий Рим) составило идеологическую основу раскольнического движения.

Информация о работе Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне