Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:58, контрольная работа
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
Введение
Биография Никона
Исправление книг и обрядов
Возникновение раскола
Старообрядчество
Выводы
Список используемой литературы
Министерство
Кафедра гуманитарных и естественных
наук
по дисциплине
Тема: «Реформа русской
православной церкви при патриархе
Никоне»
План
Русская православная церковь, без сомнения,
является самой крупной православной
организацией в нашей стране. Но наряду
с ней вне рамок Русской православной
церкви в течение длительного времени
в Российской империи, в СССР и в современной
России действовали и продолжают действовать
иные православные организации, исторически
связанные с Русской православной церковью.
Возникновение этих организаций, в свою
очередь, связано с глубокими коллизиями,
которые возникали в российском обществе
и захватывали в свою орбиту и церковь.
Наиболее значительные потрясения Русская
православная церковь испытала в середине
семнадцатого века, когда произошел раскол.
В религиоведческой литературе под расколом
подразумевают религиозно-общественное
движение, приведшее к отделению от Русской
православной церкви старообрядчества.
Кратковременное шестилетнее правление Никона оказалось чреватым катастрофическими последствиями.
Никон родился 24 мая 1605 года в крестьянской семье в Нижегородской области. При рождении ему дано было имя Никита. Никита жил с отцом и с мачехой, которая его ненавидела и била и, еще мальчиком убежал из дома в Макарьевский Желтоводский монастырь. Здесь он подвизался в добровольном подвиге монастырских служб и чтения книг. В предвидении близкой смерти отца, Никита вернулся домой уже взрослым на двадцатом году. Похоронив отца, он по уговору родных женился и сделался сначала дьячком, а затем и священником. В селе Лыскове, ныне городе Нижегородского края, близ Волги, Никита славился как священник. Съезжавшиеся сюда московские купцы не могли не разузнать здесь о ставшим знаменитостью местном священнике Никите. Они уговорили его переехать в Москву. Никита переселяется в столицу, и здесь протекают мирно десять лет его семейной приходской жизни. Вдруг все его три сына умирают. Никита потрясен и видит в этом знамение Божие. Он сговаривается с женой, что она пострижется тут же в Московском Алексеевском Кремлевском монастыре, а сам он уезжает на Соловки в строгий Анзерский скит под начало старца Елеазара. Здесь на тридцать первом году жизни он постригается с именем Никона. В связи с тем, что жизнь в ските была строго одинокая, Никон чувствовал переизбыток сил. Ему хотелось не затворнического подвига, а практического. Как следствие, Елеазар взял Никона с собой в деловую поездку в Москву, как умного советника.
В Москве Никон представлялся вместе с Елеазаром царю Михаилу Федоровичу. Вернулись они с деньгами для построения каменного храма. Никон торопил с постройкой, а Елеазар оттягивал, считал это излишней роскошью. Никон поссорился с Елеазаром и убежал в Кожеезерскую обитель, где, по благословению настоятеля, Никон опять начал подвиги уединения. Через три года по смерти настоятеля монахи избрали Никона игуменом, а в 1648 году Никон по делам монастыря прибыл в Москву. Молодой царь Алексей при первой же встрече захотел оставить Никона в Москве и сделал его архимандритом Ново-Спасского монастыря, который был родовым монастырем – усыпальницей Романовых. Таким образом, Никон стал как бы домовым царским священником. Через три года, в 1649 году царь продвинул его на митрополию Великого Новгорода. За время поездки Никона на Соловки в Москве схоронили патриарха Иосифа, и 22 июля 1653 года Московским патриархом был избран Никон.
1649-й
год был годом составления
нового гражданского «Уложения». В нем
была проведена тенденция к потере церкви
ее социальной значимости (секуляризации)
и к ограничению автономных привилегий
судебного ведомства церкви. С этого момента
перед Никоном обрисовывается главнейшая
цель его церковного служения: - это победа
над светским, боярским, государственным
мировоззрением, казавшимся Никону нечестивым
и не церковным. По его убеждению, он должен
был совершить исключительной важности
подвиг освобождения церкви от государства
и возвышения ее над государством, а для
этого он должен был получить исключительные
полномочия, которые в дальнейшем он и
получил. В 1652 году Никон избирается московским
патриархом.
Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, «властный» и «крутой» патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установления однообразия в церковной службе. За образец были взяты греческие правила и обряды. Никон лично отправился в патриаршую библиотеку и насколько умел там сличил книги московской печати с древними греческими рукописями, и убедился в существовании разногласий.
С этой целью в 1654 году и был созван церковный собор, который должен был принять предложение патриарха о необходимости исправления богослужебных книг. по древним греческим и древним славянским книгам, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как о искаженных и погрешительных. Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Церковный собор 1656 года был последним, на котором были приняты решения относительно исправления богослужебных книг. Всего было 3 собора: 1654, 1655, 1656.
Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
2. В старых книгах,
в согласии с духом
3. В старых книгах
установлено во время крещения,
венчания и освящения храма
делать обхождение по солнцу
в знак того, что мы идем
за Солнцем-Христом. В новых
книгах введено обхождение
4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается:
«И в духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.
5. Вместо двойной аллилуйи, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.
6. Божественную
литургию в древней Руси
Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.
Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения Народу, издавна привыкшему креститься двумя перстами (что было закреплено и уложениями Стоглавого собора), внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков), - хотя и двое-, и трое-, и даже одноперстное крестное знамение веками бытовали и сосуществовали в истории древней церкви. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.
Новшества» не
были приняты во многих местах. Русских
людей пугает любая новизна - так
пугало их и столь решительное
введение в обиход новых церковных
порядков. Так что поначалу отторжение
«никоновских» книг было чисто психологическим
и оттого мало выраженным. Но некоторые
люди с богословским образованием сразу
же не приняли исправленных книг из соображений
так называемой «церковной идеологии».
Нетактично проводимая Никоном правка книг по темпу, по широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинно православного самосознания русских людей, не могла не вызвать протеста. Протест был по глубине всеобщий: и епископата, и белого, и черного духовенства, и мирян, и простых людей. Митрополит Новгородский Макарий скорбел, что он подписался под Никоновым соборами, сам служил по старому и свое духовенство благословлял на то же. Но все внешне покорялись реформе.
Мирские люди, царь и бояре, менее закаленные в богослужебной букве, сравнительно легче принимали реформу. Но рядовое духовенство оказалось противником книжных перемен по своей малограмотности: едва одолевали привычный текст, а тут предстояло переучиваться. Еще в 1658 году Соловецкие монахи писали: «А которые мы священицы диаконы маломочны и грамоте ненавычны и к учению косны, по которым служебникам старым многие лета училися, а служили с великою нуждею… Нам чернецом косным и непреимчивым – сколько не учиться, а не навыкнуть». Передовые идеологи протеста подводили под это недовольство невежд идейное основание и этим подкреплялись и усиливались. Да и технически и материально замена старых книг новыми не могла быстро произойти даже в Москве. Провинциальные архиереи не настаивали на безусловном введении новых книг.
Нововведения в одеждах духовенства также породили разногласия. Тот же Никита продолжает писать царю: «Богомольцы твои, святителие Христовы меж собою одеждою разделились: ови от них носят латынские рясы и новопокройный клобук на колпашных камилавках, инии же боясь суда Божия, старины держатся. Тоже и черные власти и весь священнический чин одеждами разделилися ж: овии священники и диаконы ходят в однорядках и скуфьях, инии же поиноземски в ляцких рясах и в римских и в колпашных камилавках. А иные, яко ж просты Людины, просто волосы и шапку с соболем с заломы носят. А иноки не по иноческому чину, но поляцки, без манатей, в одних рясах аки в жидовских кафтанах и римских рогатых клобуках. В том странном одеянии неведомо: кое поп, кое чернец, или певчий дьяк, или римлянин, или лях, или жидовин».
Личная нелюбовь к Никону дополнительно усиливала непринятие всех его «реформ». Но «реформы» не были отменены. На их защиту встали царь и правительство. Сам Никон невольно плыл в этом широком историческом течении, захватившем малограмотную и отсталую Русь.
Таким образом, изменения в духовной сфере вызвали большой резонанс в народе. Все общество раскололось на приверженцев старой и новой веры. Этот раскол имел как идеологические, так и социально-политические мотивы. Сторонники старой веры отстаивали идею самобытности русского православия, его превосходство над другими православными церквями. Сторонников старых обрядов принято представлять как инертных людей, неспособных принять несущественные обрядные и формальные нововведения. Однако, по мнению известного русского историка Костомарова, раскольники - это наиболее активные участники православной церкви. В старинной Руси мало кто размышлял о религии, раскольники не только размышляли о религии, на ней сосредотачивалась вся их духовная жизнь. В старинной Руси обряд был мертвой формой и исполнялся плохо. Раскольники искали в нем смысла и старались выполнять все точно и свято. Создание национально-религиозной самобытности и вытекшая из него твердая мера во всемирно-историческую миссию русского православия (Москва - третий Рим) составило идеологическую основу раскольнического движения.
Информация о работе Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне