Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:58, контрольная работа

Описание

Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.

Содержание

Введение
Биография Никона
Исправление книг и обрядов
Возникновение раскола
Старообрядчество
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая контрольная по истории России.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Главными врагами  Никона становятся священники Иван Неронов, Аввакум, Лазарь и Никита. Эти люди были начитанными и образованнейшими из духовенства того времени. Первой типической личностью выступает протопоп Аввакум. Это человек железной воли и непреклонного, неуступчивого характера, фанатик в преследовании своих целей и защите своих убеждений.

Под влиянием этого  протеста Никон понял, что «лучше действовать соборным приговором, чем  личной властью». Собор, как известно, одобрил и утвердил все исправления Никона, лишь один архиерей - епископ Павел Коломенский - был не согласен с собором, за что был лишён сана и заточён. Церковный собор 1666-1667 г. проклял старообрядчество. Начались жестокие преследования раскольников. Основную их массу составляли низшее духовенство, тягловые, посадские люди и крестьяне. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, в Сибирь. Здесь они создавали скиты, лагеря, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали "гарь" - самосожжение. Наиболее мощный протест против реформ проявился в Соловецком восстании (1668-1676гг). Сюда, в далекую обитель с мощными стенами стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разиницы. В 1676 предатель впустил через тайны лаз царские войска в монастырь. ИЗ 600 защитников церкви в живых осталось только 50.

Итак, возникли два  главных раскольничьих течения: поповщина и беспоповщина. С них  началась дальнейшая дезорганизация движения староверов.

Поповцы:

Новопомазанцы - принимали беглых попов (священников) не иначе, как через новое крещение.

-Перемазанцы - принимали беглых попов через миропомазание.  

-Белокриницкое (австрийское) священство - названо по месту зарождения - в Белокриницком монастыре, что был в Австрийской области Буковине:

-Окружники - принимали лишь учеников опального греческого митрополита Амвросия (основателя священства) и признавали составленное одним из них так называемое «окружное послание», суть которого заключалась в попытке обнаружить значительную близость «старой веры» и «новой», причём «в примирительном тоне по отношению к Православной Церкви».  

-Противоокружники - тоже принимали белокриницкое (австрийское) священство, но отличались от окружников тем, что не признавали вышеупомянутое «окружное послание». 

-Диаконовцы - принимали беглых попов через «проклятие ересей, якобы господствующих в Православной Церкви»; названы по сану основателя - дьякона Александра; 

-Сусловцы - принимали только попов, бегущих из Русской Церкви, а не из, например, Малороссии, где якобы все священники - «обливанцы»; названы по фамилии основателя - купца Фёдора Суслова.

Беспоповцы:

-Спасово согласие - последователи этого толка утверждали, что нет в мире ни Церкви, ни всех её атрибутов (Библия - это выдумка, и т. п.); названо по главному убеждению его сторонников: «Пусть Спас сам спасает, как знает».

-Поморское согласие - названо по месту зарождения - в Поморье, у Белого моря: 

-Выговцы (даниловцы) - считали, что в Русской Церкви со времён патриарха Никона правит антихрист, поэтому всех приходящих от неё необходимо перекрещивать (венчавшихся - разводить, и т. п.), а самим всегда быть готовым к самосожжению; названы по месту основания - реке Выге (основатель - дьяк Данило Викулин). 

-Филипповцы - выделились из выговцев во главе с неким стрельцом Филиппом, отличаясь от них тем, что не молились за православных царей.

-Федосеевцы - считали, как и выговцы, что в Русской Церкви правит антихрист, поэтому всё, что покупается (пища, одежда), непременно должно быть очищено молитвами и поклонами (так как «заражено дыханием антихриста»); названы по имени основателя - боярина Феодосия Урусова (дьяка Феодосия Васильева - по другой версии).

-Странники - считая, что на земле русской царствует антихрист, они отрицали все церковные и гражданские («антихристовы») порядки и жили дикой, бродячей жизнью.

Предводители  старообрядчества протопоп Аввакум  и его единомышленники были сосланы  в Пустозерск и провели 14 лет в  земляной тюрьме. После чего были сожжены заживо. С этих пор старообрядца часто подвергали себя «огненному крещению» - самосожжению в ответ на приход в мир « Никона-Антихриста». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           

                                                                 
 
 

                                                          Выводы

     До  прихода Никона, русский народ  за долгие века накопил огромные духовные богатства, запасы церковных знаний. К 17 веку Россия поняла, что нужны  церковные преобразования, но они будут проходить с большим количеством трудностей. Это понимал и царь.

     Церковная реформа патриарха Никона проводилась  не на пустом месте, она имела ряд  причин и глубокие исторические корни, она затронула всю внутреннюю жизнь страны. Она положила в России такое социально - религиозное движение как раскол. Нельзя не сказать, что эта реформа затронула и сыграла свою роль во внутренней политике страны. Она укрепила отношения с некоторыми странами, открылись пути для связи с более сильными политическими союзами. Так же была очень важна поддержка православных церквей других государств. В своей реформе Никон пытался отстоять принцип независимости церкви от государства. Он хотел, чтобы царь и бояре не могли вмешиваться во внутрицерковные дела. Это, конечно не могло остаться не замеченным, и тут началась долголетняя борьба самодержавия за подчинение церкви. Важным следствием проведенных реформ, нужно отметить, это было острое расхождение в 1650-1660 годах сторонников движения старой веры и сторонников раскола в православной церкви. Это было большое несовпадение интересов господствующего класса и народных масс, где было истреблено огромное количество людей, покалечено тысячи судеб. В борьбе против старообрядцев официальная церковь была вынуждена обращаться за помощью к государству, признав тем самым свою зависимость от светской власти. Таким образом, был сделан еще один шаг в сторону введения в Россию абсолютизма.

     История не помнит больше таких влиятельных  патриархов как Никон. Он сумел помешать монархам-реформаторам в осуществлении своих преобразований. С этого времени и начался процесс подчинения церкви государству. Заходя немного вперед, можно сказать, что этот процесс закончился лишь при Петре I. Он ликвидировал патриаршество, создал Святейший синод во главе со светскими чиновниками и превратил Русскую Православную церковь в государственную.

                                     Используемая литература

  1. В.В. Кириллов. История России. Учебное пособие / Москва. Высшее образование.2008;
  2. Боханов А. Н., Шестаков В. А., Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Учебник для вузов. М.: Проспект, 2009;
  3. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2009;
  4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2010.
 
 

                                            Интернет-ресурсы 

    1. Сайт. www.RELIG.INFO.ru/ . Реформа патриарха Никона;

    2. Онлайн энциклопедия Кругосвет / www.krugosvet.ru/ Раскол. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                         

                                          


Информация о работе Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне