Реформации в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:16, реферат

Описание

Реформация - слово, которое переводится с латинского как "перестройка", стало символом целой эпохи в истории Европы. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Реформация началась в Германии и была вызвана кризисным состоянием Католической церкви.

Содержание

причины Реформации
2. Начало Реформации в Европе
3 .Основные течения Реформации
4.лидеры реформации

Работа состоит из  1 файл

Реформации в европе.docx

— 32.45 Кб (Скачать документ)

 

Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Жертвами инквизиции стали многие тысячи инаковерующих и инакомыслящих. Был составлен «индекс запрещенных книг», в который, кроме сочинений реформаторов, заносились все сочинения, подрывающие устои религии и пропагандирующие вольнодумство.

 

Боевым органом католической реакции стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лайолой (1491–1556). Этот воинственный испанский идальго, лишившись после тяжелого ранения возможности продолжать военную службу, посвятил себя «служению Иисусу» и борьбе с ересями. Он изучил богословие в Сорбонне и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил строго централизованное устройство. Его генерал (первым генералом был избран пожизненно Лойола) вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая в «провинции» не католические и даже не христианские страны.

 

Члены иезуитского ордена в отличие от других монашеских орденов  жили в миру и были людьми чисто светскими, выступая в роли ловких политиков и дипломатов, придворных, воспитателей, учителей, врачей, искусных мастеров. Ради торжества «дела Христова», выполняя задания ордена, они пускали в ход любые средства: лесть, интриги, клевету, яд, организацию заговоров и убийств по принципу: цель оправдывает средства. Иезуитские начальники заранее давали прощение содеянных при этом грехов. Воспитанию подобных деятелей была посвящена вся иезуитская педагогика. В своем трактате «Духовные упражнения» Лойола наставлял: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны, как палка, подчиняющаяся всякому движению, как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры. Под влиянием иезуитов находились богословские факультеты многих католических университетов.

 

Бесцеремонные действия иезуитов, их причастность к заговорам и  дворцовым интригам нередко вызывали ответные меры – изгнание и запрет деятельности ордена в отдельных  странах. После временного закрытия ордена (1773–1814), он действует до настоящего времени. Слово «иезуит» давно приобрело  нарицательный смысл, ассоциируясь с коварством, предательством, неразборчивостью в средствах [3, с. 428–429].

 

Трагично вошла в историю  Варфоломеевская ночь кровопролитная расправа (погибло порядка 30 тысяч  человек), учиненная католиками над  реформаторами-гугенотами в Париже и других городах Франции в  ночь на 24 августа 1572 г. (во время праздника  св. Варфоломея). Вдохновителями террора  выступили королева-мать Екатерина  Медичи и лидеры католической партии, представители аристократического семейства Гизов, планировавшие уничтожить лидеров этой ветви протестантства.  Приурочена Варфоломеевская ночь была к свадьбе тогдашнего лидера протестантов – Генриха Наваррского  [4, с. 315–316].

 

Таким образом, католическая контрреформация имела известный  успех. Она упрочила пошатнувшиеся  позиции папства и католицизма  и укрепила на время силы феодальной реакции в Европе. Однако полностью  искоренить реформационное движение ей так и не удалось.

4.Лидеры реформации.

 

Мартин Лютер (1483-1546гг.)

Оставил глубокий след в мировой культуре как вождь  немецкой Реформации, как проводник  гуманистических идей возрождения  и как переводчик на немецкий язык Библии.

 

 

Жан Кальвин (1509-1564гг.)

Основатель кальвинизма. Был блестящим теологом великого ума и глубины.

Он наиболее последовательно  развил учение о «божественном предопределении», которое является основой всей протестантской теологии.

 

 

Эразм Роттердамский (1469-1536гг.)

Богослов, филолог, писатель. Пользовался большим авторитетом  и был одним из самых образованных людей своего времени. Французский  философ П. Бейль справедливо назвал его «Иоанном Крестителем» Реформации.

 

Ульрих Цвингли (1484-1531гг.)

Цвингли, отреагировавший  на тот же духовный кризис, что и  Мартин Лютер пришел к сходным  выводам. Однако работа над ними происходила  в совершенно другой обстановке: в  городе-государстве Цюрихе. Цвингли  испытал более сильное влияние  гуманистических идей, чем Лютер. Гуманизм 16в. был хрстианским движением, состоявшем из людей, заинте-ресованных в сохранении культурного и исторического наследия, открытого в эпоху Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В странах, где победила Реформация церковь оказалась в большой зависимости от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических государствах, вследствие проведенной секуляризации потеряла свою экономическую мощь. Все это облегчало развитие науки и светской культуры.

В результате Реформации вся  Европа стала расколотой на две части. Католическая церковь перестала  быть церковью всей Западной Европы. Из нее выделилось самостоятельное  мощное религиозное направление  – протестантизм – третье направление  в христианстве.

Протестантизм выработал  функционирующую сегодня в сознании миллионов людей особую этику  – этику труда, экономической  деятельности, договорных отношений, аккуратности, бережливости, педантизма, т.е. бюргерских добродетелей, вошедших в плоть, кровь  и повседневный быт стран Западной Европы и Нового Света.

Становившаяся все более  влиятельной буржуазия получила «дешевую», простую и удобную  религию, отвечавшую интересам этого  класса.

Такая религия не требует  больших денег на строительство  дорогих храмов и обслуживание пышного  культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени  для молитв, паломничествак святым местам, других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и  поведение человека соблюдением  постов, выбором пищи и т. д. Она  не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Такая религия вполне устраивает современного делового человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1 «Религиозные традиции  мира». Москва. изд. Крон-пресс

1996г.  том 1.

2 «Всемирная история». Москва. 1997г. том 10.

3 «Христианство». Янг Джордж. Москва. 2000г.

4 «Культурология для технических вузов: учебное

пособие». Ростов на Дону. 2001г.

5 «Культурология: учебное пособие для вузов».

Д.А.Силичев. Москва. Изд. Приор 1998г.

6 «Детская энциклопедия».  Москва. Изд. Академии

педагогических наук РСФСР . 1961г.  том 7

7 «БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»  Москва.    Изд. Советская энциклопедия. 1975 г. 22 том

8 «СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Москва.    Изд. Советская энциклопедия. 1969 г. 12 том

9.Ле Гофф, Жак  "Цивилизация средневекового  Запада"; Москва; 1992 г.

 

10.Английская реформация. М., 1990 Кернс Э.

11.Мартин Лютер: Его  жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997

 

 


Информация о работе Реформации в Европе