Реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 98.52 Кб (Скачать документ)

Введение.

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло  при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских  войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и  знакомство с реальным состоянием дел  в проигравшей войну державе  стали настоящим потрясением  для Александра. “Адреса” с предложениями  реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии. От царя ждали ответа. Александр дал его  через несколько месяцев –  в марте 1856 года. 
К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы. 
Во-первых, помещичье хозяйство, основанное на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживало кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, остро стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству. 
Во-вторых, быстрое развитие промышленности входило в противоречие с феодальными отношениями в сельском хозяйстве. Для промышленности явно не хватало рынка сбыта своих товаров вследствие низкой покупательской способности подавляющей части населения-крестьян. Промышленность испытывала острую нехватку свободной рабочей силы, поскольку крепостные крестьяне, составляющие большую часть населения, не обладали правом на свободное перемещение из деревни в город, на промышленные предприятия. 
В-третьих, страна болезненно переживала поражение в Крымской войне, которое явилось результатом военного и технического отставания от передовых стран мира. 
В-четвертых, в стране фиксировалось все большее количество крестьянских антифеодальных выступлений, что не могло не волновать.30 марта 1856 года, выступая перед московским губернским и уездными предводителями дворянства, Александр произнес знаменитые слова: “…гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу…”. Именно этот день принято считать днем начала Великих реформ.
 
 
 
 
 
 
 
 

      Часть 1. Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.

      

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича  Александр с самых первых дней своей жизни почитался как  будущий монарх, потому что ни у  императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в  своем поколении он был старшим  князем. Соответственно его образование  и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить  его к высокой миссии.

      Первым  воспитателем Александра II был капитан  Мердер, а в девять лет его обучением  занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и  направлена на то, чтобы сделать, чтобы  сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения  мелочами военного дела. Программу  Александр успешно освоил, но уберечься  от военной "муштры" того времени  не смог.

      В двадцать три года цесаревич женился  на Марии Александровне, принцессе  Гессен-Дармштадской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

      Первые  годы своего царствования император  пытался ликвидировать последствия  Восточной войны и порядков николаевского  времени. В отношении внешней  политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов  продолжать войну, если не достигнет  почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в  этом плане, является продолжателем  политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит  дело своего отца. Однако на практике это  оказалось не так: "повеяло мягкостью  и терпимостью, характеристичными  для темперамента нового монарха. Сняты  были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее... ", говорили, что "государь хочет  правды, просвещения, честности и  свободного голоса. " В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности... "

      Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской реформ и реформы образования
  • 1860-1870-е годы проведение военной реформы
  • 1870 г. Проведение городской реформы
 

Часть 2. Реформы Александра II

Земская реформа 1864 года 

Либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить систему бюрократического управления в областных учреждениях, при которой областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учета местной специфики.

Проект земской  реформы разрабатывался с 1859 комиссией  при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

    Процесс избрания

Согласно «Положению» 1864, создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы - и те, и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, таким образом, отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков.

    Устройство  и функционирование

Губернские и уездные  земские управы состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями. Собрания созывались один раз в год, но в  чрезвычайных ситуациях могли собираться и чаще. Управы работали на постоянной основе. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а  управы собственно занимались выполнением  решений. Земские собрания можно  сравнить с местными парламентами, а управы - с правительствами

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. 

Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год 

Земские собрания и  управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели  принудительной власти, так как полиция  им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и  управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия (устройством хлебных складов, семенных депо); заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа проводилась  не повсеместно и не одновременно. К концу 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского (где в 1882 году ликвидированы). Позже земские органы появились на окраинах: в СтавропольскойАстраханскойОренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г.

Земская реформа содействовала  развитию местной инициативы, хозяйства  и культуры.

Судебная  реформа Александра II 

Объявлена Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с Судебными  уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались  следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

  • осуществление правосудия только судом;
  • независимость судов и судей;
  • отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
  • несменяемость судей;
  • бессословность суда (равенство всех перед судом);
  • гласность судопроизводства;
  • состязательность;
  • самостоятельность судей;
  • устность судопроизводства.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных  дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Информация о работе Реформы Александра 2