Реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание

Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло при весьма тяжелых для России обстоятельствах. Неудачи русских войск в Крыму были удручающими, атмосфера в стране тягостной. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реальным состоянием дел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра. “Адреса” с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленные петербургские канцелярии

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 98.52 Кб (Скачать документ)

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палатаимевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. 

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд  и имел уголовный и гражданский  кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи  должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или  солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом  по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института  адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было  разрешено “во всех повременных  изданиях печатать о том, что  происходит в судах”. Судебные  репортажи, сообщавшие о русских  и заграничных процессах, становятся  заметным явлением в прессе.

Началом практической реализации судебной реформы принято  считать учреждение окружных судов  в Санкт-Петербурге и Москве в апреле 1866 г. С 1867 г. Стала функционировать Харьковская судебная палата. Первоначально в соответствии с указом от 19 октября 1865 г. предполагалось ввести в действие Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. в 10 губерниях в 1866 г., а к 1870 г. - во всех губерниях, управляемых по общему губернскому учреждению. Однако к 1894 г. дореформенный суд сохранялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго-востоке империи.

Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что суд в России перестал служить  надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело  оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях, изъятие из подсудности суда приясжных дел по должностным преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права Сената на возбуждение уголовного преследования против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.

В сложившейся к  концу XIX в. судебной системе Российской империи можно было выделить четыре типа судебного устройства:

  • 37 внутренних губерний России, где судебная реформа была осуществлена в полном объеме;
  • Северо-Западный крайЮго-Западный крайСеверный Кавказ и Прибалтика, где мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;
  • Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством;
  • ЗакавказьеАрхангельская губернияСибирьТуркестанский крайЗакаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые судьи назначались правительством и на них возлагалось также производство предварительного следствия и нотариальное производство.
 

Городская реформа (реформа  городского самоуправления) 1870 года.

Имела собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы  в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для  выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных  прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило  реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством  внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

    Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового  положения» вводились городские  общественные управления, в ведении  которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная  безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское  избирательное собрание, дума и городская  управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз  в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причем по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями  думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного  устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного  управления и определение размера  оного», «установление, увеличение и  уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями  были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Управа могла посчитать  незаконным решение думы, в таком  случае в дела вмешивался губернатор.

    Выборы  в думу

В 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом, с которого уплачиваются налоги, или владение промышленным предприятием
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или  находиться под следствием.

По статье 24 «Городового  положения» составлялся список из избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной  группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора  налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.

Городской глава избирался  губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.

Реформа 1870 года послужила  толчком к торгово-промышленному  развитию городов, она закрепила  систему органов городского общественного  управления. Одним из результатов  реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской  политической культуры.

Но после реформы  городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других государственных структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

Военная реформа 

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Милютинские военные  реформы прошли в период 60—70-х  годов XIX века.

Военные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические.

Организационные реформы

Доклад Военного министерства 15.01.1862 года:

  • Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.
  • Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.
  • Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.
  • Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.

Быстро внедрить эту  организацию не удалось, и лишь с 1864 года была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

К 1869 году было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного времени новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 году на это требовалось 6 месяцев.

Новая система организации  войск содержала и ряд недостатков:

  • Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).
  • Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.
  • Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.

В мае 1862 года Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

  • Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.
  • Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.
  • Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.

Уже летом 1862 года вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 года — Одесский.

В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом, он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

Информация о работе Реформы Александра 2