Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:26, контрольная работа

Описание

К середине XIX века экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, всё больше отставая от передовых стран Западной Европы, где уже завершался промышленный переворот. В России же даровой труд крепостных делал невыгодным внедрение новых технологий и машин. Так, выплавка металла за первую половину века в России выросла на 60%, а в Англии – на 1200 %.

Работа состоит из  1 файл

история курсовая.docx

— 34.36 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный  педагогический институт

Кафедра истории и экономической теории

Факультет педагогики и психологии

Специальность  Начальное образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине  Отечественная история

на тему:  «Реформы Александра II »

 

 

 

 

Выполнила: студент 1-го курса,

гр. 6101, Осташова Мария Васильевна

Проверил: кандидат исторических наук,

доцент Сурков Николай  Иванович

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2013

 

Предпосылки реформ

К середине XIX века экономика России, опиравшаяся  на крепостное право, приходит в состояние  глубокого кризиса, всё больше отставая от передовых стран Западной Европы, где уже завершался промышленный переворот. В России же даровой труд крепостных делал невыгодным внедрение  новых технологий и машин. Так, выплавка металла за первую половину века в  России выросла на 60%, а в Англии – на 1200 %. В стране была всего  одна железная дорога от Петербурга до Москвы (построена в 1851 г.), почти  не было пароходов. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве, где практически  не росла урожайность и до сих  пор на вооружении у крестьян стояли мотыги XII века, сделанные их далёкими предками. Стало очевидно, что дальнейшее сохранение крепостного права угрожает окончательным превращением России в отсталую страну. Крымская война  показала это весьма наглядно.

Экономический кризис сопровождался нарастанием  социальных противоречий, о чём свидетельствовали  крестьянские бунты, убийства помещиков  и управляющих имениями, бегства  крестьян, жалобы властям. Упорно распространялись слухи о близкой воле.

Опасность положения  для властей состояла в том, что  к этому времени госаппарат перестал справляться со своими функциями; все  силовые структуры приходят в  негодность:

-солдаты,  показывая чудеса героизма, терпят  поражения из-за гнилости системы  управления вооружёнными силами  в условиях войны. Также вскрылась  военно-техническая отсталость армии  и технологическая отсталость страны, будучи великой державой, по уровню технического оснащения, развития инфраструктуры, оперативности управления, мобильности коммуникаций Россия отставала от других великих мировых держав на целую эпоху:

  • Если у Англии и Франции на вооружении уже имелся паровой, то у России только парусный флот.
  • Российским гладкоствольным ружьям противостояли английские и французские с большей дальнобойностью и скорострельностью.
  • В качестве основной тактической единицы в России был принят батальон, тогда как в Европе батальон был заменён более мелкой единицей- ротой.
  • Сомкнутый боевой порядок, характерный для российской армии, в Европе трансформировался в стрелковую цепь, рассыпной строй, а акцентируемая в России штыковая атака была заменена в Европе индивидуальными стрелковыми действиями.
  • Как уже было отмечено, в стране была всего одна железная дорога, что затрудняло быструю переброску сил по всей территории Империи к театру военных действий;

-Полиция  погрязла во взятках и зачастую  не справлялась со своими прямыми  обязанностями;

-«Судебная  система представляла собой море  громадное и пространственное, и  в нём же гадов несть числа», - такую характеристику ей давал сам тогдашний министр юстиции Трощинский, и у него были на это основания: тяжбы тянулись годами, чиновники всех рангов брали взятки, о правосудии не поминая.

Таким образом, в середине XIX века страна переживала системный кризис, выходом из которого могли быть всесторонние реформы  или даже революция.

При этом нельзя сказать, что Николай I не осознавал  потребности России в реформах. Он, лично присутствуя на допросах декабристов, записывал их мысли о переустройстве государственной власти в России и в дальнейшем пытался претворить их в жизнь. Известен случай, когда, присутствуя на допросе Муравьёва- Апостола, Николай, не выдержав очередных  доводов о необходимости реформ, протянул ему руку, сказав: «Муравьёв, забудем всё; служи мне». Но Муравьёв- Апостол, заложив руки за спину, не подал  руки государю, следуя дворянскому  кодексу чести.

Николай I прекрасно знал о творящемся в  стране беззаконии на всех уровнях  власти. Так по данным III отделения к концу 40-х гг. лишь 3 губернатора европейской России не брали взяток- первый был богат, второй - не брал взяток из принципа, т.к. был бывшим декабристом и был лично знаком с лидерами декабристского движения, а третий- Н.А. Радищев (сын А.Н. Радищева) хоть взглядов своего отца не разделял, но взяток всё равно не брал.

Когда начальник III отделения Бенкендорф после этого отчёта предложил Николаю I с позором убрать этих губернаторов, Николай ответил: «Где я других возьму?». Под этой фразой он понимал то, что, если он уберёт этих губернаторов и посадит на их места новых, то нет никаких гарантий того, что эти самые новые губернаторы не будут брать взяток.

Известен  и тот случай, когда после премьеры «Ревизора» Николай I сказал: «Если  кого-то сегодня и оплевали, то это  я».

Как и  его брат Александр, Николай I прекрасно  понимал, что крепостное право изжило себя. Но он не мог открыто поставить  вопрос о необходимости его отмены. При Николае I действовало 9 секретных комитетов по крестьянском вопросу.

Основные  результаты работы этих комитетов можно  свести к следующему.

- Крепостных  крестьян было запрещено отдавать  на заводы.

- Запрещено  продавать крестьян с раздроблением  семей.

- Запрещено  покупать крестьян без земли.

- Помещики  имели право отпускать крестьян  и дворовых людей на волю  без земли по обоюдному согласию.

- Крестьянам  разрешалось с согласия помещиков  приобретать недвижимость и др.

Не была удачной и внешняя политика Николая I: на годы его правления пришлась большая часть затяжной и кровопролитной Кавказской войны, польские эмигранты  во Франции лоббировали антироссийскую политику Запада, что затрудняло для  России поиск союзников в Европе. Англии изначально были чужды внешнеполитические интересы России.

Николай I получил прозвище «жандарма Европы»  за то, что стремился поддерживать порядок не только в России, но и  в Европе. Дошло до того, что после  смерти Карла X, Николай открыто возмущался тем, что французский престол  занял Луи Филипп, являвшийся не чистокровным Бурбоном, а представителем одной из боковых ветвей. И это при том, что Николай I, мягко говоря, не любил Бурбонов. В 1848 – 1849 гг. – революции во Франции, Пруссии, Австрии, Италии, Дунайских княжествах. Обеспокоенный тем, что революция подошла вплотную к русским границам, Николай I принял активное участие в ее подавлении. Русские войска были введены в Молдавию, турецкие – в Валахию. Революционные выступления были подавлены. Автономия княжеств была урезана.

С начала 1849 г. в Венгрии стали накапливаться  польские повстанцы. Австрийское правительство  попросило Россию помочь в подавлении революции в Венгрии. В конце  мая 1849 г. армия Паскевича вступила в Венгрию. Через два месяца венгерская армия капитулировала. Революция  в Венгрии была подавлена.

Николай I уверовал в могущество России, что  не соответствовало действительности. Крымская война показала слабость внешнеполитического  положения России.

В годы Крымской войны произошла консолидация врагов России: помимо Турции, России пришлось воевать с её «покровителями»  Англией и Францией, а также  Пьемонтом, чей лидер К.Кавур проводил проангло- французскую политику; польские эмигранты становились под турецкие знамёна с целью использовать этот конфликт в интересах Польши (среди таковых был, например, поэт А.Мицкевич), а австрийская армия, объединившись с венгерскими революционерами, заняла позицию «недружественного нейтралитета» [в благодарность за помощь при подавлении венгерской революции], следует также отметить и недружелюбную Пруссию.

Бытует  мнение, что Крымская война была победоносным шествием Англии и Франции, но это не совсем так, т.к. к концу  войны силы обоих сторон были на исходе:

  • В Англии, чем дольше длилась война, тем больше ей были не довольны, потому что королева Виктория с самого начала обещала подданным, что эта война будет для британской армии лёгкой прогулкой и продлиться от силы пару месяцев;
  • Потери Франции к концу войны составили 100 тысяч человек, причём это, главным образом, небоевые потери (умершие от болезней, невосприятия местного климата и др.). Вдобавок к этому, росло и недовольство внутренней политикой Наполеона III;
  • Не снискал себе диведентов и Пьемонт;
  • Турецкая армия, несмотря на наличие военных инструкторов из Англии и материально- техническую помощь союзников, не смогла ничего противопоставить российской армии.

Наиболее  чётко положение послевоенной России отражено в тезисе «Поражение России в Крымской войне означало крушение всех принципов николаевского царствия».

Умирая, Николай I сказал своему сыну Александру: «Сдаю тебе команду не в добром порядке».

Новым императором  стал старший сын Николая I Александр. Он вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен  к управлению государством. В детстве  он получил прекрасное воспитание и образование. Составленный его наставником, поэтом В. А. Жуковским «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные им, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь-«Освободитель».

Александру II (1855-1881 гг.), досталось весьма беспокойное  наследство. Сам Александр по характеру  отнюдь не был реформатором, но необходимость  реформ была очевидна. В стране назревал кризис. Резко сократился товарооборот, вывоз хлеба упал в 13 раз, ввоз машин - в 10 раз. Средний размер оброка вырос  в 3 раза, барщина доходила до 5 дней в неделю. Экономическая заинтересованность крестьянина в своем труде  быстро падала. Тормозилось применение наемного труда в промышленности. За 1856-1857 гг. произошло 270 крестьянских выступлений, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938. Кризис николаевского курса был налицо. Стало ясно, что без отмены крепостного  права развивать дальше сельское хозяйство и промышленность невозможно. Из ближайшего окружения Александра II на позиции реформ встали его брат великий князь Константин, тетка  великая княгиня Елена Павловна и тогдашний министр внутренних дел С.Ланской.

В марте 1856 г. Александр II выступал перед представителями  московского дворянства. Смысл речи: не хочется отменять крепостное право, но придется. Также Александр сказал: «Лучше, господа, чтобы освобождение пришло сверху, чем ждать, пока оно  придёт снизу». (Аналогичного мнения до этого придерживался Бенкендорф).

 

 

 

Реформы Александра II

реформа александр крестьянский военный

Реформы начались последовательно, продумано  и логично. В 1857 сформировался Совет  Министров - орган, куда вошли министры, высшая администрация. Этот орган осуществлял  отраслевое руководство страной  и координационную деятельность министерств и ведомств - без этого  проведение целенаправленных преобразований было бы немыслимо (совет министров  оставался главным органом управления страной вплоть до 1917). Совет министров  и его председатель были ответственны перед императором, согласовывали  и определяли с ним общую экономико-политическую линию.

Важнейшее значение имели финансовые преобразования. В 1860 г были создан Государственный  банк с отделениями на местах, осуществлявший общее руководство банковскими  делами, контроль за денежным обращением в стране и наблюдение за всей банковской системой. В нём сосредоточились государственные кредиты, столь необходимые в условиях реформ. Государственный банк вместе с Министерством финансов формировал бюджет страны и составлял схему доходов и расходов. Создаваемые в ходе реформ крестьянский, коммерческие, дворянские банки осуществляли финансовые операции в рамках «единой государственной кассы». Контроль за финансовыми операциями при отмене крепостного права был обеспечен тем, что особенно важно при дефиците источников финансирования.

В январе 1857 г. был образован Секретный  комитет по крестьянскому вопросу  во главе с императором.

В октябре 1857 г. появляется рескрипт виленскому генерал-губернатору Назимову. В нем предписывалось открыть в Западных губерниях комитеты для рассмотрения вопроса об улучшении положения помещичьих крестьян. В течение 1858 г. подобные рескрипты получили и другие губернаторы (всего 45).

Подготовка  крестьянской реформы приобрела  гласность. Секретный комитет был  переименован в Главный комитет  по крестьянскому делу. В губернских комитетах стали разрабатываться  проекты решения крестьянского  вопроса. Свой проект был и у правительства. Первоначально, в 1856-1857 гг., предполагалось освободить крестьян без земли, дать им только усадебный надел. В 1858 г. правительственная  программа изменилась: освобождение крестьян с землей за выкуп.

В марте 1859 г. при Главном комитете начали работу Редакционные комиссии. Они должны были рассмотреть проекты, подготовленные губернскими комитетами. Председателем  Редакционных комиссий был Ростовцев, после его смерти Панин. Комиссии состояли как из чиновников, так  и представителей губернских комитетов.

В октябре 1860 г. Редакционные комиссии завершили  работу, и все материалы были переданы в Главный комитет. Там проект окончательно доработали и передали на рассмотрение в Государственный  совет. В середине февраля 1861 г. Государственный  совет закончил обсуждение проектов освобождения крестьян и передал  их императору.

Информация о работе Реформы Александра II