Реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:26, контрольная работа

Описание

К середине XIX века экономика России, опиравшаяся на крепостное право, приходит в состояние глубокого кризиса, всё больше отставая от передовых стран Западной Европы, где уже завершался промышленный переворот. В России же даровой труд крепостных делал невыгодным внедрение новых технологий и машин. Так, выплавка металла за первую половину века в России выросла на 60%, а в Англии – на 1200 %.

Работа состоит из  1 файл

история курсовая.docx

— 34.36 Кб (Скачать документ)

19 февраля  1861 г. император подписал “Манифест”  и “Положения” 19 февраля 1861 г.  Эти документы определяли содержание  и ход крестьянской реформы:

  • Крепостное право отменялось (ст.1 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»). Крестьяне получали личную свободу. Правда, в течение двух лет они должны были отбывать те же повинности, что и прежде.
  • Земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли выкупить полевой надел.
  • Государство устанавливало размер выкупаемого надела. Если размер надела, которым крестьянин пользовался, был больше установленного государством, то производилась отрезка, если меньше – прирезка. Отрезка была больше прирезки. В итоге крестьянское землепользование сократилось на 20%.
  • Выкупная цена земли представляла собой так называемый капитализированный оброк: размер годового крестьянского оброка, положенного в банк из расчета 6% годовых. Эта сумма была выше, чем реальная стоимость выкупаемой крестьянами земли.
  • Государство оказывало содействие в выкупе. 80% выкупной суммы государство уплачивало помещику деньгами или ценными бумагами. Эта сумма являлась ссудой крестьянину на 49 лет из расчета 6% годовых. Остальные 20% выкупной суммы крестьянин уплачивал сам сразу или в рассрочку. Пока он не выплатил эту сумму, он считался временнообязанным, то есть нес повинности за пользование помещичьей землей.

Крестьянская  реформа, таким образом, имела как  положительные, так и отрицательные  стороны. Несомненным достоинством было освобождение крестьян с землей. Феодальными пережитками являлись большая сумма выкупа, отрезки, временнообязанное состояние, сохранение общины с ее круговой порукой и переделами земель. Бичом крестьянских хозяйств являлась чересполосица.

С 1862 г. полиция  была объединена в единую общегосударственную  систему. Упорядочивались её штаты, в течение нескольких лет было принято много законодательных  актов о полицейской деятельности, она получила правовую основу. В  обязанности полиции входила  не только борьба с преступностью, но и административный надзор за санитарным состоянием учреждений и промышленных заведений, принятие мер против эпидемий, охрана окружающей среды, борьба с пьянством, надзор за соблюдением общественного  порядка и др. С этой целью создавалась  ведомственная полиция (железнодорожная, фабричная и т.д.). Широта полицейского надзора в хозяйственно- экономической  деятельности - отличительная черта  этого ведомства.

В 1864 г. началась также судебная реформа, преследовавшая цель обеспечить возможность для  всего свободного населения пользоваться судебной защитой, в т.ч. и по спорам, возникающим в ходе преобразований.

В процессе были внедрены в практику цивилизованные принципы судопроизводства:

-  несменяемость судей,

-  гласность судопроизводства,

-  отделение суда от администрации,

-  коллегиальность,

-  бессословность,

-  право на защиту,

-  выборность судей.

Вводилось два вида судов:

- Местные суды - волостные и мировые суды (суды с избираемыми судьями). Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, за которые назначались наказания в виде штрафов, нескольких ударов розгами, административного ареста, заключения сроком до 1,5 лет.

- Общие суды - окружные суды и судебные палаты(суды с назначаемыми судьями). Рассматривали преступления, наказанием за которые полагалось лишение прав состояния.

Возглавлял  судебную систему Сенат, бывший кассационной инстанцией для всех судов и мог  рассматривать особо важные дела в качестве 1 инстанции(в Особом присутствии).

Действовали также военные и создавались  коммерческие суды для промышленности и торговли. По судебной реформе  появились институты присяжных  заседателей и присяжных поверенных (адвокатов).

Вслед за этими реформами последовал ряд  других реформ.

В 1864 г. началась земская реформа. Она распространялась на более чем 30 губерний, в которых  было помещичье землевладение. В  губерниях и уездах учреждались  органы всесословного самоуправления: земства. В губерниях – губернские земские собрания и губернские земские  управы. В уездах – уездные земские  собрания и уездные земские управы. В земствах были представлены выборные от разных сословий, в том числе  и от крестьян. Они избирались сроком на 3 года.

Функции земств – попечение о земских  школах, больницах; земское страхование, налоги; местное благоустройство.

Земства не имели права на политическую деятельность, за ними сохранялся правительственный  контроль.

В 1870 г. началась городская реформа. Выборные органы городского самоуправления – думы – появились еще при Екатерине II. Теперь городское самоуправление перестраивалось на новой основе. Городские думы избирались на 4 года городскими налогоплательщиками. Городская  дума избирала Городскую управу сроком на 4 года. Во главе думы и управы стоял городской голова. Функции  дум и управ: городское благоустройство, школы, больницы, дороги, водопровод и  т.д.

Военные реформы связаны с именем военного министра Д.А. Милютина. Они проводились  в 1860-1870-е гг.

Были  введены новые военно-судебные уставы и отменены телесные наказания в  армии; открыты новые военно-учебные  заведения – военные гимназии; реорганизована система военного управления: на смену корпусной системе пришла военно-окружная. Началось перевооружение армии: обновление артиллерийского парка, постепенная замена парусного флота паровым, гладкоствольных ружей нарезными.

Кульминацией  военных реформ стало введение в 1874 г. всесословной воинской повинности. Она заменила рекрутскую систему  комплектования армии.(Одним из поводов для введения всесословная воинской повинности была франко-прусской война 1870-1871гг.- на момент войны во Франции действовала рекрутская повинность, а в Пруссии- всеобщая воинская повинность. Александр решил, что, кто победит, та система эффективней. Как известно, Пруссия в той войне разгромила Францию, стало быть, использовавшаяся в Пруссии система была более эффективной). Воинской повинности подлежало все мужское население в возрасте с 21 года, кроме представителей духовенства и кочевых народов. Срок службы устанавливался 6 лет и 9 в запасе в сухопутных войсках и 7 лет и 3 в запасе на флоте. Для лиц, окончивших высшие и средние учебные заведения, срок службы значительно сокращался. Например:

-  Окончившие курс в университетах и других высших учебных заведениях состояли на службе 6 месяце и 14 лет и 6 месяцев в запасе;

-  Окончившие курс гимназий и реальных училищ состояли на службе год и 6 месяцев и 13 лет и 6 месяцев в запасе;

- Окончившие городскую школу состояли на службе 3 года и 12 лет в запасе;

-  Имеющие свидетельства о знании курса начальных народных училищ, т.е. окончившие начальную школу, состояли на службе 4 года и 11 лет.

Не попавшие на службу составляли ополчение.

Офицерский  корпус формировался из числа лиц, получивших специальное образование.

В 1863 г. Был  ввёдён новый «Университетский устав», по которому университетам возвращалась автономия, а студентам было разрешено  не носить форму вне учебных заведений (было это сделано не столько из-за либерализации, сколько из соображений  безопасности студентов - вовремя студенческих волнений некоторые «особо бдительные»  лица нападали и избивали студентов, зачастую непричастных ни к каким  беспорядкам).

Новый государственный  аппарат, капиталистическая промышленность требовали большего количества образованных людей. Следовательно, существовала потребность  в проведении реформы в сфере  образования. И такая реформа  была проведена - было реформировано  среднее образование (появились  классические гимназии, после которых  шли в университеты, и реальные гимназии, после которых шли в  училища). Появились женские гимназии и высшие женские курсы, приходские, земские и миссионерские школы.

Был ослаблен цензурный гнёт - предварительная  цензура была заменена карательной (т.е. все источники свободно выходили в печать, а в случае обнаружения  в них чего-то запретного, изымался весь тираж).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги и оценки реформ

Реформы Александра II оценивались по-разному  как современниками, так и потомками, от чрезмерного восхищения в начале XX века в связи с 50-летием их проведения до суперкритицизма в советский период. Дооктябрьская историография ввела в научную литературу термин «Великие реформы», и это в определённой мере справедливо, учитывая те перемены, которые произошли в социальной, экономической и политической сфере. Однако это был всего лишь шаг по пути к буржуазному государству.

Буржуазные  реформы, проведённые царизмом в  середине XIX века, не изменили форму  правления. В результате реформ не появилась  и новая социальная сила, способная  стать опорой российского самодержавия: единственной оставалось дворянство, которое исчерпало себя экономически. Буржуазия и либеральная интелегенция не вступали в открытое противоборство с абсолютизмом, дожидаясь удобного момента для перераспределения власти. Таким образом, уже в ходе проведения реформ стало очевидным противоречие между их буржуазным характером и феодальной сущностью верховной власти. Поэтому практически сразу же царское правительство начало вносить изменения в законодательство, ограничивая буржуазные принципы, лежавшие в их основе.

Нарастающая волна политических, в том числе  убийство императора Александра II, вызвали  со стороны правительства серию  ответных мер, вошедших в историю  под названием контрреформ.

Как бы ни оценивались эти реформы, они  всё равно, вошли в историю  как Великие, а Александр II, как  «Царь- реформатор», потому что после  этих реформ ушла в прошлое старая Россия и ей на смену пришла новая.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  История отечественного государства  и права. Ч. 1: Учебник/ Под редакцией О.И.Чистякова.- 4 изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007.- 478 с.

2.  Проценко Ю.Л. Государство  и право России в период  утверждения и развития капитализма  (вторая половина XIX века). Окончание  [Текст] : [Монография] / Ю.Л.Проценко ; ГОУ ВПО «ВолГУ».- Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008.- 132 с.

3.  Рогов В.А. История государства  и права России IX- начала XX веков.- М.:Зерцало, ТЕИС, 1995

4.  Исаев И.А. История государства  и права России: Полный курс  лекций.- 2-е изд. Перераб. и доп.- М.:Юрист, 1994.-448 с.

5.  А.С. Орлов, В.А. Григориев  «История России» 2-е издание. 520 с. М.:Проспект, 2003 г

6.  В.Н. Абрамов, П.С. Андреев  С.Г. Антоненко «Большой справочник История России» 2-е издание – 816 с. М.: Дрофа, 1999.

7.  Грушко Е.А., Медведев Ю.М.  Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: Диадема- Пресс», 2001,- 688 с., илл.

8.  Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия, 2007, с изменениями и дополнениями, 1997-2006


Информация о работе Реформы Александра II