Реформы государственного управления 1802 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:09, реферат

Описание

История государственного управления в России в 1802 году

Содержание

Введение
1. Император Александр I.
2.Первые мероприятия.
3.Реформа системы государственного управления.
4.Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.
5.Реформа системы образования
6.Проекты реформ М.М. Сперанского.
7.Учреждение Государственного совета.
8.Военная реформа. Ведение военных поселений.
9.Конституционные реформы.
10. Крестьянские реформы
11.Попытки религиозного просвещения.
12.Итоги реформ Александра I.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФ гот.docx

— 41.01 Кб (Скачать документ)

                            Введение

 

          Первая половина XIX в. характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным  уступкам. 

        Установившаяся в последнюю четверть XVIII в и доведенная до крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызвала “успокоения” страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла 1 дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельство-зало об известной внутренней консолидации класса-сословия помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений. С начала XIX в правительство было вынуждено проводить более соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Император Александр I.

 

Первая  четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 – 1825 г.г.). Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825 года.  Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года. Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицы Марии Федоровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император  Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 – 1810 г.г. и 1815 – 1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанный швейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным Екатериной II, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущему императору, в молодые годы увлекался идеями Монтескью и Руссо.

Александр был умен, и во время своего правления  не мог не считаться с духом  времени, и в первую очередь с  влиянием идей Французской революции. Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственной  деятельности .

С воцарением нового монарха были связаны надежды  на проведение либеральных реформ в  России, отказ от деспотических методов  правления, свойственных императору Павлу  I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I.

 

 

2.Первые мероприятия.

 

В первые же годы правления  Александр I уничтожил Тайную канцелярию. Затем он официально подтвердил Жалованную грамоту дворянству, наделявшую первое сословие 92 привилегиями. Император вернул из ссылки и снял опалу с тысяч чиновников и офицеров, пострадавших при его отце, разрешил выезд подданных за границу, снял запрет с иностранной прессы и прекратил гонения на западную моду. Большой проблемой для Александра I являлось то, что он вступил на престол, не имея своей «команды». Екатерининские вельможи и приближенные отца в массе своей его не устраивали, поскольку не соответствовали тем задачам, которые новый император поставил перед собой.

Отстранив от престола участников заговора 11 марта, он собрал вокруг себя «молодых друзей» — людей, известных  ему с юности. Именно они составили  в июле 1801 г. Негласный комитет для выработки общего плана, государственных реформ. Комитет не имел официального статуса и в основном  собирался в апартаментах императора за чашкой кофе 

B 1801 г. был опубликован  указ, по которому право покупать  незаселенные земли получили  лица недворянского звания. Этот  важный прецедент стал началом  отмены монополии дворянства в сфере землевладения.

20 февраля 1803 г. последовал  указ о «вольных хлебопашцах». Он разрешал помещикам освобождать  крестьян за выкуп без особого разрешения на то вышестоящих органов власти.

 

                           3.Реформа системы государственного управления.

 

Система государственного управления Российской империи в  начале XIX века.


 

 


 



 

оро


 

 

 

 

 

 

В 1802 году созданные еще  при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось  строгое единовластие министра. Это  было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета  государства, но из-за значительного  дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно  перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим  вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был  создан Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Первоначально  было образовано восемь министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных  дел, юстиции, финансов, коммерции (оно  вскоре было ликвидировано) и народного  просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации  министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко  разграничены. Эта мера завершила  процесс разграничения функций  органов государственного управления. Она привела к утверждению  системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров  перед императором, усилению централизации  и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка  бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

Изменения в системе государственного управления не могли, не отразится на положении православной церкви, которая  во многом была частью государственного аппарата. Высшее церковное правительство  – Синод – по своему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку  во всех отраслях государственной жизни  утвердилось единозначие, пришедшее  на смену коллегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и  сферу церковного управления. Здесь  единовластным начальником становится государственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений  Синода.

 

                     

 

              4.Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.

         

        Необходимость изменения в земельном укладе страны также была очевидна. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», согласно которому помещики могли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В 1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора. Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществление основывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной.

Таким образом, крепостное право  сохранилось. С введением военных  поселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положение государственных  крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в  одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и ложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. В особенно тяжелом  положении была деревня. Рост задолженности  помещиков привел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных  учреждениях было заложено 65% всех крепостных крестьян.

 

                                 5.Реформа системы образования

 

В 1802—1804 гг. правительство  Александра I перестроило всю систему учебных заведений. Теперь она включала в себя: приходские, уездные, губернские училища (в губерниях они иногда открывались под названием гимназий) и университеты, к которым приравнивались и лицеи. Новые университеты были открыты в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани,

Также в 1803 году было утверждено новое положение об устройстве учебных  заведений. Вводилась преемственность  между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Он разместился  в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевском острове  еще при Петре I.

Принятый в 1804 г. университетский  устав впервые предоставил высшим учебным заведениям столь значительную автономию: право выбирать ректора  и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные  заведения могли быть приняты  представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета.

В том же году правительство  утвердило новый цензурный устав. В нем было сказано, что цензура  вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».

 

                                6.Проекты реформ М.М. Сперанского.

 

Обсудив насущные проблемы и сделав первые необходимые шаги, Негласный комитет прекратил свое существование (1805 г.), а его члены получили назначения на важные управленческие должности. На смену совещательному органу пришел человек дела, который мог претворить в реальные проекты довольно смутные замыслы «молодых друзей». Звали этого человека М.М. Сперанский.

Получив от царя список того, что «целесообразно преобразовать», Сперанский к 1809 г. подготовил развернутое «Введение к уложению государственных законов» — план превращения Российской империи в правовое буржуазное государство.

Согласно проекту, население  России делилось на дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права получали два первых сословия, а остальным предоставлялась  возможность перейти со временем в «среднее состояние» и, приобретя  недвижимость, стать политически  правомочными.

Будучи сторонником принципа разделения властей, Сперанский разработал стройную систему высших и местных  органов, разделенных по принадлежности к законодательной, исполнительной или судебной власти. Главным законодательным органом являлась Государственная дума (в губерниях, уездах и волостях — губернские, окружные и волостные думы). Высшими органами исполнительной власти были министерства (на местах — губернские, окружные и волостные управления). Высшим судебным органом объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Выборы в законодательные и судебные органы были четырех-степенными, а избиратели должны были обладать определенным имущественным цензом. Деятельность трех ветвей власти объединялась в Государственном совете, который служил связующим, звеном между ними и императором. Последнее слово в законодательной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.

Таким образом, проект Сперанского  не ущемлял прав самодержца, но внешне делал их более законными, цивилизованными. Это не был конституционный проект, но он мог стать таковым при стечении определенных обстоятельств. Александр I признал труд Сперанского удовлетворительным и приказал ему составить календарный план проведения в жизнь своего проекта.

Однако замыслы императора и государственного секретаря встретили  такое сопротивление со стороны правящей бюрократии и консервативного общества, что из всего задуманного Сперанским в жизнь воплотилось лишь одно: учреждение Государственного совета.

Немаловажное значение имел фактор и международного положения  России: усиливавшееся напряжение в  отношениях с Францией. Россия, будучи в составе антинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. В Европе находились российские войска, которые принимали участие  в военных действиях, но Франция  неизменно одерживала победу над  ними. В 1807 году в Тильзите был заключен мирный союзный договор между  Россией и Францией. Все эти  обстоятельства нанесли серьезный  удар по международному престижу России и патриотические чувства русских  были оскорблены. Необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции  трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к  тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его  в отставку и сослал сначала в  Нижний Новгород, а затем – в  Пермь (в последствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся к своей власти, не был готов  к новым идеям своего советника.

Информация о работе Реформы государственного управления 1802 г.