Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:09, реферат
История государственного управления в России в 1802 году
Введение
1. Император Александр I.
2.Первые мероприятия.
3.Реформа системы государственного управления.
4.Попытки проведения реформ в земельном укладе страны.
5.Реформа системы образования
6.Проекты реформ М.М. Сперанского.
7.Учреждение Государственного совета.
8.Военная реформа. Ведение военных поселений.
9.Конституционные реформы.
10. Крестьянские реформы
11.Попытки религиозного просвещения.
12.Итоги реформ Александра I.
Заключение.
Список использованной литературы
Общество по-прежнему не
имело никаких каналов влияния
на систему власти и полностью
зависело от бюрократии. Были предприняты
некоторые меры по борьбе с бюрократией.
Так в 1809 году был принят указ царя
о введении экзамена на чин. От экзамена
освобождались те чиновники, которые
окончили университет в России. К
остальным предъявлялись
7.Учреждение Государственного совета.
1 января 1810 был учрежден
Государственный совет,
Немаловажное значение имел
фактор и международного положения
России: усиливавшееся напряжение в
отношениях с Францией. Россия, будучи
в составе антинаполеоновской коалиции,
была в состоянии войны с Францией
с 1805 г. В Европе находились российские
войска, которые принимали участие
в военных действиях, но Франция
неизменно одерживала победу над
ними. В 1807 году в Тильзите был заключен
мирный союзный договор между
Россией и Францией. Все эти
обстоятельства нанесли серьезный
удар по международному престижу России
и патриотические чувства русских
были оскорблены. Необходимость подготовки
к войне давали возможность оппозиции
трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как
8.Военная реформа. Ведение военных поселений.
В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военные поселения должны были заниматься одновременно земледелием и военной службой. Они, обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказу начальства они должны были, и вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний.
Военные поселения стали символом реакции того времени, так как к тяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженная мелочной уставной регламентацией всех сторон жизни..
Введение военных поселений
вызвало сопротивление
Однако Александр I. уверенный в том, что в поселениях все идет, как надо, относил протест солдат за счет невежества народа и его привычки жить «по старому».
Упразднены военные поселения были только в 1857 г.
Новая серия реформ или попыток провести их в жизнь началась в 1815 г., когда Александр I даровал конституцию Царству Польскому, Польская корона объявлялась наследственной для российских монархов, но их деятельность на территории царства была ограничена конституцией. Интересы царя здесь защищал наместник, назначавшийся из числа великих князей. Высшая законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму, собиравшемуся два раза в год. В промежутках власть осуществлял Государственный совет. Все государственные должности замещались только поляками, и официальные документы составлялись на польском языке. Конституция провозглашала неприкосновенность личности и свободу печати, господствовавшей религией объявлялся католицизм, но равноправие предоставлялось и другим вероисповеданиям. Вводился общий для всех сословий суд, характерный независимостью и несменяемостью судей.
При открытии сейма в марте 1818 г. Александр I произнес речь, в которой заявил, что конституционные порядки, устанавливавшиеся в Польше, он намерен распространить и на другие части Российской империи. Эта речь произвела сильное впечатление на российское общество. Причем, если реакция консерваторов была совершенно предсказуемой, то дворянский авангард воспринял речь монарха как оскорбление, нанесенное России, которая может получить конституцию позже Польши, воевавшей на стороне Наполеона. Кроме того, их возмущало намерение монарха восстановить границы Речи Посполитой до ее разделов.
10. Крестьянские реформы
В том же 1818 г. император поручил нескольким ведомствам разработать условия отмены крепостного права в России. Один из самых разумных проектов был подготовлен в канцелярии Аракчеева. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян, которые освобождались с землей (по две десятины на душу), отдаваемой им на правах аренды. Сами крестьяне объявлялись государственными. Позже они могли выкупить свои наделы у помещиков. Сами дворяне получали за крестьян денежную компенсацию, которая могла помочь им поднять хозяйство и избавиться от долгов. На встрече с помещиками Полтавской и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призывал их согласиться на освобождение своих крепостных, но не встретил с их стороны никакой поддержки.
11.Попытки религиозного просвещения.
С 1812 г. в стране действовало Библейское общество, которое издавало и распространяло Священное писание (особенно Новый Завет). Этому обществу покровительствовал сам император, который поставил в его главе своего приятеля А.Н.Голицына, пожертвовал 25 тыс. рублей и делал ежегодный взнос в 10 тыс. рублей. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого стал тот же Голицын.
Однако к 1820-м гг. Александру I становится ясно, что Библейское общество не может выполнить поставленной перед ним задачи. Более того, влиятельному церковному деятелю архимандриту Юрьева монастыря Фотию удалось убедить императора, что Общество ущемляет права православной церкви, всегда бывшей опорой престола. В 1822 г. последовал указ, запрещавший тайные общества и масонские ложи, причем, с военных и гражданских чинов должна была быть взята подписка о непринадлежности к указанным организациям. В 1824 г. была прекращена деятельность Библейского общества, мечты императора о единении христианских религий разбились о реалии жизни.
12.Итоги реформ Александра I.
Причинами неудач правительственного реформаторства является невнятная политика самого Александра I, который, по словам хорошо знавших его людей, готов был ввести республиканское правление, лишь бы «все подчинялись ему по-прежнему». Кроме того, Россия была не готова к структурным реформам, поскольку, во-первых, слой истинно просвещенных людей оказался еще слишком узок. Недаром император сетовал по поводу предстоящих преобразований, что их «некем взять». Во-вторых, момент для проведения реформ был явно неподходящим. Победив Наполеона, Россия находилась па вершине европейской славы и ее порядки доказали свою жизнеспособность и непоколебимость. В-третьих, экономическое положение страны в связи с повышением цен на хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию казалось прочным. Страна не ощущала тогда потребности в резких переменах.
Видя фактический крах
своей политики, император все
больше отходил от государственных
дел. С 1822 года единственным докладчиком
царю всех дел стал Аракчеев. Много
времени царь проводил в разъездах.
Вовремя одного из таких путешествий
он умер в возрасте 48 лет. Так 19 ноября
1825 года в Таганроге закончилось
правление Александра I, который
был первым царем, задумавшимся об ограничении
власти самодержавия и правомерности
крепостного права, которое являлось
основным препятствием для развития
промышленности и сельского хозяйства,
тормозило созревание нового экономического
уклада – капитализма. Угасание реформ
к концу царствования Александра
I объясняется не только изменением
настроения царя, но и отсутствием
широкой поддержки
Такова
была первая попытка перестройки
центрального управления, предпринятой
новым императором. Одновременно с
реформами административными
В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.
Затронут
был робко щекотливый вопрос о
крепостном праве. Рядом мер с
начала царствования заявлено было намерение
правительства постепенно подготовить
умы к упразднению этого права.
Так, в правительственных
Реформы
1802-1812 гг. не изменили самодержавной
сущности политической системы России.
Они усилили централизацию и
бюрократизацию государственного аппарата.
Как и прежде, император обладал
верховной законодательной
Замена
коллегий министерствами завершила
процесс разграничения функций
органов государственного управления.
Она привела к утверждению
системы отраслевого
В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).
Список использованной литературы:
Информация о работе Реформы государственного управления 1802 г.