Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 08:56, реферат
Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
1. Реформа 1965г. (Косыгинская)………………………….……………….2
2. Реформа 1979г…………………………………………………………….5
3. Список литературы……………………………………………………….8
Однако реформа не принесла ожидаемых результатов, произошло дальнейшее обострение кризиса.
В
этот период произошли серьезные
изменения в политической системе
управления страной: КПСС утратила свою
руководящую роль, была провозглашена
многопартийность, появилась оппозиция,
выступавшая против политики Президента
М. С. Горбачева. В соответствии с рекомендациями
депутатов, выдвинутыми на первом съезде
народных депутатов СССР, правительством
под руководством Н. И. Рыжкова была разработана
программа постепенного перехода к регулируемому
рынку. Она содержала положения о многообразии
форм общественной собственности и государственном
регулировании экономики.
Вскоре произошел распад СССР.
В Российской Федерации развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С. С. Шаталина подготовила программу, получившую название "500 дней", в которой был намечен комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как "шоковая терапия".
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа "500 дней", основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. Начался процесс формирования рыночных отношений в России.
К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести:
разгосударствление экономики;
создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране;
образование новых рыночных структур управления.
Был
создан Государственный комитет РСФСР
по управлению государственным имуществом.
Некоторые министерства преобразованы
в корпорации или холдинги, созданы коммерческие
банки, биржи, фирмы и акционерные общества.
Процесс
приватизации разделился на два этапа:
- I этап
- чековая (ваучерная) приватизация (1991
г- 30 июня 1994 г.);
- II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по настоящее время).
Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами.
Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в стране сделано много. Создана законодательная база, ее основы. Принят Гражданский кодекс РФ.
Демократизация общественной жизни в нашей стране позволила специалистам, ученым, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых фирм. В связи с этим отношение к менеджменту в России с начала 90-х годов значительно изменилось, что выразилось в следующем:
-
была организована подготовка
во многих высших и средних
специальных учебных
-
активизировались научные
- начали
издаваться периодические научные
и научно- практические издания по данным
проблемам;
-
стали регулярно проводиться
научно-практические
-
начался активный перевод и
издание работ зарубежных
Несмотря на принимавшиеся в экономике меры, предотвратить спад производства, кризисные явления не удалость, так как было принято много ошибочных решений. Важнейшее из них - невмешательство правительства в экономику и экспортно-импортные операции.
В целом перестроечный период характеризовался следующим:
игнорированием
сложившегося хозяйственного механизма,
в том числе системы
формальным подходом к использованию зарубежных моделей управления;
отсутствием
целей, стратегии и тактики
капитализацией экономики по американскому образцу;
заменой
государственного управления экономикой
государственным
приоритетом
ведомственных и местнических интересов
над народнохозяйственными;
• отказом от оценки принимаемых решений с позиций народнохозяйственной эффективности.
Значительные
изменения, способные коренным образом
переломить сложившуюся в российской
экономике ситуацию, предстоит произвести
в ближайшие годы. При этом одним из важнейших
факторов, способствующих формированию
эффективной системы хозяйствования,
является российский менеджмент.
Список литературы.
1. Адамс С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры - Мн.: Амалфея, 1998
2. Воронина
Э.М. Менеджмент предприятия и
организации/Московский
3. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учеб. пос-е. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
4. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пос-е. - М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учеб. пос-е. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007
6. Камерон
К., Куинн Р. Диагностика и
7. Менеджмент:
уч-к для студ-в вузов, обуч-
8. Переверзев М.П., Шайденко И.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Уч-к/Под ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004.
Информация о работе Реформы хозяйственного управления в СССР