Реформы хозяйственного управления в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 08:56, реферат

Описание

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Содержание

1. Реформа 1965г. (Косыгинская)………………………….……………….2
2. Реформа 1979г…………………………………………………………….5
3. Список литературы……………………………………………………….8

Работа состоит из  1 файл

сам раб 2.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Однако  реформа не принесла ожидаемых результатов, произошло дальнейшее обострение кризиса.

     В этот период произошли серьезные  изменения в политической системе  управления страной: КПСС утратила свою руково­дящую роль, была провозглашена многопартийность, появилась оппозиция, выступавшая против политики Президента М. С. Горбачева. В соответствии с рекомендациями депутатов, выдвинутыми на первом съезде народных депутатов СССР, правительством под руководством Н. И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики. 

Вскоре  произошел распад СССР.

     В Российской Федерации развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С. С. Шаталина подготовила  программу, получившую название "500 дней", в которой был намечен  комплекс мероприятий, необ­ходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как "шоковая терапия".

     По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа "500 дней", основной целью которой было полное разрушение административ­но-командной системы управления. Начался процесс формирования рыночных отношений в России.

     К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма  управления, следует отнести:

разгосударствление экономики;

создание  рыночных отношений на основе сочетания  различных форм собственности;

создание  нормативной базы, необходимой для  становления и развития рыночных отношений в стране;

образование новых рыночных структур управления.

     Был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Некоторые министерства преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы и акционерные общества. 

Процесс приватизации разделился на два этапа: 

- I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г- 30 июня 1994 г.); 

- II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по настоящее время).

     Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюро­кратическими указаниями и директивами.

     Приватизация, в ходе которой государственная  собственность была разделена между  множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества.

     Для развития системы управления на основе рыночных отношений в стране сделано много. Создана законодательная база, ее основы. Принят Гражданский кодекс РФ.

     Демократизация  общественной жизни в нашей стране позволила специалистам, ученым, практическим работникам озна­комиться с накопленным  богатым мировым опытом теории и  практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых фирм. В связи с этим отношение к менеджменту в России с начала 90-х годов значительно изменилось, что выразилось в следующем:

     - была организована подготовка  во многих высших и средних  специальных учебных заведениях  специалистов по ме­неджменту  для разных отраслей и видов  деятельности; 

     - активизировались научные исследования  проблем менеджмента; 

- начали  издаваться периодические научные и научно- практические издания по данным проблемам; 

     - стали регулярно проводиться  научно-практические конференции  по вопросам менеджмента; 

     - начался активный перевод и  издание работ зарубежных авторов,  а также издание трудов отечественных ученых по ме­неджменту и т. д.

     Несмотря  на принимавшиеся в экономике  меры, предотвратить спад производства, кризисные явления не удалость, так  как было принято много ошибочных  решений. Важнейшее из них - невмешательство  правительства в экономику и  экспортно-импортные операции.

     В целом перестроечный период характеризовался следующим:

игнорированием  сложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, по существу, их разрушением, а не реформированием;

формальным  подходом к использованию зарубежных моделей управления;

отсутствием целей, стратегии и тактики государственного управления и государственной национальной политики;

капитализацией  экономики по американскому образцу;

заменой государственного управления экономикой государственным регулированием, цели и методы которого до сих пор остаются дискуссионными;

приоритетом ведомственных и местнических интересов  над народнохозяйственными; 

• отказом  от оценки принимаемых решений с  позиций народнохозяйственной эффективности.

     Значительные  изменения, способные коренным образом переломить сложившуюся в российской экономике ситуацию, предстоит произвести в ближайшие годы. При этом одним из важнейших факторов, способствующих формированию эф­фективной системы хозяйствования, является российский менеджмент. 

Список  литературы.

1. Адамс  С. Профессиональные продажи и  коммерческие переговоры - Мн.: Амалфея, 1998

2. Воронина  Э.М. Менеджмент предприятия и  организации/Московский международный  институт эконометрики, информатики,  финансов и права. - М.: Юристъ, 2003. - 260 с.

3. Головань  С.И. Бизнес-планирование: Учеб. пос-е. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

4. Дорофеев  В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.  Менеджмент: Учеб. пос-е. - М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Зайцева  Н.А. Менеджмент в сервисе и  туризме: учеб. пос-е. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007

6. Камерон  К., Куинн Р. Диагностика и изменение  организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001.

7. Менеджмент: уч-к для студ-в вузов, обуч-ся  по экон-м спец-м/Под ред. М.М.  Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.

8. Переверзев М.П., Шайденко И.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Уч-к/Под ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Информация о работе Реформы хозяйственного управления в СССР