Реформы Ивана IV Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа

Описание

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства.

Содержание

Введение 3
1. Реформы правительства компромисса 1549-1555гг. 5
1.1. Время реформ «Избранная Рада» 5
1.2. Система «приказов» 6
1.3. Военная реформа 6
1.4. Судебник (свод действующих законов) 7
1.5. Земская реформа 9
1.6. «Стоглав» 9
2. Реформы 1953-1560гг. 11
2.1. Земская и губная реформы 11
2.2. Уложение о военной службе 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «История»

 

на тему: «Реформы Ивана IV Грозного»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение           3

1. Реформы правительства  компромисса 1549-1555гг.    5

1.1. Время реформ «Избранная Рада»       5

1.2. Система «приказов»         6

1.3. Военная реформа         6

1.4. Судебник (свод действующих  законов)      7

1.5. Земская реформа         9

1.6. «Стоглав»           9

2. Реформы 1953-1560гг.         11

2.1. Земская и губная реформы        11

2.2. Уложение о военной  службе       13

Заключение           15

Список литературы          16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства.

Много было совершено  в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого  и отвратительного. Понятно, что  при таких противоположных качествах  многих важных явлений характер и  поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю. Этот царь был выдающейся личностью, был прекрасно образован, но очень не красив и, возможно, болел каким-то психическим заболеванием, а России в то время требовался сильный царь-реформатор, государство получило его. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой скрывались черты выдающегося государственного деятеля, дипломата, выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

Возможно, кровавые поступки скрыли собой те благие поступки, которые  он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал». Их можно обелить как необходимость преодоления данного этапа истории, в котором много неясного, и многие историки расходятся в точке зрения на этот период. Но с конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится единодушной, он изображался патриотом Русской земли, беспощадно, но справедливо расправляющийся с изменниками-боярами.

Будущий царь Иван Грозный  родился в ночь с 24 на 25 августа 1530г.

Когда умер великий князь  Василий III, его наследнику, Ивану Васильевичу, было немногим более трех лет. После смерти матери, Иван, которому исполнилось тогда восемь лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Реальная власть переходила от одной боярской клики к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи покойной великой княгини – Глинские. Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547г. великий князь Московский и всея Руси был торжественно увенчан титулом царя. Первым русским царем стал шестнадцатилетний Иван IV.

Появление на Руси царя опередило установление царского строя. В систему власти, которую позднее стали так называть, русскому централизованному государству еще только предстояло организовываться.

Аристократические кланы  в жестокой сваре за первенствующее положение стремительно сменяют друг друга у кормила власти.

В середине XVI в. Московское государство было одним из сильнейших в военно-политическом отношении и одним из самых крупных по территории в сравнении с другими странами Европы. Рыхлая внутренняя структура Московского государства требовала серьезных преобразований, которые предотвратили бы в будущем его распад. Жители различных областей по-прежнему пользовались разными деньгами, по-разному управлялись и даже молились разным святым. Отсутствовал сколько-нибудь развитый аппарат управления, не существовало постоянной армии, имелись только малочисленные отряды иностранных наемников. Необходимо было привести архаичное законодательство в соответствие с новыми условиями. Все это следовало исправлять под постоянной угрозой войны с сильными соседями. И наконец, главное: верховная власть, которая только и могла провести все эти реформы, не обладала необходимым «инструментом» для подобной созидательной деятельности – сословием верных и преданных престолу людей, имеющих опыт государственного управления.

 

1. Реформы правительства  компромисса 1549 – 1552гг.

 

1.1. Время реформ. «Избранная рада».

Последовательные неудачи  попыток различных «боярских  партий» навсегда утвердиться у верховной власти, недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса, названной позднее князем Андреем Курбским «Избранная рада». Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов.

На политическую авансцену времен «Избранной рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Федорович Адашев. По мимо них в «Избранную раду» вошли князь Курлятев, возможно, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Все они обладали достаточной дальновидностью, чтобы поддерживать равновесие между царской властью, боярско-княжеской верхушкой служилого класса и дворянством, вобравшим в себя средний и нижний слои служилых людей. Все они признавали необходимость реформ в сфере государственного управления.

Всего десятилетие суждено  было существовать «Избранной раде», всего  десятилетие было отпущено исторической судьбой для деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России претерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития.

 

    1. Система «приказов»

С возникновения «Избранной рады», во-первых сформировалась развитая система «приказов», то есть органов  центрального управления, исполнявших функции нынешних министерств. До середины 60-х гг. XVI в. приказы именовались «избами». Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления: так, например, Посольский приказ – за дипломатическую службу, Разрядный приказ – за большую часть военных дел, Челобитный приказ – за контроль над остальными приказами.

 

1.3. Военная  реформа

Настало время осуществлять ту программу, которая была провозглашена  еще в феврале 1549 г. и разработана  в феврале 1550 г.

В соответствии с правительственными планами военной реформы в июле 1550г. был издан новый приговор о местничестве, подтвердивший и конкретизировавший постановление 1549г. о местнических делах. В нем прежде всего устанавливалось старшинство первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Таким путем укреплялось единоначалие в армии.

Приговор повышал роль и самостоятельное  значение воевод отдельных полков на время военных операций. Вместе с  тем принятое решение было явной  уступкой княжеско-боярской знати, которая  по преимуществу и назначалась на командные должности. Приговор в этой части был сформулирован так, что устанавливалось соподчинение воевод, но не устранялись возможности для их местнических счетов.

Заключительная часть приговора  запрещает местничество на «службе» с воеводами. Эта часть безусловно содействовала укреплению дисциплины в дворянской армии, повышала роль воевод на время военных действий. Приговор в то же время давал какую-то гарантию боярской аристократии, что их чести «порухи» не будет. Компромиссный характер приговора объясняет его жизненность (он действовал около 100 лет).

Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в  середине XVI в. закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска.. В составе русских вооруженных сил появляются отряды пищальников, свидетельствующие о зарождении на Руси элементов постоянной армии.

 

1.4. Судебник (свод действующих законов)

Самым крупным начинаем правительства Ивана Грозного было составление в июне 1550г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший Судебник 1497г. Из 99 статей нового Судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергся кардинальной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в Судебник 1550г., касается двух важнейших вопросов – землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

Статья 85 Судебника озаглавлена  «А в вотчинах суд».Она касалась в сущности лишь вопроса о купле  родовых земель, не могла дать хоть сколько-нибудь значительный резерв земли, необходимый для обеспечения дворянства. Правительству приходилось искать новых источников для испомещения служилых людей.

Второй закон, относящийся к  проблеме землевладения, это статья 43, провозгласившая ликвидацию тарханов (грамот). Следовательно, она своим острием была направлена против податных привилегий духовных феодалов.

Вторую группу статей Судебника  составляют  законы о крестьянах и холопах.

Особое внимание Судебник уделяет  вопросам центрального и местного управления. Его нововведения касаются главным образом наместничьего управления, но наряду с этим он уже вводит существенные новшества, связанные с усилением центрального правительственного контроля над деятельностью наместников и волостелей.

Сохраняя в целом старую кормленую  систему, Судебник 1550 г. вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостелей. Это ограничение идет по двум линиям: во-первых, сокращается объем судебных полномочий наместников и, во-вторых, усиливается контроль над наместниками как со стороны местной, так и центральной администрации.

Значительно меньше в Судебнике  Ивана Грозного материала о центральных  правительственных учреждениях  и их функциях.

В Судебнике 1550 г. многочисленны явные  следы роста дьяческого аппарата Боярской думы, дворца и казны, от которых начинают отпочковываться первые «избы», т.е. будущие приказы.

Судебник главным образом интересуется вопросами организации судопроизводства в центральных ведомствах.

Статьей 7 правительство пыталось как-то ограничить судебную волокиту, предписывая боярину или кому-либо из дворцовых ведомств под угрозой «опалы» не отсылать жалобщиков «своего приказу», а давать им управу. В случае спорности дела оно могло быть передано только царю.

С другой стороны, ложные обвинения  должностных лиц центрального аппарата да и вообще челобитные «не по делу» наказывались  тюремным заключением. Правительство этими мероприятиями стремилось воспрепятствовать потоку челобитных и охранить от них свою центральную администрацию, в том числе Боярскую думу.

Статья 98 Судебника, устанавливающая, что законы должны были приниматься «дела должны были сначала докладываться государю, после чего принимался приговор при участии Боярской думы».

Судебник и в этой заключительной статье отражает компромисс между растущим дворянством, сторонником  укрепления царского самодержавия, и  феодальной знатью, цеплявшейся за права и прерогативы Боярской думы.

 

    1. Земская реформа

Земская реформа была как бы четвертым ударом по кормленной системе, нанесенной в ходе реформ середины XVI в. Земская реформа должна была привести  к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных кругов черносошного крестьянства и посадских людей. Земская реформа осуществлялась не единовременно и не повсеместно, а на протяжении ряда лет и поуездно.

Отныне вместо наместничьего  корма и других поборов крестьяне  должны еще платить единый оброк. Судить крестьян в их волостных делах должны были староста и целовальники.  Дела «сместные», т.е. касающиеся волостных крестьян и населения, жившего за пределами волости, рассматривал сам царь, который посылал в волость своего данного пристава, ведавшего вызовом сторон на суд.

Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительских учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.

 

    1. «Стоглав»

Подготовительные работы к созыву собора начались еще около  декабря 1550 г. Заседания его происходили, очевидно, в январе – феврале 1551 г. 23 февраля приступили к редактированию сборника решений – Стоглава.

Информация о работе Реформы Ивана IV Грозного