Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства.
Введение 3
1. Реформы правительства компромисса 1549-1555гг. 5
1.1. Время реформ «Избранная Рада» 5
1.2. Система «приказов» 6
1.3. Военная реформа 6
1.4. Судебник (свод действующих законов) 7
1.5. Земская реформа 9
1.6. «Стоглав» 9
2. Реформы 1953-1560гг. 11
2.1. Земская и губная реформы 11
2.2. Уложение о военной службе 13
Заключение 15
Список литературы 16
Стоглав (обычно содержит
100 глав) написан в виде ответов
на вопросы о церковном «строении»
В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Прежде всего речь шла о церковном богослужением и распорядках церковной жизни. В вопросах говорилось о том, что церковные службы «не сполна совершаются». Иногда во время богослужения в церквах люди находятся «в тафьях» и шапках, разговаривают, не слушая службы. Отмечались большие поборы, взыскивавшиеся при совершении бракосочетания. Говорилось о необходимости избрать «безпорочных» священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В царских вопросах критиковалось судопроизводство в церковном суде. Царь предлагал исправить ошибки, имевшиеся в переводах с богослужебных книг.
В осторожной форме предлагалось
ликвидировать неподсудность
Важное значение имел вопрос о нищих и престарелых, которые «в не дозоре умирают». По мнению царя, следовало запретить бритье головы и бород, нарушение клятв, ругань, небрежное крещение.
Вторые царские вопросы
(числом 32) представляют меньший интерес.
Их основная часть посвящена сюжетам,
связанным с церковной
Выступление Ивана IV против скоморохов как носителей народной культуры, против народных обычаев, шедших вразрез с официальной церковностью, против «ересей» было поддержано высшими церковными иерархами, ответы которых полностью соответствовали основному устремлению царских вопросов.
Итоги деятельности Стоглава – это компромисс между правительственной программой нестяжательского толка и осифлянским большинством собора. Этот компромисс в разных сторонах реформы проявился по-разному. Царская программа секуляризации церковных земель в основном оказалась проваленной.
Обострение социальных
противоречий в стране заставило
правительство разработать
18 января 1555 г. издается первый приговор из серии законов о губной реформе. Центральным пунктом приговора был вопрос об организации розыска по делам о «лихих людях». Отныне устанавливалось, что если кого-либо в результате «обыска» признают «лихим человеком» и по его показанию найдут у кого-либо «поличное», то «того по обыску и по разбойничим речем и по поличному казнить», хотя бы даже он на пытке будет отпираться в совершении преступных деяний (статья 1).
Большое внимание уделялось соучастию в преступлениях. Предписывалось в Москве и в иных городах «по сотням» производить тщательный розыск о тех лицах, у которых был схвачен разбойник и обнаружена «разбойная рухлядь» (статья 6).
С целью обеспечить нормальное функционирование губных органов правительство вводило строгие наказания как тем старостам, которые не исполняют своих обязательств или совершают должностные правонарушения (судят «не по дружбе»), и местным жителям за нарушение предписаний губных властей.
Приговор 18 января 1555г. сыграл значительную роль в истории губной реформы: его основные положения вошли в текст губных наказов второй половины XVI в.
По указу 28 ноября 1555г. дела о «татьбе» (воровстве), в том числе о конокрадстве, передавались в руки губных старост и устанавливался порядок «обыска» по этим делам. Указ также вводил обязательно регистрацию («явку») всех новых («прибыльных») людей в губе, ибо предусматривал возможность бегства разбойников из одного губного округа в другой. Наконец указа 28 ноября устанавливал ответственность губных целовальников за бегство пойманного разбойника или татя и за кражу его имущества («животов»).
В ведомство губных старост передавалась и еще одна категория дел – сыск о запустении земельных владений.
В 1555г. вырабатывается и новый образец губного наказа, который отныне стал рассылаться по городам. Наказ содержал упоминание имен тех губных старост, которым поручалось ведать дела о татьбе и разбое. Это повышало их ответственность по розыску «ведомых лихих людей».
Примерно около 1555/56 г. был разработан и формулярник крестоцеловальной записи губных старост. В записи содержался подробный перечень тех обязательств, которые возлагались на лицо, выбранное на должность губного старосты.
Широкое осуществление
губной реформы привело к необходимости
перестроить и центральное
В те же, 1555 – 1556 гг. наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. В преамбуле грамот 1555 – 1556гг. говорилось не о злоупотреблениях наместничьей администрации в том или ином районе и «учинении» там земского управления, а вопрос ставился более широко: «Что наперед сего жаловали есмя бояр своих и князей и детей боярских, городы и волости давали им в кормленья, и нам от крестьян челобитья великие и докука была беспрестанная».
Итак, реформа к 1555 г. из
мероприятий в отдельных
Постепенно расширялся круг выборных лиц земской администрации. Теперь уже наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избрать целовальников.
Завершение земской реформы привело к изменению и в центральных финансовых органах. Создание Большого прихода являлось важным этапом в централизации русских финансов.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительных учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен многочисленных кормленщиков. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от «кормленых» функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии.
Земская реформа привела к увеличению доходов, шедших в казну.
Военные реформы начала 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии.
Центральным моментом нового этапа реформ было Уложение о службе 1555/56 г. Согласно Уложению, устанавливался единообразный порядок несения военной службы феодалами. Каждый служилый человек (вотчинник или помещик), кроме своего личного участия на военной службе, должен был выставлять с имевшейся в его распоряжении поместной или вотчиной земли вооруженных воинов (из числа его «людей»)из расчета со 100 четвертей «доброй» земли в одном поле – один конный воин в полном вооружении. Если сам помещик не служил, то он платил деньги в соответствии с числом людей, которые он должен выставлять со своей земли.
За выступление на службу с лишними вооруженными воинами дворяне получали дополнительную компенсацию, а «избыточным» людям платилось денежное жалованье в два с половиной раза больше обычного.
Уложение должно было обеспечить возможность строгого учета, проверки исправного несения военной службы феодалов, а отсюда и рост поместной армии.
Реформа не была доведена до своего логического конца, ибо имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. В этом заключалось ее слабое звено.
К лету 1556г. следует относить установление и строгую регламентацию денежного жалованья военно-служилому дворянству и их людям (установлен «новый оклад»). Величина «оклада» (денежного жалованья дворянам) определялась статьями куда заносились военно-служилые люди в соответствии со своим военно-служилым положением, родовитостью и землевладением.
Заключение
В первый период реформ (1549-1552гг.) проведены были преобразования в армии, создан общегосударственный кодекс. Сложение в России сословно представительной монархии нашло выражение в созыве центрального сословно-представительного учреждения – Земского собора и в проведении земской и губной реформ на местах. Правительство пыталось в это время решить земельный вопрос за счет сокращения привилегий церковно-монастырских корпораций. Реформы 50-х годов XVI в. коснулись наиболее существенных сторон центрального и местного управления. Они, несомненно, имели прогрессивное значение. Реформы содействовали формированию централизованного аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполитические успехи России.
Второй этап деятельности
Избранной рады (1553-1560 гг.) характеризуется
тем, что более отчетливо заметны
попытки правительства
К этому времени относится
завершение губной и земской реформ,
сопряженных с ликвидацией
Укрепление централизованного
государства происходило в
Список литературы