Реформы Ивана IV Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа

Описание

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства.

Содержание

Введение 3
1. Реформы правительства компромисса 1549-1555гг. 5
1.1. Время реформ «Избранная Рада» 5
1.2. Система «приказов» 6
1.3. Военная реформа 6
1.4. Судебник (свод действующих законов) 7
1.5. Земская реформа 9
1.6. «Стоглав» 9
2. Реформы 1953-1560гг. 11
2.1. Земская и губная реформы 11
2.2. Уложение о военной службе 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

Стоглав (обычно содержит 100 глав) написан в виде ответов  на вопросы о церковном «строении». Эти вопросы (написанные от имени Ивана IV)содержали своеобразную программу реформ, представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по  распоряжению царя, а не им самим. Царские вопросы разбиты на две группы: первая (37 вопросов) помещена в 5-й главе Стоглава, а вторая (32 вопроса) изложена в 41-й главе.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Прежде всего  речь шла о церковном богослужением  и распорядках церковной жизни. В вопросах говорилось о том, что церковные службы «не сполна совершаются». Иногда во время богослужения в церквах люди находятся «в тафьях» и шапках, разговаривают, не слушая службы. Отмечались большие поборы, взыскивавшиеся при совершении бракосочетания. Говорилось о необходимости избрать «безпорочных» священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В царских вопросах критиковалось судопроизводство в церковном суде. Царь предлагал исправить ошибки, имевшиеся в переводах с богослужебных книг.

В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудность монашества и духовенства царскому суду. Но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

Важное значение имел вопрос о нищих и престарелых, которые «в не дозоре умирают». По мнению царя, следовало запретить бритье головы и бород, нарушение клятв, ругань, небрежное крещение.

Вторые царские вопросы (числом 32) представляют меньший интерес. Их основная часть посвящена сюжетам, связанным с церковной практикой XVI в.

Выступление Ивана IV против скоморохов как носителей народной культуры, против народных обычаев, шедших вразрез с официальной церковностью, против «ересей» было поддержано высшими церковными иерархами, ответы которых полностью соответствовали основному устремлению царских вопросов.

Итоги деятельности Стоглава – это компромисс между правительственной  программой нестяжательского толка  и осифлянским  большинством собора. Этот  компромисс в разных сторонах  реформы проявился по-разному. Царская  программа секуляризации церковных земель в основном оказалась проваленной.

 

  1. Реформы 1553 – 1560гг.
    1. Земская и губная реформы

Обострение социальных противоречий в стране заставило  правительство разработать целый  ряд новых положений губной реформы.

18 января 1555 г. издается первый приговор из серии законов о губной реформе. Центральным пунктом приговора был вопрос об организации розыска по делам о «лихих людях». Отныне устанавливалось, что если кого-либо в результате «обыска» признают  «лихим человеком» и по его показанию найдут у кого-либо «поличное», то «того по обыску и по разбойничим речем и по поличному казнить», хотя бы даже он на пытке будет отпираться в совершении преступных деяний (статья 1).

Большое внимание уделялось  соучастию в преступлениях. Предписывалось в Москве и в иных городах «по сотням» производить тщательный розыск о тех лицах, у которых был схвачен разбойник и обнаружена «разбойная рухлядь» (статья 6).

С целью обеспечить нормальное функционирование губных органов правительство  вводило строгие наказания как  тем старостам, которые не исполняют своих обязательств или совершают должностные правонарушения (судят «не по дружбе»), и местным жителям за нарушение предписаний губных властей.

Приговор 18 января 1555г. сыграл значительную роль в истории губной реформы: его основные положения вошли в текст губных наказов второй половины XVI в.

По указу 28 ноября 1555г. дела о «татьбе» (воровстве), в том  числе о конокрадстве, передавались в руки губных старост и устанавливался порядок «обыска» по этим делам. Указ также вводил обязательно регистрацию («явку») всех новых («прибыльных») людей в губе, ибо предусматривал возможность бегства разбойников из одного губного округа в другой. Наконец указа 28 ноября устанавливал ответственность губных целовальников за бегство пойманного разбойника или татя и за кражу его имущества («животов»).

В ведомство губных старост  передавалась и еще одна категория  дел – сыск о запустении земельных  владений.

В 1555г. вырабатывается и  новый образец губного наказа, который отныне стал рассылаться  по городам. Наказ содержал упоминание имен тех губных старост, которым поручалось ведать дела о татьбе и разбое. Это повышало их ответственность по розыску «ведомых лихих людей».

Примерно около 1555/56 г. был разработан и формулярник  крестоцеловальной записи губных старост. В записи содержался подробный перечень тех обязательств, которые возлагались на лицо, выбранное на должность губного старосты.

Широкое осуществление  губной реформы привело  к необходимости  перестроить и центральное ведомство  по губным делам: на месте старой временной комиссии бояр, в 1555 г. создано постоянное учреждение – Разбойная изба.

В те же, 1555 – 1556 гг. наряду с губной происходило осуществление  и земской реформы, приведшее  к ликвидации системы кормлений. В преамбуле грамот 1555 – 1556гг. говорилось не о злоупотреблениях  наместничьей администрации в том или ином районе и «учинении» там земского управления, а вопрос ставился более широко: «Что наперед сего жаловали есмя бояр своих и князей и детей боярских, городы и волости давали им в кормленья, и нам от крестьян челобитья великие и докука была беспрестанная».

Итак, реформа к 1555 г. из мероприятий в отдельных районах  страны приняла общегосударственный  характер.

Постепенно расширялся круг выборных лиц земской администрации. Теперь уже наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избрать целовальников.

Завершение земской  реформы привело к изменению  и в центральных финансовых органах. Создание Большого прихода являлось важным этапом в централизации русских  финансов.

В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительных учреждений русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов местного управления взамен многочисленных кормленщиков. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от «кормленых» функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии.

Земская реформа привела  к увеличению доходов, шедших в казну.

 

    1. Уложение о военной службе

Военные реформы начала 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии.

Центральным моментом нового этапа реформ было Уложение о службе 1555/56 г. Согласно Уложению, устанавливался единообразный порядок несения военной службы феодалами. Каждый служилый человек (вотчинник или помещик), кроме своего личного участия на военной службе, должен был выставлять с имевшейся в его распоряжении поместной или вотчиной земли вооруженных воинов (из числа его «людей»)из расчета со 100 четвертей «доброй» земли в одном поле – один конный воин в полном вооружении. Если сам помещик не служил, то он платил деньги в соответствии с числом людей, которые он должен выставлять со своей земли.

За выступление на службу с лишними вооруженными воинами дворяне получали дополнительную компенсацию, а «избыточным» людям платилось денежное жалованье в два с половиной раза больше обычного.

Уложение должно было обеспечить возможность строгого учета, проверки исправного несения военной службы феодалов, а отсюда и рост поместной армии.

Реформа не была доведена до своего логического конца, ибо  имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. В  этом заключалось ее слабое звено.

К лету 1556г. следует относить установление и строгую регламентацию денежного жалованья военно-служилому дворянству и их людям (установлен «новый оклад»). Величина «оклада» (денежного жалованья дворянам) определялась статьями куда заносились военно-служилые люди в соответствии со своим военно-служилым положением, родовитостью и землевладением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первый период реформ (1549-1552гг.) проведены были преобразования в армии, создан общегосударственный кодекс. Сложение в России сословно представительной монархии нашло выражение в созыве центрального сословно-представительного учреждения – Земского собора и в проведении земской и губной реформ на местах. Правительство пыталось в это время решить земельный вопрос за счет сокращения привилегий церковно-монастырских корпораций. Реформы 50-х годов XVI в. коснулись наиболее существенных сторон центрального и местного управления. Они, несомненно, имели прогрессивное значение. Реформы содействовали формированию централизованного аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполитические успехи России.

Второй этап деятельности Избранной рады (1553-1560 гг.) характеризуется  тем, что более отчетливо заметны  попытки правительства удовлетворить  интересы дворянства, при чем на этот раз за счет ущемления прав феодальной аристократии, хотя еще на старой основе.

К этому времени относится  завершение губной и земской реформ, сопряженных с ликвидацией системы  кормлений. Оформляются важнейшие  «избы» (приказы), центральные правительственные  учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией. По Уложению строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношении военной службы.

Укрепление централизованного  государства происходило в условиях роста крепостнического гнета, ложившегося  тяжким бременем на плечи русского крестьянства. Усиление налогового пресса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему обострению классовой борьбы, которая в это время проявлялась в увеличении числа крестьянских побегов, в городских восстаниях, развитии реформационного движения.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Альщиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л.: Наука, 1988.
  2. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М.: Изд-во социально экономической литературы, 1960.
  3. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV – XVI вв. – Новосибирск, 1991.

Информация о работе Реформы Ивана IV Грозного