Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:44, реферат
Избранная рада – было органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал приказной аппарат и руководил им. Оно олицетворяло компромисс феодальной аристократии, служилого дворянства и царя, авторитет которого только складывался. Таким образом, на этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя».
В начале 1550-х гг. Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ в целях централизации страны. Так, указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов: их нельзя было в 15–18 летназначать воеводами.
Реформы Избранной рады. Новое правительство царя Ивана IV (1547–1584) –
Избранная рада – было органом, который
осуществлял непосредственную исполнительную
власть, формировал приказной аппарат
и руководил им. Оно олицетворяло
компромисс феодальной аристократии,
служилого дворянства и царя, авторитет
которого только складывался. Таким образом,
на этом этапе царь вынужден был отказаться
от претензий на неограниченную власть
и довольствоваться «честью председателя».
В начале 1550-х гг. Иван IV выступил с широкой
программой консолидации и проведения
внутренних реформ в целях централизации
страны. Так, указ 1550 г. ввел два ограничения
местничества. Первое касалось молодых
аристократов: их нельзя было в 15–18 летназначать
воеводами. Второе определяло назначение
на службу в качестве государственной
обязанности. Отныне служба молодых людей
на невысоких должностях не считалась
прецедентом.
В 1550 г. был принят новый Судебник
(«царский»), по которому суд становился
прообразом взаимоотношений
В Судебнике не были описаны складывающиеся органы центральной и местной власти и управления, тогда не существовало еще правовой традиции закреплять юридически государственное устройство.
В 1550-х гг. Избранной радой, в
которой ведущую роль тогда играли
священник Сильвестр и дворянин
А.Ф. Адашев, была проведена военная реформа.
Наряду с профессиональной конницей дворян
возникла полупрофессиональная пехота
из горожан – стрельцы. Вооружены они
были бердышами (секирами) и фитильными
ружьями (пищалями), которые уступали европейским
мушкетам (кремневым ружьям). В отличие
от поместного дворянского войска стрельцы
несли постоянную службу под начальством
своих «голов» и сотников.
В мирное время они жили своими семьями
в особых слободах, занимаясь наряду с
посадскими людьми торговлей и промыслами.
В середине XVI в. на смену условно-податной единице «дым» как отдельного земледельческого хозяйства пришла «соха», в основе которой лежал сословный принцип. Так, «соха» светских служилых феодалов включала до 1200 четвертей (четверть – около 0,5 га) земли и до 960 дворов; церковная и монастырская – 600; дворцовых и черных земель – всего 500.
Общерусская церковная реформа
была проведена на Стоглавом соборе
1551 г., назван ном так по сборнику
его постановлений, состоявшему
из ста глав. Для организации
Необеспеченность дворянского ополчения землями подрывала его боеспособность. Поэтому на Стоглавом церковном соборе Иван IV поставил вопрос о необходимости земельного «передела», аргументируя ее тем, что в годы боярского правления многие бояре и дворяне обзавелись землями и кормлениями «не по службе», а другие оскудели. В 1551 г. Был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Закон полностью запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Были введены ограничения в отношении княжеско-вотчинного землевладения: князьям воспрещалось продавать и отказывать свои вотчины в пользу церкви без особого на то разрешения.
Осуществление указа позволило
правительству отчасти
земель за счет церковных и отчасти княжеских вотчин. В то же время при сохранении значительной части земельных угодий церковь поступилась податными привилегиями. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.
Первые реформы Избранной рады носили в целом компромиссный характер. Консервативное боярство неохотно уступало позиции служилым людям. Крупнейшими мероприятиями второго этапа реформ явились отмена кормлений и преобразование военно-служилой системы.
В 1556 г. в ходе земской реформы были отменены воеводские кормления и учреждены приказы. Прежде (с ликвидацией княжеских уделов при Иване III) высшей властью в городах Московской Руси обладали воеводы-бояре, не получавшие денежного жалованья, а сами собиравшие налог с населения и «кормившиеся» этим. Такой обычай способствовал взяткам и вымогательству. Теперь же все воеводы получали определенное жалованье (деньгами и товарами). Дьяки, подвластные не воеводе, а особому приказу в Москве, собирали налоги.
Приказы, которых насчитывалось
около 10 (Посольский, Разрядный, Разбойный
и др.), являлись контрольными органами.
В состав каждого входили боярин
или окольничий, несколько дьяков,
подьячих и писарей.
Важным нововведением стало самоуправление
в городах и волостях. Избранная рада провела
в рамках земской реформы и преобразования
в сфере местного управления. С 1555–1556
гг., когда была начата отмена кормлений,
власть в уездах постепенно переходила
к губным или земским старостам, а в городах
– к излюбленным головам, избиравшимся
посадскими людьми. Таким образом, она
все больше сосредоточивалась в руках
выборных, а не назначаемых из центра людей.
Такое положение объяснялось нехваткой
и людей, и средств в казне. Должность губного
или земского старосты в XVI в., насколько
это следует из исторических источников,
в большинстве случаев не оплачивалась.
Поэтому избранные должностные лица своими
обязанностями, случалось, пренебрегали.
Известны предписания того времени подвергать
небольшим срокам заключения тех губных
старост, которые уклоняются от выполнения
своих обязанностей. После отбытия срока
наказания их вновь направляли на ту же
должность. И хотя реформа, проведенная
Избранной радой, еще не создала такого
аппарата местного управления, который
характерен для централизованного государства,
предпосылки для его формирования сложились.
Обычным явлением стала деятельность
выборных должностных лиц: губных и сельских
старост, а также губных целовальников
– их выбирала община (губа; от древнесеверн.
huopa – поделенный между соседями участок
земли), а крест (присягу) они приносили
государю. Земская реформа не ликвидировала
систему кормлений одним ударом. Перестройка
органов местного управления была осуществлена
в полной мере на Севере, где на государственных
землях жило малочисленное крестьянское
население и почти отсутствовало землевладение
феодалов. Здесь суд и сбор податей перешли
в руки «излюбленных голов», выбиравшихся
населением, а земское самоуправление
дало преимущества не дворянам, а купцам
– промышленникам и богатым крестьянам.
В центральных уездах правительство передало
надзор за местным управлением и судебными
функциями губным старостам и городовым
приказчикам, которых избирали из своей
среды провинциальные дворяне. Однако
создание новой системы управления потребовало
еще нескольких десятилетий усилий властных
структур. Все яснее становилась необходимость
переходить от самоуправления на местах
к государственному управлению с систематической
оплатой деятельности чиновников всех
звеньев. Пока же эти должности замещались
лицами, по возрасту или здоровью непригодными
для воинской службы. Поэтому многие из
них тяготились своими обязанностями
и часто отказывались приносить присягу.
Военная организация Русского государства
XVI в. основывалась на принципе наследственной
службы владельцев поместий – детей боярских
и их сыновей. Царское Уложение 1556 г. распространило
принцип обязательности военной службы
на все разряды феодалов, включая вотчинников.
Средства, ранее шедшие на содержание
кормленщиков, составили теперь единый
государственный налог – кормленичий
окуп. Он расходовался на возмещение затрат,
понесенных служилыми людьми в походах.
Отныне всякий служилый человек должен
был выставить одного воина с каждых 100
четвертей (около 170 га) принадлежавшей
ему земли. С первых 100 четвертей выходил
в поход он сам, с остальных – его военные
холопы. Если же у дворянина было 360 четвертей,
то он выходил с тремя вооруженными слугами,
а за недостающие 40 четвертей получал
возмещение. Зато, если он выходил с теми
же тремя слугами, но имел при этом 450 четвертей,
то вносил в казну компенсацию за «лишние»
50 четвертей. Наряду со служилыми людьми
«по отечеству» (т. е. по наследству), получавшими
за службу землю, появились и служилые
люди по «прибору» – по найму. Они получали
денежное жалованье. В 1550 г. было организовано
стрелецкое войско. Стрельцы сражались
в пешем строю, были вооружены саблей,
бердышом и огнестрельным оружием – пищалью.
В отличие от дворянского ополчения стрелецкое
войско было постоянным, т. е. не распускалось
после походов. Однако оно не было регулярным.
Стрельцы жили на своих дворах с семьями,
в свободное от походов и караульной службы
время занимались ремеслами и торговлей,
поскольку жалованье было недостаточным.
Армия состояла из «служилых людей по
отечеству» и «служилых людей по прибору».
Для перевозки военных припасов, устройства
мостов, дорог широко привлекалось «посошное»
население, а в защите крепостей от противника
принимало участие все взрослое население,
имевшее свое оружие и расписанное по
военным объектам охраны.
В 1550 г. впервые было ограничено местничество.
Перестала считаться
прецедентом служба молодых дворян и бояр.
Молодые люди из знатных родов оказывались
нередко на невысоких должностях, однако
именно здесь они могли приобрести первый
опыт, необходимый для дальнейшего успешного
прохождения службы. Было упрощено местничество
в походах. На совместной службе считались
отныне все первые воеводы между собой,
все вторые – между собой, и каждый первый
воевода – со своим вторым. Но первый воевода
какого-либо полка не мог спорить о местах
со вторым воеводой другого полка.
Все эти меры способствовали переходу войск поместной системы к регулярной армии феодально-абсолютистского государства.
Система реформ, предпринятых Избранной радой в конце 1540–1550-е гг., была связана с идеей ограничения царской власти формой представительства, выражающей интересы служилой массы и верхов посада.
В обстановке сложного и противоречивого социально-экономического развития Русского государства в XVI в. складывались новые формы политической надстройки. На их выработку оказали воздействие сословная структура общества и противоречия, имевшиеся в среде господствующего сословия феодалов по поводу путей централизации. Сторонники различных направлений сходились на признании феодальной монархии, дававшей наибольшие возможности господствующему сословию удерживать свою власть над народом, усиливая централизацию. Сторонники неограниченной монархии в лице дворянского идеолога И.С. Пересветова проповедовали идею самодержавной царской «грозы» как метода политики. А. Курбский – представитель боярской аристократии – высказывал идеи сословного представительства, предлагая реализовать ее в форме расширенного совещания Боярской думы, однако не конкретизируя, каков должен быть состав участников такого совещания.
Сам Иван IV был сторонником неограниченной царской власти. Политическим идеалом Ивана IV было патриархальное «православное истинное христьянское самодержство», основанное на концепции равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха.
Вместе с тем в дальнейшем Иван IV значительно пересмотрел свои взгляды. В середине XVI в. наряду с Боярской думой как сословным учреждением феодальной аристократии стал действовать Земский собор – сословно-представительный орган, созываемый нерегулярно сперва на началах назначения, а затем и выборности из представителей духовенства, боярства, дворянства и (не всегда) торгово-ремесленного посада, черносошного крестьянства.
Первые земские соборы собирались для заслушивания правительственных деклараций (1549), санкционирования законодательных документов (1551). На соборе 1566 г., собранном во время Ливонской войны по поводу литовских предложений о перемирии, духовники «дали совет», а другие участники ответили по государеву «наказу». И 30 человек от Боярской думы, 32 – от духовенства, 33 дьяка и приказных, 20 дворян и 75 торговых людей обсуждали условия невыгодного мира, предложенного Польшей: уступить ли Литве некоторые города и левый берег Двины, оставив за собой Полоцк. Последние две группировки, по-видимому, еще не избранные на местах, а приглашенные правительством, были теми социальными силами, которые в дальнейшем стали играть наиболее активную роль в истории Земских соборов. Земцы единодушно высказались за продолжение войны в Прибалтике, так как в противном случае «Великому Новгороду и других городов торговым людям торговля затворится».
Появление земских соборов означало
установление в России сословно-представительной
монархии, характерной для большинства
западноевропейских государств (парламент
в Англии, «генеральные штаты» во Франции,
кортесы в Испании). Спецификой сословно-представительных
органов в России являлась полная зависимость
выборных представителей от государства,
которому они были обязаны служить (до
1762 г.), и незначительная роль «третьего
сословия» (городских буржуазных элементов).
В результате земские соборы в силу отсутствия
у выборных представителей настоящего
сословного сознания явились орудием
укрепления, а не ограничения самодержавия.
На создание сословно-представительных
учреждений на местах в интересах государства
были направлены и реформы: губная (передача
уездному дворянству некоторых судебных
и полицейско-следственных функций) и
земская (замена в ряде областей наместников-кормленщиков
выборными властями из числа посадского
и черносошного крестьянского населения).