Реформы местного самоуправления при Екатерине II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание

Основные начала екатерининской реформы: децентрализация, избрание должности, самостоятельность суда были искажены при Павле I. Александр I по восшествии на престол вернулся к началам децентрализации и самоуправления и к екатерининским учреждениям.

Содержание

Введение 3
Учреждения для управления губерний Всероссийской империи 5
Жалованная грамота дворянству 1785 г. 12
Жалованная грамота городам 13
Итоги проведённых реформ 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     Белорусский государственный университет

     Исторический  факультет 
 
 
 

                     Кафедра истории  России 
                 
                 
                 

     Золотарь  Екатерина Антоновна 
 

     РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ  II 

     Курсовая  работа студентки 1 курса заочной формы обучения

     Направление специальности: Документоведение (по направлениям) 
 
 
 
 
 

                  Научный руководитель:    преподаватель

                  В.А. Кохнович 

                       ____________________

                                   (подпись)

                       “___”_________2010 г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Минск, 2010

 

Содержание

  1. Введение           3
  2. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи   5
  3. Жалованная грамота дворянству 1785 г.      12
  4. Жалованная грамота городам        13
  5. Итоги проведённых реформ        18
  6. Заключение          24
  7. Список использованной литературы      25

 

     Введение 

     «Реформы  местного самоуправления при Екатерине 2» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день.

     Тема  курсовой работы актуальна потому, что Екатерина II сначала отдельными мерами, а потом широко задуманной реформой пересоздала все местное управление на началах децентрализации. Эта реформа была последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 года (вторая его часть издана в1780 году), жалованою грамотой дворянству (1785 г.) и грамотою на прав и выгоды городов (1785 г.). Общий строй местного управления, установленный этими законами и сохранившийся во многом до конца XIX века сводился к следующему. 

     Основные  начала екатерининской реформы: децентрализация, избрание должности, самостоятельность  суда были искажены при Павле I. Александр I по восшествии на престол вернулся к началам децентрализации и самоуправления и к екатерининским учреждениям. В течение первой половины XIX века учреждения эти подверглись массе частичных переделок, в общем значительно изменивших их характер. Надзор генерал-губернатора, в силу широты предоставленных ему полномочий и их неопределенности, принял в высшей степени личный и самовластный характер; после нескольких попыток реформировать эту должность, она была исключена в 1837 г. из числа общих губернских должностей и оставлена как исключение, в виду тех или иных политических условий, лишь на окраинах. Общий надзор за губернскими установлениями перешел к министрам. Полномочия губернаторов и губернских установлений были несколько изменены обширным наказом губернаторам 1837 г. и учреждением губернских правлений 1845 г. Дворянские выборы происходили под подавляющим вниманием губернаторов, и выборные должностные лица по своему положению ничем не отличались от назначенных. 

     Данная  тема достаточно подробно освещена в  научных трудах следующих авторов: Павленко Н. И., Каменский А. Б., Ключевский В. О.

     Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

     Актуальность  данного исследования определила цель и задачи работы:

     Цель  работы – рассмотреть реформы  местного самоуправления при Екатерине 2.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     1.Исследовать  реформы Екатерины 2

     2.На  основании теоретического анализа  изучения проблемы, систематизировать  знания о местном самоуправлении  Екатерины 2.

     3.Рассмотреть  сущность и специфику понятий губернской реформы Екатерины 2.

     4.Систематизировать  и обобщить существующие в  специальной литературе, научные  подходы к данной проблеме.

     5.Предложить  собственное виденье на данную  проблему и найти пути её  разрешения.

     Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

     Успешность  выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит  от выбранных методов исследования.

     В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.

     Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

     Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.

 

Учреждения  для управления губерний Всероссийской империи

     В 1775 году Екатерина II издала «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Одной из целей реформы было разукрупнение губерний с целью повышения их управляемости. В новых губерниях проживало 300-400 тысяч человек, в уезде – 20-30 тысяч человек. Процесс замены старых губерний новыми растянулся на 10 лет (1775-1785 гг.). За этот период были образованы 40 губерний и 2 области на правах губернии, в них было выделено 483 уезда. В 1793 - 1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще восемь новых губерний. Таким образом, к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область.

     Губернией руководил губернатор, назначаемый  монархом. Губернатору подчинялись  не только правительственные учреждения губернии, но и суды. Финансовыми вопросами заведовал вице-губернатор и казённая палата, контролировал исполнение законов - губернский прокурор и стряпчие. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

     Город по реформе 1775 г. стал самостоятельной административной единицей. Основными учреждениями в городе были: городской магистрат, совестный суд и ратуша в посадах. Компетенция городового магистрата с городским головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городового магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. У купечества и мещанства появилась теперь и своя опека на манер дворянской опеки - городовой сиротский суд. Таким образом, на первый взгляд, в городе была создана своя сословная полноправная система выборных учреждений. Но это только на первый взгляд. Если дворяне в уезде избирали капитан-исправника и у него была полнота всей власти, то во главе города стоял городничий, которому также принадлежала огромная власть, но... городничий назначался Сенатом из дворян.

     Реформа 1775 года, дополненная указами в  последующие годы, создала сложную  систему судов в губерниях, в  которых широко присутствовали элементы выборности. Рассмотрим эту систему  подробнее, начав с судов низших инстанций.

     Сельский  суд 

     Данный  суд разбирал дела между государственными крестьянами. В казённых местечках, где было 1000 и более дворов, должен был находится сельский старшина, а на каждые 500 дворов должны были быть сельский староста и два выборных словесных разборщика. Для сёл с меньшим количеством дворов были предусмотрены свои соотношения старост и разборщиков. Для производства суда сельские должностные лица собирались в сборной избе. Низшая инстанция рассматривала на основе обычного права незначительные конфликты между крестьянами – «поношения», споры, драки. Тяжбы решались словесными разборщиками. В случае их разногласия участие в суде принимали староста и старшина. Стороны, недовольные решением, могли избрать для себя посредников. Апелляционные жалобы на постановления низших сельских судов подавались в нижнию расправу по подсудности.

     Нижняя  Расправа

     Нижняя  расправа служила для разбирательств дел служивых людей, черносошных  и государственных крестьян. В  ней заседали расправный судья и 8 заседателей, из коих двое отсылались для заседания в Нижний Земский Суд, a двое в Совестный Суд, по делам, касавшимся до их селений. Если тяжба не превышала 25 р., то она оканчивалась этою Расправою, по другим же делам апелляции на нее подавались в Верхнюю Расправу. Заседания Нижней Расправы производились три раза в году, при необходимости могли быть и чаще. Расправный судья определялся Губернским Правлением, а заседатели избирались из разных сословий, кроме купцов и мещан, и утверждались губернатором

     Верхняя расправа

     Верхняя расправа являлась апелляционным органом для дел из Нижней Расправы. Также ей был подчинён Нижний Земский суд в тех регионах, где не было Верхнего Земского суда. В Верхней расправе было два департамента – по уголовным и гражданским делам.

     Она состояла из двух председателей и 10 заседателей(по 5 заседателей на департамент), при ней же находились прокурор, стряпчий казенных дел и стряпчий уголовных дел. Председатели Расправы определялись Сенатом по представлению губернского правления; заседатели же избирались раз в три года теми селениями, которые составляли подсудное ведомство Расправы из разных сословий: из дворян, из ученого сословия, из служащих чиновников, из разночинцев и поселян.

     Дела  уголовные по окончании их решения  в этом месте не приводились в  исполнение, но отсылались для ревизии в Палату Уголовного Суда. По гражданским делам окончательные решения выносились по искам ниже 100 рублей. В случае исков на большие суммы недовольные приговором могли жаловаться в Гражданскую палату. Время заседаний Верхней Расправы и порядок решения и доклада в ней дел были определены на одинаковых основаниях с Верхним Земским Судом.

     Совестный суд 

     Совестный Суд состоял из председателя и  из шести других членов, избиравшихся от сословия дворян, городских обывателей и крестьян по два человека. Он рассматривал дела о преступлениях, совершенных по невежеству, безумными, малолетними, о колдовстве, чародействе, знахарстве и ворожбе, жалобы на незаконное содержание в тюрьме, а также рассматривал гражданские дела, которые переносились в него по соглашению сторон.

     Решения Совестного суда можно было обжаловать в «вышний совестный суд». В 1852 году Совестные суды упразднили «за  безрезультатностью». Если правый расположен был перенести дело в суд по совести, то неправая сторона противодействовала этому, и тогда совестный суд не мог не только рассматривать дело, но и принудить сопротивляющуюся сторону явиться в суд. Уфимский совестный судья признавался, что в 12 лет его судейства к нему в суд не поступило и 12 дел, потому что его камердинер по просьбам виновных из тяжущихся сторон обыкновенно гонял всех челобитчиков, обращавшихся к совестному судье.

     Нижний  земский суд 

     Несмотря  на своё название, Нижний земский суд  в большей степени играл роль административно-полицейского учреждения, нежели собственно суда. Состоял из капитана-исправника и 2 - 3 выборных заседателей от дворянства и крестьянства.

     Капитан-исправник  избирался из числа дворян. Этому  суду давалось право выносить приговоры  лицам, уличенным в нарушении  благочиния, добронравия и порядка, они рассматривали дела об укрывательстве беглых людей с возвращением их законному владельцу. Земский исправник всякому обиженному дает судейское покровительство», - гласили «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Главе нижнего земского суда – капитану-исправнику - подчинялись земская полиция, он отвечал за приведение в исполнение закона, приведение в действие повелений губернского правления. Власть исправника распространялась на весь уезд за исключением уездного города, который находился в компетенции городничего (или коменданта).

     Нижний  земский суд наблюдал за исправностью дорог и мостов, следил за торговлей и состоянием цен.

     Уездный Суд 

     Уездный Суд состоял из одного уездного судьи  и одного или двух заседателей. Все  его члены выбирались уездным  дворянством. Этот суд заведовал всеми гражданскими и уголовными делами в уезде; от него же зависел разбор поземельных споров; поэтому в случае нужды он обязан был рассматривать на месте спорные межи и границы вместе с присяжными землемерами. Уездный Суд имел право окончательно решать дела ниже 25 р., в исках же превышавших эту цену недовольные его приговором могли переносить свою тяжбу в Верхний Земских Суд; в делах же уголовных он решал окончательно дела, но коим подсудимые не подлежали ни лишению жизни или чести, ни торговой казни. Полное присутствие Уездного суда составлялось только три раза в год, но иногда он собирался и чаще вследствие предписания высшего начальства.

Информация о работе Реформы местного самоуправления при Екатерине II