Реформы П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:32, реферат

Описание

Основные реформы П.А. Столыпина, их результаты. Положительные и отрицательные стороны рефоматорской деятельности Столыпина.

Содержание

1. Введение.

2. Глава I. Причины реформ П.А. Столыпина.

3. Глава II. Реформы П.А. Столыпина.

4. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по столыпинским реформам.docx

— 37.03 Кб (Скачать документ)

План:

1. Введение.

2. Глава I. Причины реформ П.А. Столыпина.

3. Глава II. Реформы П.А. Столыпина.

4. Заключение.

 

Введение.

С 1893 г. в России начался  мощный промышленный подъём, который  продолжался вплоть до начала XX века. Продукция всей крупной промышленности в целом за данный период выросли  почти вдвое, а отраслей тяжелой  промышленности – в три раза. Рост промышленности был обусловлен в строительстве железных дорог, протяжённость которых выросла  почти вдвое. Развивалась банковская система.

Но, несмотря на бурные темпы  роста промышленности, внешний облик  Российской империи в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое  давало почти 50% национального дохода и охватывало почти 78% всего населения  страны.

Основным поставщиком  хлеба было крестьянское хозяйство. Но процесс капитализации крестьянского  хозяйства шла медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками  крепостного права. Главным тормозом капитализации было малоземелье  крестьян. Размер душевого надела крестьянина  был мал, но несмотря на это он уменьшался и достиг 2,6 десятины из-за естественного  прироста и дробления хозяйств.

Россия вела экстенсивное землепользование и поэтому к  концу XIX века возможности плодородных  чернозёмных почв были исчерпаны. Новые  земли появлялись за счёт распашки пастбищ, выкорчёвывания лесов, что  отражалось на растительном и животном мире. Производство удобрений в стране не было налажено, как и производство сельскохозяйственных машин. В этих условиях важной задачей становилась  освоение новых земель и колонизация  окраин.

Острое малоземелье и  чересполосица вынуждали платить  крестьян платить штрафы за потравы  или арендовать помещичью землю  на кабальных условиях. Платежи с  надела были настолько большими, что  они превышали его доходность и крестьяне бросали землю. Но не нужно также забывать и о  том, что крестьяне ещё выплачивали  выкупные платежи. В этих условиях крестьянство было доведено до нищенского состояния. Обстановка в деревне становилась  всё более взрывоопасной.

Таким образом, особенность  исторического развития Российской империи на данном периоде заключалась  в огромном разрыве между бурно  развивающейся промышленностью  и сельским хозяйством.

Глава I.

Причины реформ П.А. Столыпина. 

К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский  потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен  контрреформистским  курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.          

На рубеже XIX- XX веков  потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х гг. буржуазные отношения развились до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Этот конфликт не мог не разрешиться.

- буржуазия пыталась занять ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в обществе страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой;

- дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, явилось главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;

- крестьянство, составлявшее ¾ населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия;

- класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Нерешённый аграрный вопрос тормозил как экономическое, так  и политическое развитие страны.

Политическим строем в  России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя  в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.

С поражением России в Русско-японской войне начала ещё с большей  силой нарастать революционная  ситуация в стране.

Эти проблемы требовали безотлагательного  решения. И люди способные решить эти проблемы нашлись. Ими стали  П.А. Столыпин и С.Ю. Витте. Оба они  не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных  потрясений "снизу".

 

Глава II.

Реформы П.А. Столыпина.

24 августа 1906 года была  опубликована правительственная  программа, воплощавшая идею Столыпина:  «Сначала успокоение – потом  реформы». По этому высказыванию  и были осуществлены дальнейшие  преобразования. 1 сентября (19 августа) 1906 года по инициативе П. А. Столыпина в порядке междумского законодательства в соответствии с 87 статьей Основных законов Российской империи было принято «Положение Совета министров о военно-полевых судах» для ускорения судопроизводства по делам о гражданских лицах и военнослужащих, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Военно-полевые суды вводились как чрезвычайная мера в борьбе с революционными выступлениями и террористическими актами, число которых в 1906 г. возросло. Непосредственным поводом послужило взрыв дачи Столыпина на Аптекарском острове 12 августа 1906 г., при котором погибли 27 человек и были ранены 32 человека, в том числе сын и дочь Столыпина.

Военно-полевые суды вводились  в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. За 1906-07 годы они были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Военно-полевой суд состоял из председателя и 4 членов суда, назначаемых из строевых офицеров начальником местного гарнизона (командиром порта) по приказу генерал-губернатора или главнокомандующего. Предварительное следствие не проводилось, вместо него использовались материалы охранного отделения или жандармского управления. Обвинительный акт заменялся приказом о предании суду. Судебное заседание проводилось без участия в нем прокурора, защитника или свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение по распоряжению начальника гарнизона. Осужденные имели право подавать прошение о помиловании, однако 7.12.1906 г. военное министерство отдало распоряжение «оставлять эти просьбы без движения». Всего в 1907 – 1909 годах к смертной казни, каторге и тюремному заключению за революционную деятельность было приговорено более 26 тысяч человек.

 

Далее Столыпин приступает к реализации своей наиболее известной  и значимой реформы. Аграрная реформа  была рассчитана, по меньшей мере, на 20 лет. Столыпин: «Дайте государству  двадцать лет покоя внутреннего  и внешнего и вы не узнаете нынешней России».

Основными направлениями  реформы были передача надельных  земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Первый шаг в этом направлении  был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые  платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1911 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова  пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

5 апреля 1905 года был издан  указ  о прощении недоимок и долгов крестьян по ссудам из продовольственного капитала и на обсеменение полей, выданных во время неурожая 1891-92 годов. Система снабжения зерном крестьян при неурожаях представляла собой совокупность продовольственных капиталов и натуральных зерновых запасов, раздельных для каждого сельского общества. Крестьяне были обязаны вносить ежегодный натуральный или денежный взнос, пока количество зерна и денежных сумм не достигало установленной законом величины. При неурожае крестьяне могли бесплатно расходовать эти ресурсы, причем государство немедленно пополняло запасы, но крестьяне должны были возмещать долг. Именно эти долги, возвращаемые крестьянами с большой неохотой, и были (не в первый раз) прощены.

3 ноября 1905 года были выпущены  Высочайший манифест и сопрововождающий  его указ, по которым выкупные  платежи бывших помещичьих крестьян  с 1 января 1906 года уменьшались  наполовину, а с 1 января 1907 года  отменялись полностью. Это решение  было чрезвычайно важным и  для правительства, и для крестьян.

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная  возможность дальнейшей реформы  землевладения. Сельские общества как  коллективные владельцы земли и  владельцы подворных участков и  ранее могли располагать своей  землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп, в противном случае любые  операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При  отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности.

Одним из компонентов новой  аграрной политики было массовое переселение  крестьян на восточные окраины страны. Закон от 6 июня 1904 года предоставлял крестьян возможность переселения, но для этого нужно было пройти сложную процедуру разрешения на переселение. Но утверждённое Николаем II положение Совета министров  «О порядке применения закона 1904 года», вводившее свободу переселения.

9 ноября 1906 года издается (по ст. 87 Основных законов) главный  законодательный акт аграрной  реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.

В тех обществах, где переделов  общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот  участок земли, которым он пользовался  на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность  подлежал такой участок, который  данному домохозяйству в настоящий  момент следовал по тем принципам, по которым был произведен последний  передел, дополнительная земля уже  подлежала выкупу у сельского  общества.

Особое внимание уделялось  тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в  разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял  и дом владельца — «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.

Закон стимулировал выход  на отруба путем предоставления собственникам  отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники чересполосных  участков были уравнены в правах со старыми подворными владельцами. Они  не могли огораживать и окапывать  свои полоски и должны были пускать  на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле не было засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свой сельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубных участков могли огородить  свои участки и использовать их по своему усмотрению. Собственники чересполосных  участков могли наследовать землю, но не могли продавать её без согласия общины; собственники отрубных участков могли совершать с ними любые  сделки.

14 июня 1910 года был принят  закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». Этот закон развивал положения закона от 1906 года и являлся следующим шагом в деле разрушения общины.

29 мая 1911 года был издан  закон «О землеустройстве». Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов. Основные изменения внесённые законом были таковы: возможность принудительного разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель; четкий перечень тех земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев (земли под застройкой, под виноградниками и т. п. ценными насаждениями, под разными промысловыми сооружениями); право любого селения требовать выдела земли (если сельское общество состоит из нескольких селений); отдельный домохозяин может требовать выдела себе земли к одному месту только до решения общины о переделе, и если это возможно без особенных затруднений; одна пятая домохозяев может требовать выдела им участков к одному месту в любое время и в любом случае; полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при общинном владении); возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землей.

Информация о работе Реформы П.А. Столыпина