Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:38, контрольная работа
Петр I был сыном своей страны и своего времени. Европейская философия утверждала, что человек может все, потому что «знание — сила»1. Российская традиция утверждала — царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле2. Петровские реформы не осуществлялись, как иногда кажется, по заранее составленному плану. Первоначально была только поставлена цель — преодолеть отсталость России, связанную с тем, что громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобретала первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости, сказывавшейся во всех отраслях хозяйства страны.
Предпосылки и причины преобразований Петра I. Основные направления «европеизации» России.
Упрочение международного авторитета страны. Рождение Российской империи. Оценка петровских реформ.
Литература
ФГБОУ
«Калининградский
государственный технический
Кафедра истории
Контрольная работа по истории
Тема №15. Реформы Петра I: причины, содержание, результаты.
Контрольная работа
сдана _____________
(дата сдачи)
Контрольную работу
Проверил ______________
(ФИО преподавателя)
Допущена к защите
______________________________
(дата и подпись преподавателя)
Контрольная работа
зачтена ______________________________
Калининград
2012 г.
План
Петр I был сыном своей страны и своего времени. Европейская философия утверждала, что человек может все, потому что «знание — сила»1. Российская традиция утверждала — царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле2. Петровские реформы не осуществлялись, как иногда кажется, по заранее составленному плану. Первоначально была только поставлена цель — преодолеть отсталость России, связанную с тем, что громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобретала первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости, сказывавшейся во всех отраслях хозяйства страны.
Необходимость выхода к морю - главная причина участия России при Петре I в Северной войне продолжавшейся почти 21 год. Данная война, а особенно неудачи России на начальном этапе, стала определяющей в выборе направления преобразований в России.
В ходе войны Петр решал проблему реорганизации армии и военно-промышленного комплекса страны, а это привело к изменению всего жизненного уклада России. Преобразовательные меры следовали в том порядке, в каком их диктовали потребности, связанные с войной. Логический путь, пройденный реформами Петра, следующий:
А) Война требует войска — значит, надо создать армию, одеть, прокормить ее, пополнять постоянную значительную убыль в войсках, обзавестись артиллерией, возвести крепости и пр. — следовательно, необходимо проводить военную реформу.
Б) Содержание армии требует денег — значит, необходима финансовая реформа.
В) Армии нужны солдаты и офицеры — значит, следует изменить систему несения воинской повинности, распределить ее тяготы между сословиями, отсюда — необходимость реформы сословной.
Г) Войску нужно материальное обеспечение, стало быть, необходимо наладить производственную деятельность, поэтому принимаются меры экономического и коммерческого характера.
Д) Чтобы обеспечить выполнение всех этих реформ, необходим государственный аппарат, значит, следует проводить реформу управления.
Е) Военное дело, управление, экономика требовали людей с определенным опытом и знаниями, отсюда — меры просветительского характера.
Петр из 36 лет царствования 28 лет воевал, это обстоятельство определило сроки, методы, формы преобразований. Сочетая европейскую мысль с российской традицией, Петр создавал «регулярное государство», т.е. государство, где каждый подданный выполняет отведенную ему функцию на основе четко обозначенной системы правил. Образцом общественного устройства стала армия, принципы воинского устава были распространены на гражданскую сферу. Война влияла на формирование политической культуры того времени. Насилие и внеэкономическое принуждение, и без того укоренившиеся в России в предшествующие эпохи, стали универсальными методами управления.
Мысль о наведении порядка с помощью «регулярного государства» не была только результатом путешествия Петра I в Европу. Это был синтез книжной мудрости европейских философов-рационалистов3 и желания народа, который еще не залечил раны «бунташного века» с его бесчинствами, грабежами и опустошениями, от которых страдали отнюдь не только «эксплуататоры», основной жертвой Смутного времени были беззащитные крестьяне, торговый люд, мелкопоместное служилое сословие. Народ еще не мог представить, во что обойдется ему эта «регулярность», этот «порядок».
Создание новых властных структур началось с изменения теоретических основ власти и образа монарха. Традиционная богоданность царской власти была дополнена рационалистическим объяснением причин безусловности подчинения: народ в целях самосохранения передавал часть своих прав монарху в обмен на защиту от внешних и внутренних врагов. С данной идеей тесно сплеталась и другая — об эффективности насильственных методов управления. Она не нова для России, но впервые столь последовательно и рационально была реализована. В это же время происходит слияние представлений о государственности, Отечестве и личности самодержца в единое целое. Царь и Отечество становятся понятиями-синонимами, а служение царю — то же, что и Отечеству.
Форме правления, утвердившейся в России, Петр I (в артикуле 20 Воинского Устава 1715 года) дал следующее определение: «Ибо его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять»4. По сути это означало установление в стране абсолютизма, т.е. такой формы политического правления, когда власть монарха приобретает неограниченный (абсолютный) характер и имеет известную самостоятельность по отношению к господствующему классу. Обязательным признаком абсолютизма, отличающим его от предыдущих форм правления, является наличие регулярной армии, бюрократии, организованной финансовой системы. В годы своего правления Петр решительно перестроил все государственное здание и управление страной приняло новый вид.
Вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Под руководством Сената действовали центральные и местные учреждения. При Сенате была учреждена Канцелярия во главе с обер-секретарем, многочисленными отделами и упорядоченным штатом сотрудников. Коренное отличие нового органа от Боярской думы характерно для всего направления государственного реформирования. Речь идет о том, что членов Думы назначали по «породе», знатности рода, а сенаторами делались по воле царя, исходившего из пригодности их к службе. Должность сенатора легко было потерять, что стимулировало деятельность, усиливало зависимость от монарха.
Место приказов заняли коллегии, отличавшиеся более строгим распределением обязанностей между ведомствами. Страна была разделена на губернии, провинции и уезды. В городах были созданы магистраты, выбирались бургомистры.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент, определивший принципы организации государственного аппарата. В основе лежало учение о бюрократическом управлении — камерализме, получившем широкое распространение в Европе и хорошо зарекомендовавшем себя в Швеции, откуда и было заимствовано. Генеральный регламент установил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штаты, обязанности служащих. Все инстанции общались между собой письменно, документ был поставлен над человеком.
Для надзора за обществом учредили должность генерал-прокурора и создали штат фискалов (доносителей). Вообще доносительство стало нормой поведения. Было даже нарушено право на тайну исповеди — от священника требовали обязательного доноса, если он получал информацию о противогосударственном деле.
Венцом формализации жизни страны стала Табель о рангах, принятая в 1722 г. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на 14 рангов, по которым проходила служба любого дворянина или чиновника. Табель о рангах отвечала интересам дворянства, но в то же время открывала перспективу приобщения к власти представителям других сословий. Произошло слияние дворянства и чиновничества в высшую касту, и началась всеобщая бюрократизация России. Неся в себе все пороки формализации жизни страны, бюрократия все же обеспечивала функционирование государственных органов, общество контролировалось императором, что давало ему возможность быстро решать поставленные задачи с помощью прежде всего принудительных мер, концентрировать усилия государства в направлениях, определяемых лично императором.
Частью государственной реформы были преобразования в армии. Петр отказался от заимствования широко распространенной тогда в Европе системы наемничества. Он предпочел национальную регулярную армию, основанную на системе рекрутских наборов. Каждая сельская община — «мир» — должна была поставлять солдат для служения Отечеству, это была одна из главных государственных повинностей. Взятые в рекруты освобождались от крепостной зависимости, но попадали в зависимость еще худшего свойства. Петр строго обязал всех дворян нести военную службу и начинать ее с солдатского чина. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в военных учебных учреждениях: были открыты артиллерийская, пехотная, морская, инженерная, медицинская и другие военные школы, что позволило к концу правления Петра отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу. Российская армия — любимое детище Петра, превратилась в одну из сильнейших в тогдашней Европе, что неудивительно, так как на нее работала вся страна.
Осознавая важность промышленного производства, Петр содействовал его ускоренному становлению. Особенностью развития экономики России была огромная роль самодержавного государства. Шло форсированное строительство казенных заводов. Централизованное руководство позволило оперативно и рационально определить районы размещения, масштабы производства, способы их обеспечения всем необходимым, включая дешевую рабочую силу крепостных крестьян. Государство определяло «нужные» и «ненужные» отрасли, приучая подчиненных к экономической деятельности на внерыночной основе. Именно в начале XVIII в. в стране закладывался способ внеэкономического регулирования, свойственный обществу мобилизационного типа, формировались диспропорциональность, однобокость российской промышленности, ориентированной не на человека с его естественными потребностями, а на государственные, прежде всего военные нужды.
Успех экономического развития
обеспечивался нажимом
В результате экономической политики Петра в России была создана промышленная база, работающая на армию и не имеющая механизма саморазвития и саморегулирования. Предпринимательство было привязано к государственной машине и зависело от нее. Сами предприниматели не осознавали своего социального своеобразия. Разбогатев, они стремились перейти в дворянство. В «регулярном государстве» не было места новым группам населения, аналогичным европейской буржуазии и пролетариату.
В то время как в Европе шло развитие свободного предпринимательства и формировался рынок свободных рабочих рук, Петр перекрыл все источники свободного труда. Он принял ряд указов, не допускавших в стране наличия не приписанных к помещикам, общинам или заводам свободных людей. Частным капиталистам было разрешено покупать крепостных крестьян. Поэтому мануфактуры и заводы, потенциально являвшиеся капиталистическими предприятиями, основой индустриальной цивилизации, в России такими не стали. Крепостничество пропитало все поры общественного быта, а главное — подтвердило свою конкурентоспособность с европейской экономикой на этапе мануфактурного производства.
Новые условия жизни наложили повышенные обязанности на все слои населения. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в деятельности рамками государственных интересов, которые простирались на все сферы российского быта. Единственным инициатором движения было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития. Европеизация России в первой четверти XVIII в. не носила капиталистического характера и не вела к становлению либеральной цивилизации.
В Петровскую эпоху произошли
серьезные сдвиги в духовной сфере.
Для реализации нововведений необходимы
были исполнители, достаточно подготовленные,
обладающие соответствующими знаниями
и умонастроениями. Петр очень заботился
о распространении научных
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, в 1707 г. — медицинское училище при Московском госпитале, в 1712 г. начала работу инженерная школа. Разные частные школы, инженерное училище, Морская академия были открыты в Петербурге.
Школы открывались не только в столицах, но и в провинции. При заводах в Карелии и на Урале были организованы первые в России горные школы, где готовили мастеров для металлургической промышленности. Во многих городах возникали школы: цифирные — для горожан, епархиальные — для духовенства, гарнизонные — для солдатских детей.
В 1714 г. появился известный указ:
«Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего не выучится. И для того о том к архиреям о сем дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны»5. Учеба в школе приравнивалась к государственной службе, обязательной для дворян.
Информация о работе Реформы Петра I: причины, содержание, результаты