Реформы Петра I: причины, содержание, результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:38, контрольная работа

Описание

Петр I был сыном своей страны и своего времени. Европейская философия утверждала, что человек может все, потому что «знание — сила»1. Российская традиция утверждала — царь имеет право на любые действия, ибо он представитель Бога на Земле2. Петровские реформы не осуществлялись, как иногда кажется, по заранее составленному плану. Первоначально была только поставлена цель — преодолеть отсталость России, связанную с тем, что громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобретала первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости, сказывавшейся во всех отраслях хозяйства страны.

Содержание

Предпосылки и причины преобразований Петра I. Основные направления «европеизации» России.
Упрочение международного авторитета страны. Рождение Российской империи. Оценка петровских реформ.
Литература

Работа состоит из  1 файл

История2.docx

— 48.26 Кб (Скачать документ)

В начале XVIII в. в России были заложены основы системы естественнонаучного и технического образования. Развернулась работа по изучению истории, географии, природных богатств России. В 1725 г. (правда, уже после смерти Петра) в Петербурге была открыта Академия наук.

Под влиянием обучения, которое  велось на иностранных языках иностранными учителями, формировалась новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому язык, особенно в элитных кругах, претерпел большие изменения, наполнился иностранными словами и речевыми оборотами.

Сам Петр, не получивший хорошего образования в детстве, был чрезвычайно  любознательным человеком и учился всю жизнь. Он заботился о покупке за границей книг, коллекций, необходимых приборов и инструментов. Знаменитая «кунсткамера» начиналась благодаря покупкам, сделанным царем во время путешествий. Воспитание русского общества было любимым занятием Петра в последние годы его жизни. Делал он это со свойственной ему энергией и строгостью.

Европейский стиль поведения  внедрялся в повседневный обиход высших слоев общества, вытесняя русский традиционный жизненный уклад. Стали распространенными приглашения иностранных гувернеров и гувернанток в дворянские семьи, поездки дворянских сыновей за границу для обучения. Важное значение имело принудительное обучение в закрытых учебных заведениях, в которых помимо знаний детям внушали представления о долге перед царем и государством, прививали понятия чести и достоинства, учили политесу, т.е. галантным манерам поведения.

Изменилось положение  в дворянских семьях. Уже в 1698 г., сразу по возвращении из-за границы, царь приказал, чтобы женщины участвовали в разных увеселениях и появлялись в общественных местах. В 1717 г. появился известный указ об ассамблеях — общественных собраниях и увеселениях. Ассамблеи распределялись между чиновниками, жившими в Петербурге. Сам государь назначал, в чьем доме будет очередная ассамблея. Кто бы ни устраивал ассамблею — хоть сам царь, вход в нее был доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян. Главным увеселением на таких собраниях были танцы, во время которых должны были знакомиться молодые девицы и юноши, дамы и мужчины. Поэтому в глазах людей с традиционным сознанием ассамблеи казались крайне безнравственными. Дамы и кавалеры дичились друг друга, после каждого танца расходились в разные стороны и, по словам одного из современников, «все сидели как немые». Вообще, если бы не настойчивость Петра, ассамблеи бы не прижились. Его стремление объясняется не столько желанием веселиться, сколько необходимостью создать светское общество, сблизить русских и иностранцев. Заимствование форм общения привело затем к изменению духа общения. Национальному началу, господствовавшему в русском обществе, был противопоставлен принцип космополитизма. Это ставил Петру в вину князь Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов». Русские люди показали, что в принятии внешних форм поведения они очень восприимчивы, особенно женщины, которые продемонстрировали свои способности в последовавшие в послепетровский период женские царствования.

Весьма своеобразно складывались отношения Петра с церковью. Некоторые  поступки царя заставляли людей сомневаться  в истинности его веры. Безусловно, Петр был верующим человеком, но специально богословскими вопросами он не занимался, ему были свойственны некоторый рационализм, терпимость и даже либерализм в делах религиозных. Особенно ненавидел он ханжество, был противником средневековых воззрений, составлявших основу народной христианской культуры, резко порицал монашество, считая монахов тунеядцами. «Большая часть монахов тунеядцы суть... большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть», — писал Петр в одном из указов.

Ни в чем не меняя догматов церкви, Петр изменил взаимоотношения церкви и государства. Уже в 1700 г. произошла фактическая отмена патриаршества: после смерти главы русской православной церкви патриарха Адриана царь не назначил ему преемника. А в 1721 г. учредил по образцу других коллегий особую «духовную коллегию» — Синод. Всех членов коллегии назначал сам царь из числа близких ему церковных иерархов. Над Синодом надзирал обер-прокурор — светский человек, обычно из среды гвардейских офицеров. Тем самым Петр перешел от старой модели оцерковленного государства к модели огосударствленной церкви. Петр ущемил и экономические права церкви, ограничив ее право распоряжаться огромными земельными богатствами, значительная часть доходов монастырских земель поступала теперь в государственную казну. Церкви пришлось смириться с навязанной ей ролью, стать послушным орудием в руках самодержавной власти, быть осведомителем и надзирателем над народом, что не прибавило ей популярности, более того, мешало выполнению предназначения церкви — духовному и нравственному воспитанию мирян.

 

  1. Упрочение международного авторитета страны. Рождение Российской империи. Оценка петровских реформ.

Проводимые Петром преобразования, несмотря на противоречивость начали приносить свои плоды, как результат - после Полтавской победы и крупных успехов русских войск в Прибалтике военная мощь Швеции была подорвана настолько, что ее дальнейшее сопротивление становилось безнадежным. Россия, закрепив за собой берега Балтики, не претендовала на новые территориальные приобретения и готова была заключить мир. Однако Швеция не хотела мириться с потерей богатых прибалтийских провинций, снабжавших ее хлебом. Война хотя и вяло, но продолжалась. Основные усилия воюющих сторон были сосредоточены на дипломатической подготовке благоприятных для себя условий мира.

В 1716 г. русская дипломатия во взаимоотношениях с государствами  Западной Европы достигла наибольших успехов. Швеция оказалась в изоляции, так как в состав возглавляемой  Россией коалиции, помимо Дании и  Саксонии, вошли Речь Посполитая, Пруссия и Ганновер. Настойчивые попытки Карла XII создать помехи торговле России с Западом через Балтийское море вызвали недовольство морских держав. Объединенная эскадра в составе русских, английских, датских и голландских кораблей под командованием Петра I готовилась высадить десант на шведском побережье. В 1717 г. в Амстердаме был подписан договор с Францией и Пруссией, предусматривавший благоприятное для России посредничество при заключении мира со Швецией. Франция, кроме того, обязалась прекратить финансовую помощь Швеции. 
      Перспектива заключения выгодного для России мира встревожила Англию, которая опасалась превращения ее в сильную морскую державу. В результате интриг английской дипломатии и обострения противоречий среди союзников антишведская коалиция в 1717 г. распалась: Дания и Ганновер отказались принимать участие в активных действиях против Швеции. 

Между тем Швеция в 1718 г. находилась в состоянии крайнего истощения  военных и экономических ресурсов, в стране свирепствовал голод. В  мае начались мирные переговоры (на одном из Аландских островов). Уповая на помощь англичан, шведы избрали  тактику затягивания переговоров. После гибели Карла XII (1718) в Швеции восторжествовала реваншистская группировка, ориентировавшаяся на продолжение  войны. Лихорадочными усилиями английской дипломатии в 1719 г. была организована коалиция европейских государств против России в составе Австрии, Саксонии и Ганновера. Англия подогревала упорство шведов обещанием эффективной военной и финансовой помощи. Это привело к прекращению переговоров на Аландском конгрессе. Русское командование трижды в 1719 - 1721 гг. организовывало успешные десантные операции на территории Швеции.

В 1719 г. русский корабельный  флот одержал победу над шведским у острова Эзель, а в 1720 г. отряд галер у острова Гренгам напал на шведскую эскадру, захватил 4 фрегата, 104 пушки и 407 пленных. Петр I особенно высоко ценил эту победу потому, что она была достигнута "при очах господ англичан, которые равно шведов обороняли, как их земли, так и флот".

Убедившись в бесплодности попыток вытеснить Россию с берегов  Балтийского моря, Англия отозвала свой флот. Истощенная войной Швеция решила пойти на мир. В мае 1721 г. в Ништадте (Финляндия) были возобновлены переговоры, 30 августа они завершились подписанием мирного договора. Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с Выборгом, а также острова Эзель и Даго. Россия возвращала Швеции Финляндию и обязалась уплатить за территориальные приобретения 2 млн. ефимков (1,5 млн. рублей).

Таким образом, Россия получила надежный выход к Балтийскому  морю. Приобретение Балтийского побережья  вполне окупило тяжелые жертвы, понесенные Россией в длительной войне, так  как договор создавал более благоприятные  предпосылки для ее экономического и культурного развития. 
      Исход войны внес коренные изменения в международное положение России. Она вышла на широкую международную арену, превратилась в великую европейскую державу, и ни один вопрос международной жизни не мог решаться теперь без ее участия. 
      Усилия Петра дали большие результаты. Россия сохранила свою независимость и вошла в число великих европейских держав, став вровень с Англией. Францией. Швецией, Испанией по своему военно-политическому могуществу. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Петр — императором, и с этим были вынуждены считаться великие державы Европы.

Укрепляя статус империи. Петр занялся распространением влияния  России и присоединением новых территорий. Его взоры привлекала Средняя Азия и Закавказье. Но осуществить свои замыслы он не успел, за исключением присоединения части территории Персии в районе Каспийского моря в ходе русско-персидской войны 1722—1723 гг.

С 1722 г. хроническая болезнь  Петра приняла серьезный характер. В ночь с 27 на 28 января 1725 г. после  долгой агонии Петр I умер, а с ним ушла целая эпоха, которая считается переломной в истории России.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. политика Российского государства была нацелена на превращение страны в великую европейскую державу с тем, чтобы ответить на исторический вызов модернизирующейся Европы. Создав сильную армию и обеспечивающий её военно-промышленный комплекс, внедрив организационно-технические формы и основы европейского образования. Петр сделал Россию великой с точки зрения военного могущества. Однако это могущество основывалось не на либерализации общества и создании новых свободных социальных групп населения, а на ужесточении крепостничества, огосударствлении всей жизни своих подданных. Вместо модернизации в России осуществлялся процесс вестернизации, т.е перенимались только внешние формы европейской жизни. Россия полностью превратилась в общество мобилизационного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. История России (IX-XX вв): Учебное пособие / Под ред. Я.А. Перехов. – М.: Гардарики МарТ, 1999. – 623 С.
  1. История россии с древнейших времен до 1861г. (с картами) 5-е изд. учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – М.: Высшее образование, 2009. – 712 С.

  1. История. Справочник абитуриента / Под ред. С.В. Новикова. – М.: АСТ, 1997. – 736 С.
  2. Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Под ред. О.И. Чистякова. – М. Издательство «Юридическая литература», 1986, - 512 с.
  3. Хрестоматия по истории СССР. Т. II. (1682-1865) / С.С. Дмитриев, М. В. Нечкина. -  М., 1953.

 

 

     

 

 

 

1 Выражение английского философа Френсиса Бэкона в "Нравственных и политических очерках" (1597)

2 Православная Церковь учит, что Православный Царь получает свои полномочия непосредственно от самого Бога и источником Царской власти является благая и человеколюбивая Воля Божия, промыслительно избирающая Царя и поставляющая его на царство: “Помазанник, который управляет нами при особенном содействии от Духа Святого, есть Помазанник, чрез которого управляет нами Сам Бог”, – Макарий, митрополит Московский с 1542 по 1563 годы; “Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя”, – Антоний IV, патриарх Константинопольский, с 1389 по 1397 годы (с перерывами).

3 Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт и др

4 Российское законодательство X-XX веков в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Под ред. О.И. Чистякова. – М. Издательство «Юридическая литература», 1986, - 512 с.

5 Хрестоматия по истории СССР. Т. II. (1682-1865) / С.С. Дмитриев, М. В. Нечкина. - М., 1953. С. 118-119.

 


Информация о работе Реформы Петра I: причины, содержание, результаты