Реформы Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:56, реферат

Описание

Преобразования, которые произошли в России в эпоху Петра I (1689-1725), охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т. д.
Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.

Содержание

. Введение 3
1. Реформы органов власти и управления 5
2. Военная реформа 13
3. Судебная реформа 16
II. Заключение 19
III. Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ. Реформы Петра.docx

— 39.59 Кб (Скачать документ)


                                                   Содержание:

                                                     

I. Введение 3

1. Реформы органов власти и управления 5

2. Военная реформа 13

3. Судебная  реформа 16

II. Заключение 19

III. Список литературы 20

 

Введение 

 

Преобразования, которые  произошли в России в эпоху  Петра I (1689-1725), охватили практически  все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались  на положении трудовых масс, церковных  делах и т. д.

Заслуга его состояла в  том, что он правильно понял и  осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и  целенаправленно приступил к  их реализации.

Идея Петра как реформатора  России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и  точной как часы государственной  структуры, через которую могло  бы реализовываться законодательство.

Характеризуя Петра I и  осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра  было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а  к любому служащему - как к солдату  или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования (1689-1725) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что именно армия - наиболее совершенная общественная структура, что она - достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные  на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью  показывали преимущества военной модели. Воинская дисциплина - это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях  порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

Петровская эпоха примечательна  окончательным оформлением самодержавия. При этом устройство и оформление режима самодержавного правления были предопределены прежде всего личностью  самого Петра. Он реализовал как потенциально заложенные в этом институте идеи, так и привнес новые, оригинальные или заимствованные из других стран.

В целом за время петровского  царствования произошла серьезная  метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной политики она перешла к постановке и решению типично имперских  проблем. Петровские реформы привели  к образованию военно-бюрократического государства с сильной централизованной самодержавной властью, опиравшейся  на крепостническую экономику, сильную  армию.

 

 

Реформы органов власти и управления

 

В первой четверти XVIII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

Важнейшими являлись реформы  государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени  начинает играть необычайно большую  роль во всех сферах жизни, а в идеологии  складывается буквально культ абсолютистского  государства. В то же время прежний  государственный аппарат, содержавший  в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед  ним задачами, государственная машина давала сбои...

В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий  Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных  монархом. Трое являлись представителями  знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем  собрании и скреплялись подписями  сенаторов. Сенат занимался вопросами  комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал  финансы. Он также являлся органом  надзора за разветвленным бюрократическим  аппаратом. Для этого были введены  должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими  руководил обер-фискал, входивший  в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех  судей и двух сенаторов. Петр поощрял  фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям  и даже ответственности за ложные сведения.

Хотя Сенат был руководящим  контролирующим органов, но и за его  деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал-прокурор (П. И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым  подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал  всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись  только царю, подлежали только его  суду. Действуя через подчиненных  ему прокуроров и фискалов, генерал-прокурор выступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”.

В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и  взамен их введены коллегии. Было учреждено  всего 11 коллегий.

На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого  типа. Во главе каждой коллегии стоял  президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и  асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором  и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая  называлась "Кабинетом".

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское  дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

С учреждением сената ратуша, хотя не была уничтожена, но потеряла своё прежнее значение, и власть губернаторов стала простираться на торговое сословие. Губернаторам было отдано ямское дело, а ямской приказ был упразднён. На них же было возложено отыскание  металлических руд, и особый существовавший до сих пор приказ рудных дел был  уничтожен. С целью преобразования монетной системы учреждено особое место, так называемая купецкая палата». Н.И. Костомаров. Русская история  в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III.Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992г., стр.612-613.

Новое положение о Сенате в 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра  стал послушным орудием монарха  по управлению страной.

Ломке было подвергнуто  и все областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении  создать 8 губерний. До осуществления  губернской реформы страна делилась на 250 уездов, непосредственно подчинявшихся  центральным учреждениям в Москве - приказам. Теперь между уездной  администрацией и приказами должна была появиться промежуточная инстанция - губернские власти. Во главе губернской администрации стояли губернаторы, пользовавшиеся на управляемой территории всей полнотой судебной, административной и военной власти. Губернаторами  Пётр назначал близких себе людей. Во главе Петербургской губернии был  поставлен Меньшиков, Воронежской - адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин, Казанской - его брат Пётр Матвеевич, Московской - боярин Тихон Никитич  Стрешнёв. Губернские учреждения должны были начать работать с 1710 года. Вся  страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую и Ингерманляндская. Позднее были образованы еще три  новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. У губернатора был свой штат помощников. В 1713г. была сделана попытка создать  при губернаторе "консилиум" (совет) из местных дворян.

Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли  ему оперативно подавлять вспышки  недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё  одно преимущество - появилась возможность  более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность  обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в  армию и во флот крестьян и горожан.

В 1719 г. областная реформа  получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций  стоял воевода, оказавшийся в  зависимости от губернатора. Воевода  руководил канцеляриями рекрутского  сбора, розыскных, провиантских дел, таможней и другими учреждениями. Каждая провинция  в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта  находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как  военно-полицейская административная единица.

Вся эта сложная система  органов власти и управления имела  четко выраженный продворянский  характер и закрепляла активное участие  дворянства в осуществлении своей  диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и  формы службы дворян, что вызывало их недовольство. Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го - в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных.

Военная, Адмиралтейская коллегии и Коллегия иностранных дел занимали привилегированное положение в  системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Петр армии, флоту, дипломатии, а также благодаря  той огромной роли, которую играли в управлении их президенты - первейшие из первых сподвижников Петра: генерал-фельдмаршал светлейший князь А. Д. Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин и канцлер граф Г. И. Головкин. Эти коллегии возникли не на пустом месте, так как в начале Северной войны создание новой армии, флота, активная дипломатия потребовали иных, отличных от старых, форм организации аппарата. Военный и Адмиралтейский приказы и Посольская канцелярия (Посольский приказ) были четко сориентированы на специализацию. Именно в них, быстрее чем где бы то ни было, прижились коллегиальные методы ведения дел. Все это впоследствии облегчило переход к коллегиям.

Из всех коллегий особо  выделяется группа финансовых коллегий - основа основ камеральной системы. Главной фискальной коллегией стала  Камер - коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием  поступлений. Расход на нужды государства  осуществлялся через Штат контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а  наблюдение и контроль за расходами  за работой финансовых органов поручался  независимой от других коллегий Ревизион-коллегии. Трехчленное деление фиска имело  огромное значение в государственном  управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции - приход, расход и контроль - осуществлял  практически каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население  налогами, часто шедшими на его  нужды и под его

собственным контролем. Теперь все изменилось финансовая "чересполосица" XVII века была существенно потеснена.

Такое же значение имел факт создания Юстиц-коллегии. Она заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. Произошла  резкая унификация, централизация юстиции - ведь для дореформенного периода  было характерно смешение управленческих и судебных функций. Теперь, с образованием Юстиц-коллегии, произошла резкая перемена, но ее значение не следует переоценивать, так как по мере уточнения компетенции  новой коллегии, из ее ведения "выпали" многие социальные группы населения: горожане, промышленники и работные - отошли в ведение Коммерц - колегия, Берг-Мануфактур-коллегий, Главного магистрата, военными занимались Военная и Адмиралтейская коллегии, монастырскими - Синод и так далее. Все это были издержки сословного строя, существовавшего в России в рамках феодализма.

 

 

 

Особое место в системе  управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью, Коммерц-коллегия,

Берг-Мануфактур-коллегия. В 1720 году среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть.

Состав петровских коллегий при жизни Петра претерпевал  существенные изменения. В 1721 году была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената. В 1722 году из состава Берг-Мануфактур-коллегии была выведена Мануфактур-коллегия, образована для управления Украиной Малороссийская коллегия в Глухове, для лучшего  управления поместными делами Вотчинную  контору Юстиц-коллегии сделали  отдельной коллегией - Вотчиной. Ревизион - и Штатс-контор - коллегии были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего  в 1721 году было 11, а в 1723 году - 10 коллегий.

Коллегии стали основой  центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось много более мелких учреждений: Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии, Преображенский приказ и некоторые  другие.

Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состава высшего  правительственного учреждения - Сената - в целях приспособления его к  системе новых центральных учреждений - коллегий.

Наиболее полно новое  положение Сената в системе власти отразила "Должность Сената" специальная  инструкция, определявшая власть, устройство, делопроизводство Сената в новых  условиях. С 1718 по 1722 год Петр шесть  раз перерабатывал проект "Должности" так как этот документ имел большое  значение для него.

Информация о работе Реформы Петра