Реформы Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:56, реферат

Описание

Преобразования, которые произошли в России в эпоху Петра I (1689-1725), охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т. д.
Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и целенаправленно приступил к их реализации.

Содержание

. Введение 3
1. Реформы органов власти и управления 5
2. Военная реформа 13
3. Судебная реформа 16
II. Заключение 19
III. Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ. Реформы Петра.docx

— 39.59 Кб (Скачать документ)

Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной  системе. Он сосредотачивал судебные, административные и законосовещательные  функции, ведал губерниями, а также - коллегиями и другими центральными учреждениями. Поначалу в 1718 году, Петр распорядился, чтобы в состав Сената вошли все президенты коллегий. Идея была заманчива - коллегиальный принцип  пронизывал все управление: коллегии управлялись коллегией, состоящей  из президентов коллегий. Однако вскоре от этой идеи пришлось отказаться: сосредоточение в одних руках обязанностей президента и сенатора эффекта не дало, кроме  того, президенты были перегружены  работой в своих коллегиях.

В истории государственной  реформы особое место занимает указ от 12 января 1722 года. Он свидетельствует  об умении Петра оценивать изменяющуюся обстановку, вносить коррективы в  планы преобразований. Поняв ошибочность  ситуации, когда президенты в качестве сенаторов должны сами себя судить, Петр этим указом вывел президентов  из Сената и признал неудачу своей  затеи создать коллегию коллегий. Кроме того, указ углубил реформу  Сената, заложил в его основу некоторые  новые принципы, усилившие значение Сената в системе управления. Указом создавался важнейший орган самодержавного государства XVIII века прокуратура. К  ее организации Петр шел давно, назначая в Сенат для наблюдения за сенаторами гвардейских офицеров, затем В. Н. Зотова в должности генерал -ревизора, и в конце концов в 1722 году по образу французского государственного аппарата в России появился генерал-прокурор.

На этой основе был образован  целый институт, возглавляемый генерал-прокурором - институт публичного, явного надзора. Помимо должности генерал-прокурора, которую занял один из ближайших  сподвижников Петра П. И. Ягужинский, была образована специальная Прокурорская контора при Сенате, введена должность  помощника генерал-прокурора - обер-прокурора, а самое главное вводилась  должность прокурора во всех центральных  учреждениях. Коллежские и судебные прокуроры были независимы от своих  учреждений, подчинялись непосредственно  генерал-прокурору.

Чтобы обезопасить свою систему от должностных преступлений, Петр считал необходимым продублировать институт явного государственного надзора  институтом тайного надзора. Речь идет о фискалах - чиновниках, название должности  которых стало печально знаменито  в России. Впервые о фискалах было упомянуто в указе Петра от 2 марта 1711 года: "Учинить фискалов во всех делах, а как быть им, пришлеца известие".

Фискал не нес ответственности  за ложные доносы, ибо, как утверждал  указ 1714 года, "невозможно о всем аккуратно ведать". Документы  доносят до нас крайне негативное отношение современников к фискалам. С одной стороны, сам характер деятельности состоящих на государственной  службе тайных надзирателей и доносчиков, защищенных законом от наказания  за ложный донос, сделал их презираемыми, а их работу - грязной, нечистоплотной, связанной с наушничеством, нарушением моральных норм. С другой стороны, для чиновников, причастных к обогащению за счет казны, деятельность фискалов представляла реальную опасность. Петр всячески поддерживал фискалите, пологая, что, когда речь идет об интересах  государства, необходимо поступиться  моралью.

Сенатская реформа способствовала развитию института фискальства  уже на новом уровне. В 1723 году был  назначен генерал-фискал, а в 1725 году опубликована разработанная Петром "Должность" генерал - фискала  и его помощника - обер - фискала. Уже ее преамбула говорит о  тех задачах, которыми предстояло заниматься главным фискалам: "О должности  генерал -фискала и его помощника  государственного обер - фискала.

Институты прокуратуры  и фискалитета были прочно связаны: фискалы доносили о делах прокурорам и генерал-фискалу, подчиненному генерал-прокурору. Прокуратура и фискалитета были звеньями одной цепи контроля, который  создавался Петром как в связи  с реформой Сената, так и в связи  с реформой судопроизводства.

 

 

Военная реформа

 

Начало реформирования вооруженных сил относится ко второй половине XVII в. Уже тогда создаются  первые рейтарские и солдатские полки  нового строя из даточных и “охочих” людей (т.е. добровольцев). Но их было еще  сравнительно немного, и основу вооруженных  сил все еще составляло дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную  форму и вооружение, но денежное жалование, получаемое ими, было ничтожно. В основном они служили за предоставлявшиеся  им льготы по торговле и на занятие  ремеслом, поэтому были привязаны  к постоянным местам жительства. Стрелецкие полки ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли  явиться надежной опорой дворянскому  правительству. Не могли они также  и всерьез противостоять регулярным войскам западных стран, а, следовательно, быть достаточно надежным орудием решения  внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к  власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной  реформы и формирования массовой регулярной армии. Ее ядром стали  два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой  армии. Первоначально была сделана  ставка на приглашение на русскую  службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон  Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских  полков, кадры готовились также в  бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах  и инженерных школах (1709 г.) и Морской  академии (1715 г.). Практиковалась также  посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально  комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок  набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских  дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом  установилась новая повинность - рекрутская для крестьянства и посадских  людей. Хотя верхи посада - купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства  освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и  переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского  набора был изменен. Рекрутов стали  набирать не от количества дворов, а  от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую  армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских  полков, и гарнизонные войска. В  состав пехотных и кавалерийских  полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась  полностью за счет государства, одета  была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов  были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что  существенно облегчало снабжение  боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально  пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась  по единым Воинским уставам и инструкциям.

Общая численность полевой  армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме  того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе  нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские  полки и 

 

национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Одновременно при Петре 1 был создан военно-морской флот. С завоеванием Прибалтики флот получил  удобные незамерзающие порты. Для  обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин строится мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым мощным на Балтике. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 галер, а также  части морской пехоты.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное  управление, Петр I учредил военную  коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским  флотом. Таким образом, военное управление было строго централизировано. Общая  численность войск к концу XVIII в. возросла до полумиллиона человек  и они полностью обеспечивались вооружением, снаряжением и боеприпасами за счет отечественной промышленности (она производила в месяц 25-30 тыс. ружей и несколько сот артиллерийских орудий).

Итак, реформы в области  организации вооруженных сил  были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном  отношении государством, с которым  приходилось считаться всему  миру. По сути, это могущество наша страна сохранила вплоть до сегодняшних  дней.

 

Судебная реформа

 

Судебная реформа, проведенная  в 1719г., упорядочила, централизовала и  усилила всю судебную систему  России. Основная задача реформы - отделение  суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который  решал самые важные государственные  дела. Он был верховным судьей и  разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали  суду царя. Следующим судебным органом  был Сенат, который являлся апелляционной  инстанцией, давал разъяснения судам  и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные  преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным  судом по отношению к надворным  судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые  дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных  и нижних судов. Президентами надворных  судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в  надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или  по решению судьи. Если приговор касался  смертной казни, дело передавалось также  в утверждение надворного суда.

Некоторые категории дел  решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и  земские комиссары судили за побег  крестьян. Судебные функции исполняли  почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения  дел по инстанциям путался, губернаторы  и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была проведена  новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы  надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.). Таким  образом, суд и администрация  вновь слились в один орган. Некоторые  категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы  и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом  следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о развитии процессуального права  при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три  закона процессуального законодательства конца ХVII - начала ХVIII в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и  розыску...", главным содержанием  которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое  изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с  Артикулом 

воинским). "Краткое  изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также  состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение  судебного процесса, квалифицируются  его виды; дается определение новым  институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается  порядок составления оглашения  и обжалования приговора; систематизируются  нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения  внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система периода  петровских реформ характеризовалась  процессом усиления централизации  и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам  дворянства.

 

Заключение 

 

Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две  стороны его деятельности: государственную  и реформативную (изменения в  быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью  второго рода, Петр принес "величайший вред будущности России". Привычный  уклад жизни в России был насильственно  перевернут на иностранный лад.

Хотя в целом русские  историки положительно относились к  государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие  в стране процессы, заставил ее совершить  гигантский прыжок перенеся Россию через  несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось благодаря исторически  оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам  развития России действиям Петра  Великого в фактор прогресса. Обеспечение  политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание  считать Петра I великим государственным  деятелем.

 

Список литературы:

 

  1. Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права». Ростов н/Д.: «Феникс», 1995 год.
  2. Исаев И.А. «История государства и права России». – М.: Юрист, 1993 год.
  3. Рогов В.А. «История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV-XVIII вв. «М.: Юрист, 1995 год.
  4. Чистяков Н.О. «История отечественного государства и права». – М.: Юрист, 1996 год.
  5. Сизиков М.И. «История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. Пособие», М.: Юрист, 1998 год.  
  6. «История государства и права России», учебник под редакцией профессора Ю.П. Титова, Москва, «Проспект», 2003 год.

 

                                                                                    


Информация о работе Реформы Петра