Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:18, курсовая работа
Россия вступила в XIX век абсолютной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
Введение……………………………………………………………...................3-4
Глава I. Роль М.М.Сперанского в реформах Александра I……………..5-6
Краткая биография М.М.Сперанского…………………………..7-8
Начало карьеры М.М.Сперанского……………………………..9-10
Выводы……………………………………………….................................11
Глава II. План преобразовании М.М.Сперанского и их реализация…....12
2.1. Государственное устройство………………………………….12-13
2.2 Преобразование центрального управления………………..….14-15
2.3. Государственный Совет………………………………………..16-18
2.4. Учреждение министерств………………………………………19-20
2.5. Попытка преобразований сената………………………………….21
Выводы……………….…………………………………………………………..22
Глава Ш. Отлучение М.М.Сперанского от государственных дел……….23
Ссылка………………………………………………………...…23-25
Восстановление М.М.Сперанского на службу……………….26-27
Кодификационная работа М.М.Сперанского……………...….28-31
Выводы………………...…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………
За
четыре с половиной года бедный домашний
секретарь превратился в
Выводы
Рассмотрев выше сказанное, можно сделать вывод, что М.М. Сперанский был выдающимся государственным деятелем. Это был исключительно одаренный человек. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления и колоссальная работоспособность.
Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на М.М. Сперанском.
Но почему именно на Сперанского пал выбор императора и кем он был для него? Прежде всего — послушным исполнителем воли монарха, который пожелал превратить одного не знатного, но лично преданного ему человека во всесильного министра, с чьей помощью он надеялся осуществить свои планы. Он был по существу, усердным старательным чиновником, не зависимым в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Сперанский должен был разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.
Из
всех предложений Сперанского были
приняты лишь несколько: в 1809 г. издан
указ о придворных званиях, согласно
которому служба при дворе не давала
никаких привилегий, а лица, имеющие придворные
знания, были обязаны поступить на гражданскую
или воинскую службу. Все чиновники должны
были иметь соответствующее образование.
В 1810 г. был создан Государственный Совет,
а с 1811 г. начал действовать важный законодательный
акт, определяющий основные принципы организационного
устройства министерств и порядок их деятельности
- «Общее учреждение министерств». Принятие
этого документа завершило министерскую
реформу, начало которой относилось к
1802г.
ГЛАВА II. План преобразовании М.М.Сперанского и их реализация
По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости. В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который является верховным судилищем для всей империи. В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.
Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия ее определяется количеством дел, ей предлагаемых. Действие государственной думы пресекается двояким образом:
1)отсрочкою его до будущего года;
2) совершенным всех членов ее увольнением.
Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете.
Увольнение производится таковым же актом, но с значением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.
Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертью или определением Верховного суда. В двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.
Сперанский
подчеркивал, что суждения Думы должны
быть свободными, они выражать «мнение
народное». Избирательными правами
пользовались все граждане России,
владеющие землей и капиталам, включая
государственных крестьян. Мастеровые,
домашняя прислуга и крепостные крестьяне
в выборах не участвовали. В этом и заключался
принципиально новый подход Сперанского:
действия властей в центре и на местах
он хотел поставить под контроль общественного
мнения. Реформатор предлагал осуществить
реформу в несколько этапов, не объявляя
сразу о конечных целях преобразований,
и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта
Сперанского предполагалось начать с
1810 г.
2.2.
Преобразование центрального
управления
Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка.
3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.
Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.
Оба
указа произвели тем больший
переполох в придворном обществе
и чиновной среде, что были изданы
совершенно неожиданно. Они были выработаны
и составлены Сперанским тайно от высших
правительственных сфер. Указы ясно и
твердо выражали требования, каким должны
удовлетворять служащие в правительственных
учреждениях. Закон требовал исполнителей
«опытом и постепенным прохождением службы
приуготовленных, минутными побуждениями
не развлекаемых», по выражению указа
от 3 апреля, - «исполнителей сведущих,
обладающих твердым и отечественным образованием»,
т. е. воспитанных в национальном духе,
возвышающихся не выслугой лет, а «действительными
заслугами и отличными познаниями», говорится
в указе от 6 августа. Действительно, требовались
новые люди, чтобы действовать в духе тех
начал, какие старались провести в правительственных
учреждениях, открытых с 1810 г.
2.3.Государственный
Совет
1
января 1810 г. открыт был преобразованный
Государственный совет; это
1)
Совет рассматривает новые
2) он один их рассматривает;
3)
ни один закон, им
Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.
Но тому и другому значению поставлены были известные пределы. В законодательных актах следует различать два элемента - законодательную норму, устанавливающую известные отношения в государстве, и законодательный авторитет, сообщающий этим нормам силу закона. Авторитет принадлежит верховной власти, выработка нормы есть дело Совета. Но не разделяя законодательного авторитета, Совет, так сказать, соприкасается с ним; таким соприкосновением служат мнения Совета -большинства и меньшинства, как и отдельных членов, представляемые на рассмотрение верховной власти. Высказанные разногласия вместе с заключениями, т. е. проектами законов, и принимаются верховной властью во внимание при окончательном решении дела. Потому Совет нельзя назвать простой машиной для изготовления законопроектов в заранее предназначенном смысле: он разрешает законодательные вопросы не по указанной программе, а по собственному разуму пользуется всею свободою мнений, по выражению закона. Но, с другой стороны, его нельзя назвать законодательным учреждением в смысле западных законодательных собраний. Когда декрет, принятый законодательным представительным собранием, отвергается короной, государство остается без закона до нового возбуждения законодательного вопроса; в России верховная власть, признавши решение Совета неудобным, может предписать ему рассмотреть дело вновь и выработать новое решение, не подсказывая его, а обращая внимание Совета на упущенные им обстоятельства дела.
Таким образом, была создана предпосылка для наиболее правильной и осмотрительной выработки новых законодательных норм. Точно так же и значение Совета, законодательное и объединительное, и руководство всеми частями управления выражается не в надзоре за подробностями управления и исполнением законов, что есть дело Сената, а в соображении общих условий, обеспечивающих правильное исполнение законов, потому Государственному совету принадлежит разъяснение истинного смысла законов, принятие общих мер к их успешному действию, распределение государственных доходов и расходов и рассмотрение отчетов всех министерств по управлению вверенными им частями.