Религия и политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:32, реферат

Описание

По мнению американских социологов сегодня ни одна из существующих внутренних проблем США так сильно не разделяет американское общество, как проблема взаимоотношений религиозных организаций и государства.

Почти 150 лет назад, 4 марта 1865 года, заступая на второй срок президентства, в своей инаугурационной речи Авраам Линкольн заявил, что религия является «важнейшим объединительным фактором» для нации, разобщенной Гражданской войной (1861–1865).

Однако сегодня именно вопросы религии стали фактором, разделившим американское общество на два лагеря. Многие жители США считают, что в основе принимаемых государственной властью решений должны лежать нравственные ценности, базирующиеся на религиозных постулатах. Их оппоненты, напротив, полагают, что место религии в современном мире – частная жизнь. Степень вмешательства религиозных организаций в политику, по их мнению, должна быть незначительной.

Содержание

Введение 3
1. Конституция США 5
1.1. Поправки к Конституции США 5
2. Принятие «Билля о правах» 7
2.1. Истолкование первой поправки 9
2.2. Религия и политика 11
Заключение 15
Литература 16

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 39.61 Кб (Скачать документ)

     Введение 
 

     По  мнению американских социологов сегодня  ни одна из существующих внутренних проблем  США так сильно не разделяет американское общество, как проблема взаимоотношений  религиозных организаций и государства.

     Почти 150 лет назад, 4 марта 1865 года, заступая на второй срок президентства, в своей  инаугурационной речи Авраам Линкольн заявил, что религия является «важнейшим объединительным фактором» для  нации, разобщенной Гражданской  войной (1861–1865).

     Однако  сегодня именно вопросы религии  стали фактором, разделившим американское общество на два лагеря. Многие жители США считают, что в основе принимаемых  государственной властью решений  должны лежать нравственные ценности, базирующиеся на религиозных постулатах. Их оппоненты, напротив, полагают, что  место религии в современном  мире – частная жизнь. Степень  вмешательства религиозных организаций  в политику, по их мнению, должна быть незначительной.

     Взаимоотношения между органами государственной  власти и религиозными организациями  в США осуществляются на основе первой поправки к Конституции США, вступившей в силу в 1791 г. и наряду с девятью  другими поправками составившей  так называемый «Билль о правах». В ней, в частности, говорится, что  Конгресс США «не должен издавать законов, относящихся к установлению религии или запрещающих свободное  исповедание, либо ограничивающих свободу  слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к  правительству с петициями об удовлетворении жалоб»1.

     Специалисты по конституционному праву Америки  выделяют в первой поправке две части. Первая из них, называемая «Положением  об установлении», гарантирует гражданам  страны, что никто из них не будет, принуждаем правительством США принимать  ту или иную религию вопреки собственной  воле или же поддерживать какое-либо религиозное учение. Во второй части, «Положении о свободном исповедании», столь же однозначно декларируется, что государственная власть не будет  препятствовать гражданам США следовать  установлениям выбранной ими  на добровольной основе религии.

     «Отцы-основатели», как в США принято называть деятелей, подписавших Декларацию независимости (1776 г.) и Конституцию США (1787г.), всерьез  полагали, что на практике федеральному правительству удастся полностью  оградить себя от сферы религии. В  дальнейшем жизнь показала, что их предположения были достаточно наивными.  

  1. Конституция  США
 

     Американская  конституция была разработана и  принята Конституционным конвентом  в Филадельфии (май – сентябрь 1787г.), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа  вошедших в состав США 13) штатов. Участников конвента принято именовать в  США «отцами - основателями».

     Формулируя  положения конституции, «отцы –  основатели» ставили пред собой  три главные политические цели: остановить дальнейшее развитие революции, создать  прочное государство на федеративной основе, надежно оградить и гарантировать  частнособственнические права.

     В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787г., не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного  мнения и демократически настроенных  законодателей в штатах конгресс был вынужден в 1789г. принять проект Билля о правах - первые 10 поправок к конституции, провозглашавших  ряд политических, личных и процессуальных прав граждан.  

    1. Поправки  к Конституции  США
 

     Конституцией  предусматривается возможность  ее дополнения и изменения путем  внесения в нее поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью конституции. Процедура принятия поправок весьма громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат конгресса или  общенациональным конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. К формальным изменениям конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 26 прошли все необходимые стадии. К 1988г. действует 25 поправок, т.к. поправка XVIII отменена принятием XXI поправки.2

     Первые 10 поправок к конституции – Билль  о правах – были приняты единовременно. Проект Билля о правах был внесен в конгресс в 1789г., ратифицирован необходимым числом штатов к 15 декабря 1791г.

 

     

  1. Принятие  “Билля о правах”
 

     Билль о правах - первые десять поправок к Конституции, которые, в отличии от последующих шестнадцати, были приняты конгрессом одновременно и одновременно вынесены на ратификацию штатам. Поправки формально не инкорпорированы в тексте Конституции, состоящей из преамбулы и семи статей, и имеют собственную нумерацию. Однако есть все основания рассматривать Билль о правах как органическую часть Конституции, поскольку он был принят сразу после вступления ее в силу.

     Не  все составляющие Билль о правах поправки равнозначны по вкладу в  развитие американского буржуазного  конституционализма. В ходе политической борьбы вокруг Конституции 1787 года важное место занял вопрос о правах человека. Сторонники демократического крыла  требовали дополнить Конституцию  Биллем о правах. В десяти из тринадцати штатов Билль о правах уже был  включен в текст местных конституций. При обсуждении федеральной конституции  семи штатов оговорили свое согласие на ее ратификацию лишь при условии, что она будет дополнена статьями о правах человека.

     Решительным сторонником внесения поправок, которые  демократизировали бы принятый в  Филадельфии документ, выступил Т. Джеферсон. Находившийся в то время в Париже на посту посланника США. Он ознакомился с новой конституцией лишь в 1787 году и первая его реакция была критической. Он связывал принятие конституции с восстанием Шейса и отмечал, что последнее оказало слишком большое воздействие на работу конвента, который одобрил конституцию для наведения порядка.

     В последующей переписке Джеферсон соглашался одобрить конституцию, но при внесении в нее поправок. После того как конституция была ратифицирована девятью штатами, он писал, что готов рассматривать ее как хороший документ, нуждавшийся в нанесении некоторых штрихов. Джеферсон пояснял это необходимостью дополнения конституции Биллем о правах. Федералисты пытались доказать, что так как местное законодательство штатов в большинстве случаев уже содержало подобного рода постановления, то вводить специальный раздел о правах человека в федеральную Конституцию не имеет смысла. Обоснованию этой точки зрения посвятил пространную статью А. Гамильтон. Однако в 1789 году конгресс вынужден был принять Билль о правах, десять поправок к Конституции, которые вступили в силу 1791 года.

     По  свидетельству французского посланника Мустье: “Создатели конституции абсолютно не были расположены заниматься поправками, пока не будет полностью организовано правительство. Однако в результате массовых требований, а также под влиянием начавшейся революции во Франции они решили это сделать. Обнаружив, что их противники подготовили длинный список дополнений, способных ослабить или вообще разрушить всю новую систему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить, и взять под контроль дебаты, чтобы сделать их для себя более благоприятными. Эти поправки,- писал Мустье, - были составлены господствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба конституции и унять чрезмерное беспокойство”.3

     Принятие  Билля о правах было вынужденной  мерой для федералистов, но эта  мера имела принципиальное значение. Она была серьезным успехом демократических  сил и придавала конституции  иной вид. Билль о правах включал поправки, содержавшие конституционные гарантии буржуазных свобод.  

     2.1 Истолкование первой поправки 
 

     Даже  после принятия в 1787 г. Конституции, а в 1791 г. - Билля о правах (содержащего  Первую поправку), в ряде штатов протестантское вероисповедание имело статус наибольшего  благоприятствования. Так, например, Массачусетс  лишь в 1833 г. пошел на то, чтобы разорвать  последние связи между церковью и государством. (В существующем виде действие Первой поправки распространяется лишь на федеральное правительство и не затрагивает местное законодательство штатов. Четырнадцатая поправка, утвержденная в 1868 г., запрещает штатам «лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры». Истолкование данного положения подразумевает, что штаты должны обеспечивать охрану соответствующих прав, включая свободу совести, гарантированные Биллем о правах.)

     В XX веке отношения между церковью и государством вступили в новую  фазу конфликта, полем которого стало  противоречие между гражданским  долгом и индивидуальным вероисповеданием. Основополагающие принципы подхода  к этому конфликту были сформулированы в ряде постановлений Верховного суда.

     Пожалуй, наиболее показательным процессом  такого рода было судебное разбирательство, в ходе которого тяжущимися сторонами  выступали Департамент образования  штата Западная Вирджиния и м-р  Барнетт (1943 г.). Поводом для тяжбы  послужил отказ нескольких членов религиозной  общины «Свидетели Иеговы» салютовать американскому флагу в течение  учебного дня, как того требовал закон  штата. Так как их вероисповедание  запрещало подобную демонстрацию лояльности, «Свидетели Иеговы» утверждали, что это задевает их религиозные чувства. Тремя годами раньше Верховный суд выступил в защиту почти аналогичного закона, и это решение вызвало критику с многих сторон. Разбирая дело 1943 г., суд фактически аннулировал свое предшествующее решение, основываясь на сей раз на другом положении, сформулированном в Первой поправке и гарантирующем свободу слова. Салютование флагу было расценено в качестве одной из форм высказывания, и тем самым штат не мог принуждать своих граждан к отправлению этой церемонии.

     С тех пор Верховный суд, побуждаемый  рядом религиозных групп, отменил  еще несколько законов. Однако при  этом продолжает проводиться разграничение  между личным исповеданием веры и  действиями, задевающими интересы других лиц. Так, в XIX веке многие члены «Церкви  Иисуса Христа святых последнего дня» (мормоны) присуждались к тюремному  заключению по обвинению в полигамии (и как следствие этого, отказались от доктринального оправдания полигамии).

     Еще на заре своей истории американцы отказались от господствовавшей во многих странах Европы и являющейся причиной их отчуждения друг от друга концепции  государственной религии или  религии, получающей приоритетную поддержку  государства. Отделение церкви от государства  было законодательно закреплено Первой поправкой к Конституции США, которой предусматривалось, что  «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное  исповедание...»4

     Первая  поправка сформулирована совершенно ясно, однако порой даже для специалистов по конституционному законодательству США весьма сложно провести разграничительную  линию между правительством и  религией в Соединенных Штатах. Учащиеся государственных школ в течение  учебного дня не могут отправлять молитву на глазах у окружающих, однако сессии Конгресса США каждый раз открываются молитвой, читаемой священником. Городские власти не могут помещать изображения ясель с Младенцем на общественных зданиях, однако лозунг «Мы веруем в Бога» присутствует на дензнаках США, а средства, пожертвованные религиозным организациям, освобождаются от уплаты с них подоходного налога. Студенты церковных колледжей могут брать государственные ссуды для оплаты своего образования, однако их младшие братья и сестры не могут получать от государства деньги на посещение начальных и средних религиозных школ.

     Возможно, эти явные несоответствия разрешить  никогда не удастся. По сути дела, они  рождены натяжкой, заложенной в самой  Первой поправке, где сказано, что  Конгресс не имеет права утверждать какую-либо религию в качестве государственной  или же вмешиваться в религиозные  дела. И одна из самых деликатных задач, стоящих перед официальными лицами в США, заключается в том, что они в равной мере должны избегать и утверждения, и ущемления какой-либо религии. 
 

     2.2 Религия и политика 
 

     Наиболее  противоречивое проявление религиозности  в сегодняшних Соединенных Штатах - роль религии в политике. В последние  десятилетия некоторые американцы приходят к убеждению, что принцип  отделения церкви от государства  сегодня все чаще используется против религии. Религиозные консерваторы и фундаменталисты соединили  свои силы и образовали влиятельное  политическое движение Христианских правых. Среди целей, преследуемых движением - в надежде на изменение законодательств  штатов или же путем внесения поправки в Конституцию - отмена решений Верховного суда, запрещающего отправление молитв в государственных школах. Ральф  Рид, отставной исполнительный директор Христианской коалиции, считает, что  треть делегатов Республиканского Конвента 1996 г. принадлежали к его христианской секте или таким же малым группам внутри христианства, что указывает на растущее влияние политиков от религии.

Информация о работе Религия и политика США