Ремесло и торговля в Византии

Автор работы: a***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями», а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ВИЗАНТИИ В IV-V вв.
1.1. Упадок полисов. Развитие ремесла и торговли…………………………5
1.2. Организация и характер городского ремесла и торговли………………..11
2. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ГОРОДСКИХ ЦЕНТРОВ ВИЗАНТИИ
2.1. Роль Константинополя, как торгового центра. Изменения в структуре организации корпораций…………………………………………………….….18
2.2. Торговые отношения с зарубежными странами…………………………..24
2.3 Подъеме ремесла в XI—XII столетиях……………………………………..27
3. ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ГОРОДОВ
3.1. Снижение товарного производства и уровня ремесла………….……...…30
3.2 Дезорганизация экономики Византии……………………………………...33
Заключение…………………………………………………………...………..…36
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

Ремесло и торговля в византии (история).doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

     Одной из наиболее многочисленных групп ремесленников  в городе были мастера по производству строительных материалов. При этом в IV—V вв. несколько сократилось  число специалистов по обработке камня, но увеличилась численность ремесленников-строителей. Большую роль в хозяйственной жизни города играло производство керамических изделий.

     Во  многих городах было развито и  производство стеклянных изделий. Стеклянная посуда была сравнительно недорогой и в IV—V вв. имела значительное распространение в восточных провинциях. Много было в городе текстильщиков. Заметной группой городских ремесленников являлись красильщики. Византийские красильщики были искусными мастерами своего дела, применявшими разнообразные минеральные и растительные красители. Близко к ткачам, помимо ковровщиков, стояли плетельщики и веревочники. Изготовление веревок и канатов было весьма распространенной профессией в приморских и торговых городах. Немало жило в городе и портных. Большая часть населения шила одежду не на заказ, а приобретала ее в лавке или на рынке в готовом виде. В каждом городе имелись и ремесленники менее распространенных профессий: парфюмеры, мировары, аптекари, переписчики и т. д. Довольно большая категория торгово-ремесленного населения была связана со снабжением города топливом..

     С притоком населения в большие  города возрастало значение торговцев  продовольствием. Они специализировались на доставке зерна, мяса, масла, вина, рыбы, овощей и фруктов. Тут были как оптовики, так и более мелкие торговцы, продававшие свой товар в розницу.

     Сложившаяся ранее специализация отдельных  городов и областей на производстве определенного рода изделий и  товаров способствовала сохранению оживленных связей между отдельными городами и провинциями империи и в IV—V вв. 4

     Правда, многие города внутренних областей империи  были довольно слабо втянуты в  общеимперскую и провинциальную торговлю.

     Тем не менее, узловые сухопутные торговые дороги были весьма оживленными. Еще интенсивнее велась морская торговля, все более успешно конкурировавшая с сухопутной.

     Немалую роль в сохранении торгово-ремесленного значения многих городов Византии играло как раз их положение на путях  международной торговли. Константинополь  был «золотым мостом» между Востоком и Западом.

       Значительная часть восточных товаров поступала в Византию в виде сырья, которое превращалось в готовые изделия ремесленниками византийских городов.               Из Византии на Восток в значительных размерах вывозились зерно и железо, кожи и кожаные изделия, льняные и шерстяные ткани, изделия из стекла и вино, наркотические вещества и папирус, драгоценные камни и изделия из серебра и золота. В IV—V вв. Византия была главным поставщиком предметов роскоши в Западное Средиземноморье.

     Значительное  место в торговле Византии занимала и торговля с северными, дунайскими соседями — варварскими племенами, а также торговля по Черному морю. Здесь в византийском вывозе преобладали готовые продукты и изделия: ткани и различные металлические вещи, украшения, а также зерно, вино, масло, соль, соленая рыба. Ввозились преимущественно кожа, меха, скот, воск, мед, рабы.

     В византийском городе IV—V вв. процветало и ростовщичество. Продажа имущества, а нередко и самих должников  в рабство за долги была тогда чрезвычайно распространенной. Процветание ростовщичества поддерживалось развитием крупной внутренней и международной торговли. Займы у ростовщиков были обычным явлением в практике византийских купцов, предпринимавших торговые операции большого размаха.

     Ростовщичеством занимались и земельная знать  и церковь. Однако большинство ростовщиков  принадлежало к торгово-ростовщической верхушке города, которая держала  в зависимости от себя немалую  часть торгово-ремесленного населения.5  

1.2 Организация и характер городского ремесла и торговли

     Обратимся к вопросу о характере и  организации городского ремесла  в IV—V вв. В городе господствовало мелкое производство. Крупные и средние, приносившие солидный доход, рабские мастерские были распространены лишь в больших городах. Не характерны для ранневизантийского ремесла, работавшего на рынок, и мастерские, основанные на применении в сколько-нибудь широких размерах наемного труда. Обычной для того времени была мелкая мастерская, в которой трудился сам хозяин-ремесленник: помощником у него был кто-либо из членов семьи, а иногда — раб, наемный работник, ученик.

     Как правило, ремеслу начинали обучаться с детских лет. Отдача в обучение оформлялась специальным договором. Ученик мог приходить к учителю или жить в его доме. В зависимости от этого родители ученика вносили определенную плату учителю в течение первых 1—2 лет обучения. Учитель обучал, содержал и одевал ученика. Ученик был обязан постоянно находиться при мастере. По мере приобретения необходимых навыков он получал от мастера и более высокую плату, которая к концу обучения, через 4—5 лет, достигала платы обученного наемного работника. Окончивший срок ученичества некоторое время оставался наемным работником, накапливая средства для приобретения собственной мастерской, а затем уже становился самостоятельным ремесленником.

       Часть ремесленников владела на правах собственности не только своими орудиями труда, но и помещениями, в которых производилась работа. Ремесленная мастерская называлась эргастирием. Обычно эргастирий был одновременно и лавкой, и мастерской, и жилищем мастера.

     Часто собственниками мастерских являлись богатые  городские землевладельцы, сдававшие  их ремесленникам в аренду. Нередко  в одном помещении жили и работали несколько ремесленников различных специальностей.    Ремесленники изготовляли свои товары на рынок и на заказ. Приток обедневших ремесленников из небольших, приходивших в упадок полисов в более крупные торгово-ремесленные центры, надо полагать, усиливал здесь мелкое производство, обостряя конкуренцию свободного и рабского труда. Во всяком случае, в «низких» ремеслах, изготовлявших дешевые изделия на местный городской рынок, в IV—V вв., видимо, в большей мере проявилась экономическая невыгодность применения труда рабов.

       Собственные рабы-ремесленники и даже мастерские были в городе и у некоторых землевладельцев средней руки. Однако куриалы имели таких домашних рабов уже редко. Значительно более распространено было ремесло в домах крупных городских собственников, динатов-землевладельцев. Здесь можно было встретить как отдельных рабов-ремесленников разных профессий, так и целые мастерские, главным образом ткацкие. Даже в самых богатых имениях использовался труд наемных мастеров, а не только рабов.

     Доходные  мастерские в IV и особенно в V в. принадлежали и церкви. Переход ремесленников в клир, уход в монастыри способствовал росту церковно-монастырского ремесла. Наиболее крупными мастерскими в ранневизантийском городе были государственные и императорские, устраивавшиеся в IV в. очень часто. Почти все они находились в столице и в некоторых других больших городах империи. Значительная часть работников государственных мастерских, особенно ткацких, были рабами.

     Во  многих случаях государственные  мастерские не представляли собой крупного производства в собственном смысле слова: нередко занятые здесь ремесленники жили и работали у себя дома и в своей мастерской; получая соответствующее сырье, каждый из них производил установленное количество продукции и сдавал ее государству, которое выплачивало мастеру «содержание» натурой и деньгами. 6

     В городах, где имелись и монетный двор, и оружейные, и ткацкие мастерские, число таких прикрепленных к  государственному тяглу ремесленников  могло быть весьма значительным. По мере того как государство монополизировало ряд отраслей ремесла, связанных с удовлетворением нужд армии и двора, значение «государственного производства» возрастало.  

     В городе, особенно торговом, имелось  много харчевен, кабачков, постоялых  дворов — гостиниц. Доходными заведениями в больших городах были и публичные дома. Кабачки и харчевни были в основном небольшими, обслуживавшимися семьей трактирщика, которому помогали один-два раба или наемных работника. Торговцы снимали под лавки помещения в первых этажах домов, расположенных на наиболее бойких улицах, или муниципальные лавки на торговой площади. У купца был раб-помощник, выполнявший деловые поручения.

Торгово-ремесленное  население византийских городов  в значительной своей части объединялось в корпорации — по профессиям. Даже в небольшом городе, как правило, существовало 15—20 корпораций.         Первоначально коллегии были добровольными объединениями, носившими не столько производственно-фискальный, сколько религиозный характер. По мере развития кризиса рабовладельческого общества возрастало вмешательство государства и муниципальных властей в деятельность коллегий, достигшее своего апогея в IV в. Правительство все более усиливало элементы корпоративной, фискальной ответственности, наследственного прикрепления к ремеслу.

     Византийские  корпорации могут быть разделены  на несколько групп. Прежде всего  это — корпорации, объединявшие ремесленников государственных  мастерских. Такие ремесленники были прикреплены к своему ремеслу  на всю жизнь, причем самое прикрепление являлось наследственным. Некоторые из них — монетарии, оружейники — клеймились: им выжигали на руке особые знаки — стигматы.7

       В случае бегства этих мастеров  их ловили и возвращали обратно.  Государственные ремесленники были  освобождены от поборов и повинностей.  Во главе государственных мастерских стояли чиновники и надзиратели, назначавшиеся властями. Далее следует назвать корпорации, объединявшие независимых ремесленников: вместо уплаты податей и выполнения повинностей они должны были сдавать государству часть произведенной ими продукции.

     Наследственное  прикрепление и строгий государственный  контроль распространялись не только на ремесленные, но и на торговые профессии. В IV в. усилился контроль государства и муниципальных властей над деятельностью важнейших торговых корпораций, снабжавших города основными продуктами питания. Обычно высшие должностные лица таких корпораций назначались правительством или местными властями.

     Остальные корпорации были более свободными. Они имели своих выборных начальников. Их деятельность регламентировалась уставами. Большую роль здесь играли собрания ремесленников. Выход из корпорации и вступление в нее были свободными.

     Некоторые торговцы и ремесленники не были объединены в корпорации; сбор налогов и взимание повинностей в этом случае осуществлялись властями по месту жительства.

     Наиболее  многочисленной прослойкой горожан  были плебеи, свободные жители города — люмпен-пролетарии, ремесленники, торговцы, мелкие городские земельные  собственники. Плебейское население  отличалось большой пестротой. С одной стороны, росла прослойка неимущих и малоимущих плебеев, городской бедноты, с другой — выделялась небольшая группа богатых ростовщиков и торговцев.

     В IV—V вв. основной массой плебейского  населения городов были ремесленники и мелкие торговцы. Большей частью они жили своим трудом, не имея рабов. Собственностью ремесленника являлись несложные орудия труда, которые он берег как зеницу ока.

     Значительно возросший в IV в. налоговый гнет ухудшал  положение плебса. Особенно тяжело сказывался на нем хрисаргир (налогом на все виды товаров и растений в торговле), взимавшийся со всех, занимавшихся каким-либо ремеслом или промыслами. Хрисаргир, приносивший государству огромные доходы, держал плебеев на грани нищеты.

     Помимо  хрисаргира, на торгово-ремесленное население города ложилась вся тяжесть возраставших государственных и муниципальных повинностей. Городские курии стремились переложить на корпорации большую часть расходов и работ по удовлетворению общегородских нужд. Вмешательство чиновной администрации и курий в жизнь и деятельность корпораций приняла чрезвычайно широкие размеры. Чиновники и куриалы грабили торгово-ремесленное население. Реальное положение плебейских масс города в IV—V вв. сильно изменилось к худшему. Вместе с тем из рядов плебса в этот период все более отчетливо выделялась богатая верхушка: ростовщики, торговцы, судовладельцы, наживавшиеся на разорении своих собратьев-горожан.

     До IV в. ведущую роль в ней играла землевладельческая верхушка — муниципальная  аристократия и куриалы, средней руки землевладельцы. Теперь курия превратилась в придаток имперского чиновно-бюрократического аппарата; почти во всех вопросах своей деятельности она зависела от правителя и чиновной администрации. В течение IV в. основная часть куриалов обеднела. Образовалась небольшая верхушка куриалов, целиком господствовавшая в городских советах и постепенно сливавшаяся с крупными земельными собственниками, тогда как остальные по своему имущественному положению все более сближались с плебеями.8

Информация о работе Ремесло и торговля в Византии