Автор работы: v***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:38, контрольная работа
«В 1855-1857 гг. представители разных общественных течений были едины в стремлении к самым общим освободительным преобразованиям, приветствовали каждый шаг правительства. Однако когда выяснилось, что грядущие перемены (прежде всего крестьянская реформа) затронут существенные материальные интересы различных классов, единое доселе общественное мнение раскололось.
С середины 60-х гг. борьбу с оппозицией возглавил М.Н. Катков, отставной профессор истории Московского университета. Будучи частным лицом и не располагая никакими полномочиями, этот публицист и издатель журнала «Русский Вестник и газеты «Московские ведомости» стал самым влиятельным после царя человекос в 70-е и особенно в 80-е гг. Катков провозгласил себя «спасителем» России от «красных», и и по мере наступления консерваторов усиливалось и его влияние в правительственных сферах на внутриполитические дела. Он играл подчас решающую роль даже в определении состава правительства.
В 1880-1900гг. теория официальной народности в неизменном виде защищалась на страницах журнала «Гражданин», издателем и редактором которого был князь В.П.Мещерский. Теория официальной народности, созданная по повелению свыше, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Несмотря на искусственность ее постулатов, она не претерпела существенных изменений на протяжении десятков лет, потому что в сознании миллионов русских независимо от теорий жила вера в Бога и царя, а церковные обряды составляли основу обыденной и духовной жизни. В значительной степени на этом держались национальное и государственное самосознание и единство.
В 60-80-е гг. по мере развития и обогащения национальной общественно-политической мысли в рамках охранительного направления появляются своеобразные, глубокие мыслители. Их объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа, особенно политизация его разрушительны для России. Поиск был направлен на то, как сохранить важнейшие национальные основы – православную веру, самобытную политическую и социально-экономическую системы, не допустить обмещанивания и революции, т.е духовного и неизбежно за ним следующего материального разрушения. Они предупреждали об опасности ассимиляции России Европой. К их числу принадлежали К.Н. Леонтьев, Н.Я., Данилевский, К.П., Победоносцев.
К.Н. Леонтьев создал собственную историософскую концепцию. Его пророчество о том, что в ХХ в. В результате развития либеральных и социалистических идей явится «рабство в новой форме», вероятно в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин государству, оправдалось. В современной западной литературе Леонтьева причисляют к крупнейшим русским писателям и признают одним из самых дальновидных и принципиальных политических мыслителей своего времени.
Не меньшим интересом на Западе и в России пользуются идеи крупного русского мыслителя Н.Я. Данилевского – выдающегося русского ученого-естественника, историка, философа публициста. В 50-70-х гг. он выдвинул ряд идей, которые легли в основание современных отраслей гуманитарного знания – историософию, социологию, антропологию, культурологию.
Данилевский – один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским государствам и особенно к России. В своей главной книге «Россия и Европа» он заложил основы цивилизационного подхода в истории.
Имя К.П. Победоносцева не сходило со страниц русской печати почти три десятилетия. Одни ненавидели и проклинали его, другие –преклонялись и благословляли. Независимо от оценок, Победоносцев – крупнейший государственный деятель конца XIX – начала ХХ в. В 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего синода. На этом посту он пробыл до осени 1905 г.
Как публицист Победоносцев высказал глубокиемысли о России и основах ее жизни. Его стараниями миллионы крестьянских детей получали образование и формировали социальную основу для аграрных преоразований Столыпина. Возбуждение политических страстей в крестьянстве Победоносцев считал преступлением, так как это вело к разрушению всех устоев, вызывало в людях жадность, своекорыстие, темные инстинкты. Онбыл убежденным противником демократии в России, считал, что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Парламентские выборы, по его мнению, представляют в реальной жизни « нахальную « игру честолюбия и корыстных интересов, а под лозунгом заботы о народном благе всегда подразумеваются интересы партийные, групповые или личные. Монарх же, возвышаясь над всем обществом, не только примиряет подобные требования и порывы, но и являет собой единство разумной волию. Выход из переживаемого Россией кризиса виделся ему в обновлении общества через церковь. Однако занчительная часть европеизированного русского общества не разделяла идеи Леонтьева, Побеносцева,Данилевского. Умами владели другие идеалы.
С конца 50-хгг. Русский либерализм вступил в новый этап, который продлился до 90- гг. За это время русские либералы обрели единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику правительства. Впервые они заявили о себе как общественные деятели в «эпоху великих реформ». Во всем полагаясь на царя, поддерживая инициативу Александа II, провозгласившего реформы, либералы обеспечили успех правительственного курса. Вместе с тем они отмежевались от Герцена и всего революционного направления, стремившегося поднять Русь «в топоры». Поколение либералов сороковых годов стало творцом великих реформ. Их практическая деятельность выявила важную закономерность либеральной политики – постепенные экономические и социальные преобразования политической системы.
В выработке и проведении реформ участвовало и новое поколение либералов – Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ от наступления справа, обсуждение и подготовку в дальнейшем целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна пойти по пути постоянных и осторожных преобразований для предотвращения в стране революционного взрыва, который они считали безусловным злом.
Либералы
пореформенных десятилетий
Осуществление земской, городской и судебной реформ в России привело к тому, что идеалы либерализма стали распространяться в провинции. На их основе возникло широкое земско-либеральное движение. Это было не только возрождение одного из традиционных начал русской жизни, но и школа общественности. Первоначально земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, врачей. В 70-х гг. на работу в земствах стали привлекать крестьян.
Земское
либерально-оппозиционное
События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их адресах к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная лояльность к правительству и крайняя умеренность требований. Теперь земцы уже не требовали проведения дальнейших реформ, ограничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйственных вопросов.
На
рубеже 60-70-х годов главным
В 70-е годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н. Ткачев.
"Бунтарское"
(анархистское) направление возглавлял
М.А.Бакунин. Взгляды Бакунина
в значительной степени
Бакунин
сыграл заметную роль в европейском
движении, был знаком с К.Марксом
и называл себя сторонником
Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л.Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции, считая "критически мыслящую личность" двигателем общественного прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа.
Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н.Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь
идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.
Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.
В
1869 г . в столице был образован
влиятельный в среде