Революционное движение середины 19 века

Автор работы: v***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:38, контрольная работа

Описание

«В 1855-1857 гг. представители разных общественных течений были едины в стремлении к самым общим освободительным преобразованиям, приветствовали каждый шаг правительства. Однако когда выяснилось, что грядущие перемены (прежде всего крестьянская реформа) затронут существенные материальные интересы различных классов, единое доселе общественное мнение раскололось.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

   С середины 60-х гг. борьбу с  оппозицией возглавил М.Н. Катков, отставной профессор истории Московского университета. Будучи частным лицом и не располагая никакими полномочиями, этот публицист и издатель журнала «Русский Вестник и газеты «Московские ведомости» стал самым влиятельным после  царя человекос в 70-е и особенно в 80-е гг. Катков провозгласил себя «спасителем» России от «красных», и и по мере наступления  консерваторов усиливалось и его влияние в правительственных сферах на внутриполитические дела. Он играл подчас решающую роль даже в определении состава  правительства.

   В 1880-1900гг. теория официальной  народности в неизменном виде  защищалась на страницах журнала «Гражданин», издателем и редактором которого был князь В.П.Мещерский. Теория  официальной народности, созданная по повелению свыше, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Несмотря на искусственность ее постулатов, она не претерпела существенных изменений на протяжении десятков лет, потому что в сознании миллионов русских независимо от теорий жила вера в Бога и царя, а церковные обряды составляли основу обыденной и духовной жизни. В значительной степени на этом держались национальное и государственное самосознание и единство.

   В 60-80-е гг. по мере развития и обогащения национальной общественно-политической мысли в рамках охранительного направления появляются своеобразные, глубокие мыслители. Их объединяло убеждение в том, что дальнейшая европеизация русского народа, особенно политизация его разрушительны для России. Поиск был направлен на то, как сохранить важнейшие национальные основы – православную веру, самобытную политическую и социально-экономическую системы, не допустить обмещанивания и революции, т.е духовного и неизбежно за ним следующего материального разрушения. Они предупреждали об опасности ассимиляции России Европой. К их числу принадлежали К.Н. Леонтьев, Н.Я., Данилевский, К.П., Победоносцев.

   К.Н. Леонтьев создал собственную историософскую концепцию. Его пророчество о том, что в ХХ в. В результате  развития  либеральных и социалистических идей явится «рабство в новой форме», вероятно в виде жесточайшего подчинения лиц мелким и крупным общинам, а общин государству, оправдалось. В современной западной литературе Леонтьева причисляют к  крупнейшим русским писателям и признают одним из самых дальновидных и принципиальных политических мыслителей своего времени.

Не меньшим  интересом на Западе и в России пользуются идеи крупного русского мыслителя  Н.Я. Данилевского – выдающегося  русского ученого-естественника, историка, философа публициста. В 50-70-х гг. он выдвинул ряд идей, которые легли в основание современных отраслей гуманитарного знания – историософию, социологию, антропологию, культурологию.

   Данилевский – один из создателей концепции  панславизма. Он видел в Европе врага  и агрессора по отношению к  славянским государствам и особенно к России. В своей  главной книге «Россия и Европа» он  заложил основы цивилизационного подхода в истории.

Имя К.П. Победоносцева не сходило со страниц  русской печати почти три десятилетия. Одни ненавидели и проклинали его, другие –преклонялись и благословляли. Независимо от оценок, Победоносцев – крупнейший государственный деятель конца XIX – начала ХХ в. В 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего синода. На этом посту он пробыл до осени 1905 г.

   Как публицист Победоносцев высказал глубокиемысли о России и основах ее жизни. Его стараниями миллионы крестьянских детей получали образование и формировали социальную основу для аграрных преоразований Столыпина. Возбуждение политических страстей в крестьянстве Победоносцев считал преступлением, так как это вело к  разрушению всех устоев, вызывало в людях жадность, своекорыстие, темные инстинкты. Онбыл убежденным противником демократии в России, считал, что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Парламентские выборы, по его мнению, представляют в реальной жизни « нахальную « игру честолюбия и корыстных интересов, а под лозунгом заботы о народном благе всегда подразумеваются интересы партийные, групповые или личные. Монарх же, возвышаясь над всем обществом, не только примиряет подобные требования и порывы, но и являет собой единство разумной волию. Выход из переживаемого Россией кризиса виделся ему в  обновлении общества через церковь. Однако занчительная часть европеизированного русского общества не разделяла идеи Леонтьева, Побеносцева,Данилевского. Умами владели другие идеалы.

   С конца 50-хгг. Русский  либерализм вступил  в  новый этап, который продлился  до 90- гг. За это время русские  либералы обрели единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутреннюю политику  правительства. Впервые они заявили о себе как общественные деятели в «эпоху великих реформ». Во всем полагаясь на царя, поддерживая инициативу Александа II, провозгласившего реформы, либералы обеспечили успех правительственного курса. Вместе с тем они отмежевались от Герцена и всего революционного направления, стремившегося поднять Русь «в топоры». Поколение либералов сороковых годов стало творцом великих реформ. Их практическая деятельность выявила важную закономерность либеральной политики – постепенные экономические и социальные преобразования политической системы.

   В выработке и проведении реформ участвовало  и новое поколение либералов  – Н.А. и Д.А. Милютины, А.В. Головин, М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге. Политическая программа  либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ от наступления справа, обсуждение и подготовку в дальнейшем целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна пойти по пути постоянных и осторожных преобразований для предотвращения в стране революционного взрыва, который они считали безусловным злом.

   Либералы  пореформенных десятилетий мыслили  свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать  собственную партию. Традиционно  для русской общественной жизни  объединяющим центром был журнал «Вестник Европы» - один из самых популярных журналов в России его редактором издателем был отставной профессор перебургского университета М.М. Стасюлевич. В работе журнала принимали участие известные историки, юристы, публицисты – К.Д. Кавелин, В.д. Спасович, К.К. Арсеньев, Н.И. Костомаров, А.н. Пыпин, А.Ф. Кони. Журнал был трибуной легальной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению.

  Осуществление земской, городской и судебной  реформ в России привело к тому, что идеалы  либерализма стали распространяться в провинции. На их основе возникло широкое земско-либеральное движение. Это было не только возрождение одного из традиционных начал русской жизни, но и школа общественности. Первоначально земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, врачей. В 70-х гг. на работу в земствах стали привлекать крестьян.

  Земское либерально-оппозиционное движение проявилось преимущественно в нелегальных  собраниях земцев с целью выработки  своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде «адресов», «записок» и прочих ходатайств и петиций царю. В этих записках, петициях и т. п. говори лось о преданности престолу, но вместе с тем выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам «местных польз и нужд», заявлялось о необходимости «увенчания здания земского самоуправления» путем созыва общероссийского земского органа в виде «Об щей земской думы» или «Земского собора», выдвигались требования пополнить Государственный совет выборными от земцев. В своих адресах и записках либеральные земцы, требуя от царя уступок, в качестве тактического приема указывали, что ограниченность реформ порождает усиление революционного движения, средство же его погашения, полагали они, — развитие дарованных ранее реформ. Вместе с тем некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью «отговорить» их от террористической деятельности.

  События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их адресах к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная лояльность к правительству и крайняя умеренность требований. Теперь земцы уже не требовали проведения дальнейших реформ, ограничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйственных вопросов.

  На  рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно демократическом  движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок. Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали её  значение).

В 70-е  годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н. Ткачев.

   "Бунтарское" (анархистское) направление возглавлял  М.А.Бакунин. Взгляды Бакунина  в значительной степени представляли  собой измененные в радикальном  направлении анархические идеи французского социалиста П.-Ж.Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны играть народные массы, которые толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять практическим, боевым бунтарским путем. Бакунин отвергал необходимость революционного просвещения масс и политической борьбы с царизмом. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом безгосударствеином обществе возникнет "свободная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

   Бакунин сыграл заметную роль в европейском  движении, был знаком с К.Марксом  и называл себя сторонником материалистического  понимания истории, но на деле был  далек от марксизма и вносил раскол в интернационал. В 1872 г . за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой  организации.

   Другое  теоретическое направление в  народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л.Лавров. В отличие  от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции, считая "критически мыслящую личность" двигателем общественного прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа.

   Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н.Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь

идеи  социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

   Практическая  деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

   В 1869 г . в столице был образован  влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А.Натансон, Н.В.Чайковский и др.), к 1871 г . (объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов) он составил ядро так называемого "Большого общества пропаганды" (А.И.Желябов, С.М.КравчинскиЙ, П.А.Кропоткин, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л.Лаврова. Осенью 1874 г . организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии революционно-демократического движения.

Информация о работе Революционное движение середины 19 века