Рюрики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение генеалогии Рюриковичей.Для достижения цели данной работы я ставлю себе следующие задачи:
1.Изучить и обобщить уже имеющиеся данные.
2. Анализ этих данных.
3.Построение генеалогии московской ветви князей Рюриковичей..

Содержание

Введение. Стр. 2 - 9
Глава I. Рюриковичи - великие Киевские князья. Стр. 10 - 22
Глава II. Рюриковичи - великие князья Владимирские. Стр. 23 - 27
Глава III. Московская княжеская династия. Стр. 28 - 37
Глава IV. Исторический вклад наиболее ярких представителей династии Рюриковичей в становление Российского государства. Стр. 38 - 43
Заключение. Стр. 44 - 45
Список литературы. Стр. 46
Приложение. Стр. 47 - 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Рюрикам..docx

— 108.12 Кб (Скачать документ)

Первыми устроителями стала династия Рюриковичей.

Потомки Рюрика властвовали над русскими землями 740 лет. Они непрерывно правили с 862 по 1598 год. Почти семь с половиной веков династия Рюриковичей создавала, берегла и укрепляла Русь. Этот великий род сыграл колоссальную роль в развитии и становлении Российского государства.

Вспомним, кто стоял у истоков династии Рюриковичей.

Так как  с древнейших времен до нас не дошло  никаких точных сведений об истории  образования русского государства, кроме полуисторических – полусказочных  преданий, на основе которых и была создана первая летопись « Повесть Временных лет», то я буду опираться на данные этого источника.

Основателем первой династии государей, правившей  на Руси более 700 лет до 1598 года, считается  князь варяжский Рюрик Варяжский, родившийся предположительно в 817 г. В 862 г. он был призван некоторыми племенами славяно-чудского союза на княжение со «всей русью» ( с тех пор и пошло название Руссакая земля) «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие  называются  шведы,  а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси  чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший,  Рюрик,  в Новгороде,  а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.  И от  тех варягов прозвалась Русская земля.»4. О войнах есть известие, что призванные князья начали воевать всюду, о правительственных мерах читаем, что Рюрик роздал города мужам своим, причем в некоторых списках прибавлено: « Роздая волости мужем своим и городы рубити». Так с Рюрика  началась эта важная деятельность наших князей – построение городов.5 Отношения между призванными варягами и призвавшими их племенами не сразу наладились. Об этом указывает сообщение о смуте в Новгороде с каким-то Вадимом Храбрым во главе. Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где уже сидели варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество.6Рюрик скончался в 879 г. но уже при нем с верховной княжеской властью в России утвердилась система феодальная по типу европейской, когда награждённые монархом бояре и любимцы, оставаясь подданными, властвовали как государи своих уделах.

Вторым  самодержавным правителем Руси стал Олег Вещий ( шурин Рюрика, по смерти которого стал опекуном его сына Игоря). Олег Вещий (годы правления 879-912 г.) первым собрал русскую землю в одно великое государство и прославился в народе не только смелостью и победами, но благоразумием и любовью подданных. Обманом он захватил и погубил Аскольда и Дира на том основании. что они «не князья и не княжеского рода». Заняв Киев, Олег сделал его столицей своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских».  Благодаря Олегу русские племена освободились о хазарской зависимости. В 907 году пошел на Византию, осадил Константинополь и заключил выгодный для Руси торговый договор, вторично подтвержденный в 912 году. О нем слагали песни, его подвиги изукрасили сказочными чертами. Словом, Олег был создателем русско-славянской независимости и силы.7

Следующим вступил во власть Игорь, сын Рюрика, по-видимому, не обладавший талантом воина и правителя. О его делах в летописях имеется только пять преданий8,княжил он 33 года (912- 945). Он сделал два похода в греческие владения: на Малую Азию и Константинополь. В первый раз потерпел жестокое поражение, во второй раз не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945года. Этот договор считается менее выгодным, чем договор Олега. Правление Игоря нельзя назвать удачным. Его дружина совершила два опустошительных похода в Закавказье. С 915 года между Доном и Дунаем стали расселяться пришедшие из Азии печенежские племена, которые постоянно препятствовали русским и совершали опустошительные набеги на славянские племена. Зависимость покорённых племён от киевского князя выражалась преимущественно в том , что они платили ему ежегодную дань. Игорь погиб в 945 году при попытке собрать дополнительную дань.

Первой  женщиной, принявшей правление государством стала Ольга «Святая», великая княгиня, жена Игоря I Рюриковича. В 945 г., оставшись вдовой и в связи с малолетством сына Святослава, приняла правление государством. В 947 г. Ольга совершила объезд русской земли, установила государственные дани, определила оброки и разделила всю землю на погосты (волости). При Ольге Русь стала известна в самых отдалённых странах Европы. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград(в 956году). В 956-957гг. Ольга принимала в Киеве послов византийского императора Константина Багрянородного. В летописях о ней говорится как о «мудрейши всех человек», приписывается всяческая забота о своих владениях. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православной церковью и княгиня Ольга была причислена к лику святых.9

Единственный  сын Ольги и Игоря ,первый русский князь славянского имени Святослав I Игоревич, был видным полководцем. Существует описание Святослава, оставленное Львом Дьяконом : «Был он среднего роста, имел плоский нос. Голубые глаза, густые брови, мало волос на бороде и длинные, косматые усы. Все волосы у него на голове были выстрижены, кроме одного клока, висесшего по обеим сторонам. Что означало его знатное происхождение. Шея у него была плотная, грудь широкая, и все прочие члены очень стройные.Вся наружность представляла что-то мрачное и свирепое. В  одном ухе висела серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами. Белая одежда его только чистотою отличалась от одежды прочих русских».10 Вступив на великокняжеский престол (957 г.), постоянно занимался военными походами, которые удаляли его от столицы. В связи с этим правление оставлял матери. Внук Рюрика князь Святослав Игоревич продолжил политику усиления Руси. Его войска нанесли поражения Волжской Булгарии, разгромили Хазарский каганат, отразили натиски печенегов.11 Однако в 972 году князь попал в засаду у днепровских порогов, устроенную кочевниками по заказу византийцев, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом,  и пил из нее на пирах , надеясь, что к нему перейдет сила героического славянского князя.12

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом, Владимиром) произошли  междоусобия, в которых погибли братья Владимира, и он остался единодержавным государем. Сын Святослава I Игоревича- Ярополк I Святославич, не имел влияния на уделы своих братьев. В 978 г. Ярополк пошёл против печенегов, чтобы отомстить за смерть отца, покорил их и заставил платить дань. Ярополк оставил в истории образ добродушного , но слабовольного человека.

Ещё один сын Святослава Игоревича- Владимир I Святославич «Святой» (годы правления 980-1015 г.), несмотря на молодость, показал себя воинственным и храбрым князем, каким был его отец Святослав. В молодости Владимир был ревностным язычником и оставил о себе память как мстительный, кровожадный воин и братоубийца, так как пошёл войной на Ярополка. Еще Владимир обожал женщин, был страстен и подобен царю соломону, количество его жен и наложниц достигали 800. 13Но со временем он образумился и даже заинтересовался различными религиями (до этого вся Русь была языческой). Внимательно изучив вероисповедания, посылая для этого эмиссаров в различные края, 14 князь выбрал греческую веру, но он хотел не просто принять, а завоевать ее. Для этого он захватил торговый город Корсунь(Херсонес) и объявил, византийским императорам Василию и Константину, что желает стать супругом их сестры Анны. Иначе же грозился захватить Царьград. Императорам пришлось согласиться на этот ультиматум. При крещении Владимир получил имя Василий. По возвращении в Киев Владимир приказал уничтожить языческих идолов, собрал горожан на берегу Днепра, где над ними был торжественно совершён обряд крещения. После крещения  в государстве получило распространение образование, начали создаваться учебные заведения, строиться и украшаться живописью, изделиями из серебра и золота храмы.15За введение христианства церковь назвала князя Владимира «Святым» и « Равноапостольным», а за государственные дела он заслужил в истории имя «Великого», а в народе его прозвали ласково – Владимир Красное Солнышко.

После смерти Владимира Святого (1050), на Руси вновь  возникли княжеские междоусобия. Старший  сын Владимира Святополк, заняв  Киевский «стол», стремился истребить  своих братьев, чтобы править  единовластно. 16Из пяти братьев ему удалось избавиться от трех, двое из которых- Борис и Глеб – были застигнуты врасплох и не думали противиться брату. Их мученическая смерть и нравственная правота возбудили против Святополка всеобщее негодование. Церковь причислила братьев к лику святых, а Святополк получил прозвище Окаянный17.

Небывалого  расцвета достигла Киевская Русь во времена правления сына Владимира «Равноапостольного». Ярослав I Владимирович « Мудрый» (годы правления 1019-1054), в первые годы своего княжения вынужден был вести войны со своими родственниками. Всё правление Ярослава характеризуется политическим подъёмом Киевской Руси, попытками преодолеть начавшуюся феодальную раздробленность. Для укрепления границ своего государства он основал новые города: на севере – Юрьев( современный Тарту), на Волге- Ярославль, построил несколько городов на южных границах. В 1032 г. вернул захваченные ранее Перемышль и Червен. Ярослав любил красивые постройки : Киев был обнесён каменной стеной и так называемыми Золотыми воротами (1037 г.). Он так же заботился о распространении просвещения, собрал богатейшую библиотеку. Под его покровительством стали организовываться монастыри, которые сыграли главную роль в распространении книжного дела на Руси. При Ярославе были написаны на славянской земле первые письменные законы под названием «Русская правда»18, которые составлялись на основе древних славянских обычаев и заложили начало судопроизводства на Руси.

Сын Ярослава Мудрого – Изяслав I Ярославич (годы правления 1054-1068, 1069-1073,1077-1078) , трижды садился  на престол Киевский, но не удержался  на нём. Изяслав обнародовал дополнения к «Русской правде», отменяющие смертную казнь. Совершил удачные походы против латышского племени голядов и торков. 19В первоисточниках о нём написано: «Изяслав, приятный лицом и величественный станом, был столь же малодушен, сколь мягкосердечен: хотел престола и не умел твёрдо стоять на оном».20

Третий  сын Ярослава Мудрого - Святослав II Ярославич (годы правления 1073-1076) был  слаб здоровьем и обеспокоен судьбой  своих детей, которым грозила  бедственная участь изгоев в случае смерти отца до достижения великокняжеского престола. Поэтому в 1073 г. он отнял  у Изяслава Киев, где правил до самой  смерти. Святослав приобретал книги, не считаясь с ценой, заставлял писцов списывать новые, переводить с греческого и болгарского языков. Наиболее известной  из них является «Изборник»21, где были собраны различные поучения и наставления.22

Младший сын Ярослава Мудрого - Всеволод I Ярославич (годы правления 1078-1093) был очень  образованным человеком, многое сделал для развития на Руси грамоты, зодчества, для процветания торговли и сельского  хозяйства, промыслов и ремёсел. Внёс существенное дополнение к «Русской правде»; ликвидировал кровную месть, отрегулировал степени феодальной зависимости, определил льготный статус профессиональных военных- княжеских дружинников. Великое княжение его было одним из самых беспокойных, так как всё время не прекращались жестокие усобицы: племянники Всеволода добивались областей, ссорились между собой, отчего постоянно приходилось их усмирять и делить между ними волости.

Сын Изяслава I Ярославича – Святополк II Изяславич (годы правления 1093-1113) с приходом к власти вместо «старшей дружины», т.е. соратников и друзей Ярославичей, приблизил к себе новых людей, которые за службу требовали большого вознаграждения. В связи с чем на жительство в Киев были приглашены евреи –ростовщики, ссужавшие великого князя деньгами. Наиболее выгодной коммерцией в то время была торговля рабами, поэтому евреи подталкивали Святополка к военным действиям с целью захвата пленных. Политика проводимая Святополком II была далека от стратегических, экономических и культурных интересов Руси. Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность. надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство Великого Князя, и только сильная рука  Владимира Мономаха держала его на престоле 20 лет, даруя победы отечеству. При нем было много насилия от князя людям и грабеж беззаконный.

В дальнейшие годы правления (1113-1125) наиболее ярким  правителем был Владимир Всеволодович Мономах: великий князь киевский, крупный государственный деятель, боровшийся за восстановление единства Руси, сын Всеволода Ярославича от «царицы грекини», дочери византийского императора Константина Мономаха.. После погрома в Киеве (1113 г.) к Владимиру Мономаху, самому популярному в народе правителю, была послана депутация, возглавляемая митрополитом, с просьбой занять великокняжеский престол. Мономах согласился, восстание прекратилось, но был нарушен лествичный порядок престолонаследования. Сей Государь щадил кровь людскую, но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей.

Владимир  был прозван Мономахом не только за происхождение, но и за греческую образованность. В годы своего княжения он решил две крупнейшие проблемы своего времени: половецкую и еврейскую, установив на Руси относительный порядок. Он не стал конфисковывать имущество ростовщиков, нажитое неправедным путём, а отказал им в праве на жительство и предложил выехать в Германию. Мономах призывал к сохранению духовного единства Руси и консолидации военных сил удельных князей для обороны страны. Летописцы отмечают такие особенные черты его характера, как нежную привязанность к отцу( которого он никогда и ни в чем не ослушался), снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие.23 Владимир Мономах оставил написанное им самим поучение для сыновей, в котором освещены как все его деяния, так и отношение к жизни, к Богу, заповеди, по которым он прожил свою жизнь.24 Мономах передал свой престол сыну Мстиславу, что явилось первым шагом к централизации княжеской власти.

Сын Владимира  Мономаха - Мстислав I Владимирович Великий (годы правления 1125-1132) походил умом и нравом на своего отца. 25Летописец, говоря про Мстислава, называет его Великим, а православная церковь причислила его к лику святых. Своими военными успехами Мстислав ещё более утвердил веру в могущество Руси. Жестоко наказал половцев, которые обрадовались смерти Мономаха и напали на Русскую землю в 1125 г. В 1130-1131 г. совершил удачные походы на Чудь (Эстония) и Литву.26

Сын Владимира  Мономаха - Ярополк II Владимирович (годы правления 1132-1139) отличался большим благородством и необыкновенной храбростью27. Ещё при жизни отца начал княжить в Переяславле Русском, земли которого, как правило, первыми подвергались нападению степных кочевников. Несмотря на редкие душевные качества, у Ярополка не хватило сил удержать княжеский род от распрей. С самого начала правления он слабостью распоряжений , перессорив князей, возбудил междоусобицы как на юге, так и на севере Руси.

Информация о работе Рюрики